Владимир Бурматов: «Я против движения в сторону элитарности образования - это абсолютно пагубный, недопустимый, неправильный для нашей страны путь… »
В системе образования вопрос об авторитете стоит, может быть, острее, чем где бы то ни было. Это первый общеизвестный постулат. Второй же гласит: все понимают, что такое хорошее образование, но никто не знает, как его добиться. Подавляющее большинство инициатив Минобрнауки подвергаются жесткой критике - из таких же прекрасных побуждений, из которых они были созданы…
Владимир Бурматов, депутат Государственной Думы и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию - фигура на политическом небосклоне заметная. И никто не будет отрицать тот факт, что он из тех редких политиков, чьи предложения по работе системы образования многими профессионалами считаются разумными и конструктивными. Он прикладывает массу усилий для того, чтобы реализовать инициативы, спланированные им самим и его коллегами.
- Владимир Владимирович, в канун Нового года принято подводить итоги года уходящего. Какие из результатов Вашей деятельности в 2015 году оказались самыми значимыми для Вас?
- Прежде всего, итоги уходящего года в мире образования ни в коем случае не равны деятельности Комитета Госдумы по образованию. Деятельность комитета – это всего лишь часть образовательного мира, хотя и часть достаточно значимая. Конечно, я могу утверждать, что в этом году комитет отработал неплохо. Мы приняли пакет законов по дошкольному образованию, по нулевой ставке на прибыль для детских садов, по ограничению платы за присмотр, а также еще целый ряд законопроектов, которые давно планировали рассмотреть и давно планировали принять. Это был очень тяжелый, очень неоднозначный год...
Однако работа в Комитете по образованию – это приблизительно четвертая часть от всей моей деятельности. В этом году в системе образования начались первые проблемы с социальными выплатами. В начале года произошли первые задержки учительских зарплат – в Забайкалье, в Мурманской области… За долги перед коммунальными службами арестовывались школьные счета. Аналогичные проблемы случились и в вузах – причем в московских, а не на периферии. Мы также столкнулись с ситуацией, что преподаватели работали на положении крепостных: в РГГУ, например, не были оформлены трудовые договора с профессорско-преподавательским составом. Непонятно, на каких условиях люди работали - без зарплат, без соблюдений норм трудового законодательства… Теперь в РГГУ устранены все нарушения.
Мы добивались выплат в Забайкалье и в Мурманске. Восстановили электроснабжение школ и детских садов в Приморье, где порядка двух десятков социальных объектов оставались без электричества.
Нам удалось добиться отмены совершенно безумного решения об аннулировании льгот для выпускников техникумов, поступающих в вузы. Более того, теперь красные дипломы техникумов учитываются. Мы занимались тем, чтобы ввести мораторий на изменения в ЕГЭ, и добились того, что наши условия были приняты. Когда ты видишь реальный результат своей работы, это приносит огромное удовлетворение.
- Вы активно участвовали в разборе спорной ситуации, произошедшей с Челябинским государственным университетом, который хотели объединить с педуниверситетом. Почему Вы выступали против объединения?
- Я против движения в сторону элитарности образования - это абсолютно пагубный, недопустимый, неправильный для нашей страны путь. Он чреват для нас очень серьёзными деструктивными последствиями, но я вижу, как с упорством, достойным лучшего применения, Минобразования идет именно в этом направлении. Сокращается число университетов, причем за счёт вполне приличных государственных вузов. Идёт откровенное наступление на филиальную сеть, причем, опять же, за счёт вполне благополучных филиалов. Однако, сливая несколько слабых университетов, никогда не получить сильного вуза. Когда нам говорят о том, что хороший вуз – это большой вуз, остается только развести руками. В любых рейтингах на первых строчках - небольшие частные вузы. Включился в историю с Челябинским педагогическим университетом, потому что знаю, насколько катастрофична сегодня у нас ситуация в педагогическом образовании. Я был почти во всех школах Челябинской области: это мой регион, от которого избирался. И везде, где я собирал педсовет, люди говорили: у нас один из немногих регионов, где практически отсутствует дефицит педагогических кадров именно потому, что существует самостоятельный педвуз. И вот - очередная попытка его закрытия, уже третья за последние три года. К счастью, она не удалась, университет мы в итоге отстояли. Но мы-то отстояли, а другой регион - нет, дал слабину, и у них этот вуз отобрали…
- Педагогическое образование в зоне особого внимания. Что Вы думаете о подготовке педагогических кадров?
- Это фундаментальный вопрос - но посмотреть на него можно и под другим углом. Не так давно министр образования и науки сделал сакраментальное заявление: предложил вузам не принимать троечников в университеты. Наверное, здесь есть рациональное зерно: ректоры постоянно жалуются мне, что в вузы приходят ребята, не готовые к освоению основной образовательной программы. Правда, они это говорят не про троечников, а про всех выпускников школ. Даже, если это отличник, в Бауманке (МГТУ имени Н.Э. Баумана - прим. ред.), к примеру, он не в состоянии изучить ряд естественнонаучных дисциплин даже на базовом общеуниверситетском уровне! Сначала его нужно доучивать, прежде чем он сможет учить сопромат, по теории вероятностей, математическому анализу и другим дисциплинам.
Но проблема заключается вот в чём. Если бы господин Ливанов высказал свое предложение уже после того, как порядок в системе общего образования был бы наведен, то к нему не возникло бы никаких вопросов. Если бы репетиторы школьникам были не нужны, если бы их учили так, что ЕГЭ казался бы им не концом света, а просто органичным этапом аттестации и банальной проверкой знаний… Да, тогда министр мог бы говорить: давайте брать только сильных. При такой ситуации, если ты слабо учишься, значит, нет желания или усердия, или (что гораздо реже) - способностей. А сейчас дела складываются по-другому: в системе общего образования системные проблемы. Прежде всего не хватает грамотных кадров, и эта нехватка тоже сформировалась не сама собой. Если посмотреть, сколько самостоятельных педагогических вузов было уничтожено Минобразования за последние годы, то мы поймем истоки возникновения этой проблемы. Когда я разговаривал с одним из ректоров педагогических университетов, он мне сказал, что примерно три четверти самостоятельных педагогических вузов оказались уничтожены, реорганизованы, или объединены с вузами общегуманитарного профиля.
- Вы говорили о том, что, несмотря на все сделанное, перед системой образования все ещё стоит ряд серьёзных вызовов…
- В прошлом году, например, пришлось снижать нижнее пороговое значение ЕГЭ, потому что иначе выпускники не получили бы аттестаты. В этом году российские школьники впервые за 50 лет не привезли ни одной золотой медали с Международной математической олимпиады, которая проходила в Таиланде. Первый раз за полвека ! И оправданий здесь нет. Это именно катастрофа в системе общего образования. Президент России не зря провел 23 декабря Госсовет не по высшему образованию, не по профтеху, а по общему образованию: здесь самая проблемная зона. И проблема будет усугубляться, потому что в последние три года прошло масштабное закрытие педагогических вузов. Сегодня услуги репетиторов так востребованы ещё и потому, что учителям элементарно не хватает времени дать все знания в классе. А если посмотреть динамику роста количества домашних заданий школьников - то можно просто за голову схватиться… Объем домашнего задания – это косвенное свидетельство низкой квалификации учителя. Чем меньше учитель успевает сделать в классе, тем больше остается ученику на дом. Когда ко мне приходят родители и говорят, что ребенок корпит над учебниками до 11 часов вечера, это не значит, что мы имеем дело с нерадивым школьником или плохо составленной программой. Как правило, эти проблемы ребёнка – следствие непрофессиональной работы учителя. Но при этом у меня рука не поднимется кинуть камень в огород педагогов: они сами - заложники этой ситуации. Они задавлены бюрократией: вместо того, чтобы готовиться к урокам и проводить их, они утром пишут планы, а вечером - отчёты о том, как они писали планы. Вот она - школьная проблема номер один, которую необходимо решать.
- После предложения Президента РФ о снижении бюрократической нагрузки на учителей Вы разработали предложения по дебюрократизации образования. Можете ли Вы рассказать, что это за предложения? Как они помогут учителям?
- Мы давно говорили о том, что требуется «волком выгрызать бюрократизм» в образовании – и предпринимали шаги в этом направлении. И последнее заявление Владимира Путина на Госсовете, выводящее эту борьбу в приоритет, говорит о том, что нас услышали. За последние три года объемы бюрократии в учебных заведениях выросли примерно в 2 раза. Мы со своей стороны весь год работали над тем, чтобы было сокращено количество проверочных мероприятий, мешающих работе учебных заведений. И будем заботиться об этом и в следующем году.
- Это, по всей видимости, работа на несколько лет. А если говорить о краткосрочных планах на следующий год - какие из них Вы могли бы озвучить?
- Я не стану сейчас рассказывать о наших комитетских планах – это работа и привилегия председателя комитета. Но скажу, что две моих инициативы приняты на последнем заседании комитета и поставлены в план. Это, во-первых, парламентские слушания по качеству высшего образования, которые должны повысить конкурентоспособность российских вузов. Знаете, меня откровенно беспокоит судьба программы 5-100 (проект, призванный обеспечить попадание пяти российских вузов в мировой ТОП-100. — прим. ред.), на которую уже потрачено более 30 млрд. рублей. К слову, одно из наших антикоррупционных расследований как раз и посвящено судьбе этих средств, попытке понять, на что они были потрачены и почему эффект от этой программы отрицательный. Почему вузы опускаются в рейтингах вместо того, чтобы подниматься? Почему средства уходят, например, на организацию проектного офиса, или на банкеты - по 3 миллиона, или по 12 миллионов на организацию совещаний, а вузы вынуждены в отсутствии нормального финансирования заниматься накруткой рейтингов ?
И вторая инициатива, которая уже принята - круглый стол по безопасности наших детей в школах. Этот вопрос многоаспектный, сегодня существуют угрозы как стандартные, если можно так выразиться, так и те, которые продиктованы сегодняшней международной обстановкой.
- Это - планы, которые затрагивают Вашу комитетскую деятельность. А если говорить о планах Бурматова-правозащитника?
- Еще в январе 2015 года мы начали мониторинг ситуации с социальными выплатами в вузах и в школах по всей России. Мы будем продолжать его вести, но это работа, которой должно заниматься профильное ведомство. О чем мы можем говорить, если министр образования узнает о проблемах с выплатами в подведомственных учреждениях из СМИ ? Это полная неинформированность. Но если этим не занимается никто - приходится заниматься нам. И в этом году, и в будущем. Стараемся, чтобы в каждом случае решение было найдено.
Что касается антикоррупционных расследований, то уже в январе 2016 года мы опубликуем результаты тех шести расследований, которые не успели показать в этом году. Летом мы собираемся сделать достоянием общественности результаты независимой антикоррупционной экспертизы ЕГЭ, уже второй по счету. Обязательно будут проанализированы закупки 2015 года - мы сделаем эту работу для Счётной палаты. Определенный объем информации мы постараемся предоставить уже к апрельскому отчёту СП о порядке расходования бюджетных средств в 2015 году.
Что касается высшего образования, то мы будем так же, как и раньше, работать в оперативном режиме. К сожалению, в оперативном, потому что у нас пока не получается переломить ситуацию в корне, то есть убедить министерство отказаться от курса на элитарное образования. Высшее образование должно быть, если не всеобщим, то максимально доступным.
- Давайте поговорим о доступности не только высшего, но и творческого образования. Например, Вы родились в семье музыкантов… Считаете ли Вы полезным вернуть в школы уроки музыки?
- Если рассматривать в этом аспекте, то из школьной программы убрали много того, что ни в коем случае нельзя было убирать. Не только музыку, но и астрономию, и черчение. При всей проблематичности преподавания астрономии выбрасывать её из школьной программы - все равно, что лечить головную боль гильотиной. У вас голова болит, мы её отрубим, она у вас болеть не будет. И ведь не врут. Но вопрос: человеку действительно от этого легче, или можно было как-то по-другому ? Если были проблемы с астрономией, с уровнем преподавания этой дисциплины, то надо было системно повышать квалификацию учителей как раз в тех самых педагогических университетах, которые массово позакрывали. Если были проблемы с преподаванием черчения, то надо было делать то же самое. Но почему теперь, когда я собираю ведущих инженеров российских предприятий на форуме «Инженеры будущего» в Челябинской области, все они называют одной из основных проблем общего образования отсутствие черчения ? Они говорят, что сегодня в вузах ребята не могут написать первый курсовой проект. Второй проблемой они называют попытку, к счастью, не удавшуюся, отмены льгот для выпускников техникумов. Потому что они говорят, что тому, чему не научили в школах, например, начертательной практике, учили в техникумах. Да, есть чем позаниматься в школах и помимо музыки… Однако Минобразования считает, что нам необходим второй иностранный язык, который просто некому преподавать.
- Неужели действительно некому?
- Вдумайтесь! По новым Федеральным госстандартам второй иностранный язык - обязательный… Конечно, у тех, кто родился в Москве, проблем нет. Можно выучить и первый, и второй иностранные языки: и зарплаты у учителей здесь побольше, и школу можно найти приличную. Но кто будет преподавать его в Туве, там, где русский учат как первый иностранный ? А, ведь, надо дать еще второй… Такими решениями Минобр просто-напросто нарушает единое образовательное пространство страны. Мы живем в одной стране, и по Конституции у нас записано право на общедоступное, равнокачественное образование. Минобразования своими действиями напрямую нарушает Конституцию и делает очередной опрометчивый шаг в сторону элитарности образования. Если у тебя тугой кошелек, если ты можешь позволить себе репетиторов, ты в вуз поступишь на бюджетное отделение. Если у тебя денег нет, будь ты хоть семи пядей во лбу, но где тебе взять учителей, если они не в состоянии подготовить тебя как надо и квалификацию им никто не повышает? Это серьёзная системная проблема, требующая очень вдумчивого решения.
- И очевидно, что не единственная проблема… Что Вы собираетесь предпринять, как изменить ситуацию?
- Что делать ? Главное, что нужно делать - это работать... Я же с этого начал. Вы посмотрите, сколько откровенных глупостей нам удалось заблокировать в этом году! В качестве еще одной иллюстрации расскажу: объединяли в Москве две школы, и в результате школа для детей с тяжелыми нарушениями речи должна была стать школой с углубленным изучением иностранных языков. Это не анекдот и не сюрреализм - это наша действительность. И мне, чтобы заблокировать эти процессы, пришлось подключить прокуратуру. Ведь, у детей пропали все специальные предметы, все дисциплины логопедического профиля. К тому же наполняемость классов увеличилась до состояния обычной школы. Вместе с родительским комитетом этой школы мы начали действовать - и мы победили… Но такие ситуации случаются каждый день, и их много… Если посмотреть запросы, которые я ежедневно просматриваю и подписываю (их набирается штук по 30) — они дают картину существующих проблем. Если перечислять их не по памяти, а поднять тома нашей корреспонденции и переписки, то получится, что можно силами одного депутата остановить множество не самых умных начинаний, принять несколько очень приличных законов, за которые точно не будет стыдно, которые уже подписаны президентом. Опубликовать почти четыре десятка расследований на общую сумму больше 30 миллиардов рублей, вернуть немало денег в бюджет и сделать еще очень много хороших и добрых дел… Что для этого надо? 365 дней и желание что-то менять. Несмотря на тяжесть положения, у меня нет никаких апокалипсических настроений. Как бы сформулировать, чтобы не получилось слишком пафосно… Побеждают не те, у кого есть деньги, административный ресурс или еще что-то… Побеждают учителя, родители, дети — мы с вами побеждаем, потому что мы правы...
Вернуться назад или поделиться