Надежда Перфилова: «Главное в школе – это доверие»
Коллектив редакции «Столичное образование» присоединяется ко всем теплым словам, которые были и будут сказаны в адрес Надежды Рафаиловны Перфиловой. Право руководить любым коллективом — это прежде всего этическое право. Ответ на вопрос: «А судьи кто?» — в наше время находится элементарно: неслучайно глагол «гуглить» уже несколько лет является «наиболее полезным словом года». Все, с кем мы беседовали о Надежде Рафаиловне, готовя этот материал, говорили о ее высочайшем нравственном авторитете, о том, что готовы откликнуться на любой ее призыв. Наверное, это единственная форма признания, которой стоит гордиться.
В интервью звучит очень важная тема — тема передачи опыта и преемственности поколений. Кризис семьи и школы, разговоры о котором давно стали общим местом, во многом обусловлен тем, что опыт родителей и учителей оказывается на первый взгляд неприменимым для поколения Интернета и цифровых гаджетов. И одна из важнейших задач педагога сейчас - объяснить (и порой не только детям, но и взрослым), зачем нужно читать все эти истории про девушек, пишущих тайком письма возлюбленным; зачем нужно уметь решить уравнение с двумя неизвестными (если это может сделать любой смартфон); зачем помнить исторические даты. Надежда Рафаиловна объясняет это каждый день, тем самым опровергая тезис о неспособности преодолеть пропасть между поколениями и о том, что в битве со своими страхами современный человек оказывается один на один, без возможности прибегнуть к спасительному дружескому опыту.
Наш разговор с Надеждой Рафаиловной и её коллегами состоялся в Мосгордуме в канун юбилея … Школа – это больше, чем просто педагогический коллектив, предоставляющий некие «образовательные услуги». Хорошая школа – это структура, благодаря которой люди, соприкасающиеся с ней, становятся лучше. Наша сегодняшняя беседа – с руководителем такой школы, а точнее Многопрофильного образовательного центра, депутатом Мосгордумы Надеждой Рафаиловной Перфиловой.
– Надежда Рафаиловна, пользуясь случаем, рады поздравить Вас с юбилеем – как прошедшим, в честь 40-летия педагогической деятельности, так и предстоящим – 4 января у Вас круглая дата… Можете ли Вы по аналогии с героиней известного фильма сказать: «Вот сейчас всё только начинается»?
– Наверное, нет. Я из тех людей, для которых очень важно прошлое. Именно оттуда я черпаю силы. С прошлым у меня связаны очень многие приятные моменты: выбор профессии, первые уроки, встреча с любимым человеком. Семья для меня всегда значит очень многое. Мама, которой уже 92 года, дочь, внуки… 40 лет я ни на один день не расставалась с педагогической профессией, ни разу не предавала дело, которому служу.
– Наверно, вот эта искренность в чувствах и есть Ваша сила, то, чем обезоруживаете собеседника. Для большинства людей Вы являетесь прежде всего руководителем, и не просто руководителем, а очень успешным. По рейтингу школа № 2098, которой Вы руководите, занимает 77 место в Москве и 99 среди лучших школ России. Это заслуга в первую очередь директора?
– Знаете, в одиночку директор не может сделать ничего. Значит, высокие показатели школы – это заслуга всего педагогического коллектива. А директор должен суметь подобрать учителей и выстроить работу таким образом, чтобы каждый учитель нёс ответственность за результат своего труда.
– По каким критериям подбираете педагогов? Какие из них для Вас приоритетны – личностные или профессиональные?
– Очень сложно с первого взгляда понять, что за человек стоит перед тобой. Поэтому уже «на входе» в нашу школу мы просим учителя, как я говорю, «встать к станку», то есть – провести урок. И смотрим на человека, на то, как он этот урок ведёт. Конечно, люди все разные, у каждого свои сильные и слабые стороны. Но если будущий учитель не боится пойти и показать себя – это его первый шаг на пути к победе. Мы видим, что человек не страшится трудностей, он открыт и готов работать. Кроме того, перед уроком обычно мы разговариваем в формате обоюдных вопросов и ответов, и от этой беседы тоже во многом зависит впечатление от кандидата. Для школы важно, насколько педагог открыт в профессии, способен ли он воспринимать что-то новое, слышать и понимать детей и родителей. От этого, согласитесь, очень многое зависит.
– Отдаете ли предпочтение педагогам какой-то определенной возрастной группы?
– На мой взгляд, самый эффективный коллектив – тот, в котором сочетаются опыт, традиции, новаторство, взгляд в будущее. Нельзя отказываться от людей, у которых за плечами огромный опыт, у которых есть собственные наработки… Это очень важно. При этом основной «педагогический костяк» в школе – это, как правило, люди среднего возраста и молодёжь, которая совершенно по-другому всё воспринимает, живёт сегодняшним днём. Дети с удовольствием учатся у молодых педагогов, потому что с ними возможны более доверительные отношения, не переходящие при этом в панибратство.
– Вы являетесь членом окружного жюри профессионального конкурса «Учитель года». Что привело Вас туда? Какие изменения происходят год от года в конкурсных выступлениях?
– Пошла в жюри этого конкурса, чтобы посмотреть, что делается в округе и городе. Посмотреть, поделиться увиденным со своим педагогическим коллективом – и, честно скажу, переманить к себе в школу тех учителей, работа которых впечатлила.
– Удаётся переманивать?
– Иногда – да! (улыбается) Что касается изменений, четкой динамики здесь нет. Молодёжь сегодня свободнее обращается с техникой, и это прекрасно воспринимается детьми. Но иногда бывает, что учитель увлекается, создает картинку ради картинки – такого быть не должно. Вы знаете, на любом уроке у любого учителя можно что-то подсмотреть. Независимо от опыта и возрастной группы, у всех педагогов есть свои минусы и плюсы: идеального учителя нет. Но есть настоящий учитель – тот, в котором чувствуется желание развиваться, не останавливаясь на достигнутом.
– Вы прошли серьёзный путь, прежде чем стать руководителем. Сейчас появился новый класс молодых директоров школ, занявших свой пост в одночасье, без предыстории. Возглавляя работу своего межрайона, как Вы строите работу с ними и как относитесь к этому явлению – молодой директор?
– У меня к этому неоднозначное отношение. Раньше директор был прежде всего главным педагогом школы. Вот я, например, всегда говорю, что со мной работать, с одной стороны, легко, а с другой – сложно, потому что сама прошла весь этот путь от учителя начальных классов до директора. Текущий год – первый, когда я ушла от доски, но до этого сорок лет независимо от того, на каких я должностях была – завучем, директором – всегда вела уроки. Это приносит огромное удовлетворение, потому что, закрывая за собой после звонка дверь, ты понимаешь, что за эти 45 минут математика стала для моих детей чуть-чуть понятнее, исчез страх перед трудностями. Значит, я смогла добиться чего-то очень важного. Не говоря о том, что сразу видишь результат своего труда.
В настоящее время директор – уже не главный педагог, а прежде всего менеджер, управляющий большим образовательным комплексом. У молодых директоров много свежих идей, новых взглядов. Они хваткие, быстро реагируют на все изменения. Но знаете, абсолютно убеждена, что дело не в возрасте. Опытный директор очень часто не менее эффективный менеджер, стратег, готовый вести свою команду к новым рубежам.
– Надежда Рафаиловна, сколько у Вас человек в коллективе?
– На сегодняшний день у меня 4,5 тысячи воспитанников и обучающихся и более 500 человек сотрудников. С трудом привыкаю к этой реальности. Если раньше я всегда, встречая детей и родителей, была в курсе их радостей, горестей и проблем и понимала на что надо обратить внимание, то сейчас… Сейчас, когда это несколько зданий, несколько сложившихся коллективов, одному человеку уже не под силу держать в голове все вплоть до мелочей. Нужно выстраивать ситуацию так, чтобы в школе работала команда единомышленников. В современном образовании руководитель педагогического коллектива выполняет множество функций, которые раньше ему не были свойственны. Это и работа в правовом поле, и вопросы закупок, и любые хозяйственные проблемы. Конечно, в Департаменте образования для нас проводят соответствующие тренинги. Наша основная задача – создать комфортные условия для обучения и работы. Всем – и учащимся школы, и педагогическому составу. Я говорю своим заместителям: «Мы не просто хозяйственники – мы хозяева, у нас есть мешочек с деньгами, и мы его должны грамотно расходовать». Жизнь и обязанности директора сегодня изменились – но всё всегда меняется. Мы лишь просто должны правильно использовать эти изменения.
– Давайте поговорим об этом уникальном регионе – Москве. В числе Ваших наград – медаль «В память 850-летия Москвы» и звание «Лауреат премии города Москвы». Какое место занимает в Вашей жизни наш город? Где больше всего любите бывать в свободное от работы время?
– К сожалению, у меня совсем не хватает времени для прогулок и отдыха. Но если удается выкроить несколько часов, с удовольствием гуляю по дорожкам Ботанического сада. Там создали совершенную пастораль: в прудах плавают уточки, в вольерах гордо прохаживаются павлины… Ещё я совершенно неожиданно для себя открыла лесопарк недалеко от Левобережья и района Ховрино. Такого количества белок на квадратный метр я в своей жизни не видела нигде! И теперь хожу туда с внуками, если есть возможность. Я вообще люблю тихие, спокойные места. С удовольствием выезжаю за город на машине, смотрю, как проходят по реке баржи и лодки. Дубна – одно из моих самых любимых мест за пределами столицы, но не далеко от неё.
– К сожалению, Москва, как и любой современный мегаполис, далеко небезопасный город. Особенно для ребенка. Какие меры Вы принимаете для того, чтобы ученики находились в безопасности хотя бы на территории школы?
– К сожалению, есть немало случаев, свидетельствующих об увеличении детского травматизма в столице. Поэтому на каждом аппаратном совещании вопросы травматизма, здоровья детей и физической культуры затрагиваются в первую очередь. Мы утверждаем, если ребенок на уроке физкультуры получил травму – причем тут физкультура вообще? Утром родители привели в школу здорового ребенка, и таким же здоровым он должен вернуться к ним после всех занятий. Для этого нужно принимать все возможные и невозможные меры предосторожности – и соблюдать их. Конечно, дети есть дети. Но мы-то – взрослые! И значит, должны предусмотреть и предугадать все варианты.
– Ответственность за детскую безопасность лежит одновременно и на школе, и на родителях. К сожалению, во многих школах тема взаимодействия с родителями является болезненной и в силу этого – почти закрытой. Понятно, что конфликты возникают везде и всегда. Как Вы их решаете?
– Могу Вам сказать, что конфликтных ситуаций сегодня не становится, к сожалению, меньше. Стараюсь всячески донести до родителей, что двери школы всегда для них открыты и что сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители понимали, что происходит внутри школы. Дети есть дети, для них нормально и ошибаться, и озорничать. А задача учителя – предвидеть, понимать ситуацию, не выплескивать эмоции, уважать себя и детей. Потому что только уважающий себя человек никогда не позволит себе унизить и оскорбить другого. Конфликт происходит от неспособности слушать и слышать.
– Да, такой учитель – это призвание. Кстати, о призвании… Вы выбрали профессию педагога очень рано и работали учителем очень долго. Никогда не жалели?
– Нет, никогда не жалела. Ещё во втором классе я написала сочинение о том, что хотела бы быть учителем. Это решение осталось неизменным. После 8 класса уже осознанно стала помощником вожатой в городском пионерском лагере и оттуда бегала в Педагогическое училище № 2 сдавать вступительные экзамены. Для себя определила так: если после 8 класса поступлю, значит, стану педагогом - учителем начальных классов.
– Что повлияло на Ваше решение? Почему – именно учитель? Ведь ученики младших классов иногда не слишком любят учителей?
– Вы неправы – хороших учителей любят всегда. И судьба человека очень часто зависит от того, кто именно станет его наставником. Я никогда не забуду своего первого учителя – Анну Викторовну Левенталь. Она была не только прекрасным педагогом, но и яркой личностью. Впрочем, одно без другого невозможно. В педагогическом училище мне тоже встретился необыкновенный человек: Нина Дерибас, преподававшая у нас математику. И после окончания педучилища, сразу в ночь, когда мы получили дипломы, наша группа из 30 с лишним человек разделилась четко пополам, сделав выбор в пользу либо физики, либо математики. Я выбрала математику и закончила вуз по этой специальности.
– В свое время Вы были не только учителем, но и пионерским, и комсомольским лидером. Согласны ли с тем, что сегодняшним школьникам необходимо какое-то общественное детское движение?
– Да, этого очень не хватает сейчас – когда «один за всех, все за одного». Вспоминаю один случай. Как-то летом с группой старшеклассников, мне раньше незнакомых (я вела в это время начальные классы), мы отправились в Краснодарский край, в город Горячий Ключ, собирать овощи и фрукты. И после сильного ливня, к нам приходят из колхоза и говорят: помидоры гниют, можем потерять урожай. Это осталось в памяти до сих пор. Я пришла к своим старшеклассникам, села на кровать, начала разговаривать: «Ребята, вы можете посидеть сегодня одни?» Они спрашивают, что случилось? «Пришли сотрудники колхоза, просят помочь. Вас просить я не имею права, но ваших вожатых сегодня не будет, будьте умницами, пожалуйста». И вот уже кто-то тихо встает, надевает сапоги: «Я тоже пойду». Не скажу, что так поступили все – но где-то 90%. И такое не забывается.
– Вспоминали ли о комсомольском прошлом, когда по Вашей инициативе в школе организовывались кадетские классы? Расскажите, как это было?
– Это было в канун 70-летия Победы. В последние 2-3 года ко мне, как к директору, стали подходить родители с просьбой дать им ксерокопии личных дел своих детей. Конечно, меня это настораживало, я понимала, что, если берут копию личного дела, значит, куда-то с этим документом собираются идти. И на все вопросы получала один и тот же ответ: «Хотим попробовать поступить в кадетский корпус». Я тогда подумала: идёт отток, а, ведь, можно в каждой параллели, в каждом образовательном учреждении создавать свое кадетское направление. Высказала эту инициативу сначала Игорю Сергеевичу Павлову (заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы – прим. ред.), потом поговорила с Александром Владимировичем Гавриловым (заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы – прим. ред.). Они сказали: «Давайте попробуем». Вот так оно и вышло. Сегодня все больше и больше школ заявляют об открытии кадетского направления. И родители стремятся отдавать туда детей, потому что опасаются, что иначе они будут сидеть в Интернете у компьютера или с планшетом. А в кадетских классах все-таки другое отношение к учащимся, и родители понимают, что это никогда в жизни не помешает: ответственность, дисциплина, порядок, умение заботиться о своем внешнем виде… Для детей это тоже привлекательно – форма, военная тематика, романтизированная история кадетского движения, балы…
– Сейчас у московских школ появилась традиция присваивать имена легендарных людей, и Ваша школа тоже носит имя Героя Советского Союза Л.М. Доватора. Что означает это имя для ваших ребят?
– Как правило, мы имеем представление о подвиге тех, кто отдавал жизнь за нашу страну, но практически ничего не знаем о личности каждого из них. В школе мы стремимся по максимуму избегать формального отношения к истории. Наших первоклассников по окончании первых пяти недель, перед первыми каникулами, мы посвящаем в доваторцы. К нам приходит дочь Льва Михайловича, дай ей Бог здоровья… В школе работает музей Л.М. Доватора, куда приходят не только учащиеся, но обязательно и родители: им небезразлично, чьё имя носит школа. В музее проводятся экскурсии и для детей микрорайона, причём в роли экскурсоводов выступают наши школьники.
– Да, такие музеи – это не только воспитание, но и образование – в данном случае, историческое. А какие еще возможности дополнительного образования имеются в Вашей школе?
– Учебный план – это учебный план. Когда школьник становится старше, он выбирает профиль обучения. В большинстве своём уже девятиклассники чётко понимают, какие именно знания понадобятся им для приобретения профессионального образования в будущем. Но, ведь, этого мало… Спорт, творчество – важнейшие составляющие для становления личности, а именно это и является задачей школы – не менее важной, чем профессиональная ориентация. И условия для такого творчества на сегодняшний день предоставляют все московские школы. Сегодня родители не всегда имеют возможность отвести сына или дочь в музыкальную школу, отдать их в спортивную секцию. А здесь после учебных занятий с ребёнком работают школьные учителя или приглашенные специалисты. Мы стараемся откликнуться на все запросы, проводя в конце учебного года анкетирование среди школьников и их родителей. Так, сейчас у нас помимо трех стандартных языков (английский, немецкий, французский) в рамках дополнительного образования идёт обучение китайскому языку. При этом я никак не могу понять, почему в нашем обществе сегодня складывается впечатление, что бесплатное дополнительное образование сокращается. Это неправда. Департамент образования города Москвы ни в коем случае не снижает темпы финансирования: если в образовательной организации достаточное количество детей, то деньги на бюджетное дополнительное образование ей будут выделены в полном объеме. У нас в школе на сегодняшний момент открыто порядка 118 кружков и секций по всем направлениям, и занятия ведутся, начиная с дошкольной ступени. Что касается старшеклассников, то для них у нас есть, к примеру, медицинский класс, поскольку у нас заключен договор с Первым медицинским университетом. Преподаватели из этого вуза приходят к нам и дополнительно занимаются со старшеклассниками химией и биологией. Нашим детям не нужно ездить на подготовительные курсы, все необходимые знания они могут получить в стенах школы.
– Вы побывали в Сингапуре. Можете рассказать о своих впечатлениях? Что хотелось бы позаимствовать из сингапурской системы образования?
– В прошлом году я была в Сингапуре. Мы целенаправленно посещали образовательные учреждения – как дошкольные, так и школьные. Их опыт меня поразил. Особенно запомнилось то, что по окончании первой ступени начальной школы (а она у них с 1 по 6 класс) и далее каждый год все школьники сдают экзамен, по которому чётко виден учебный прогресс. Все данные школьника зашифрованы, то есть проверяющий учитель не знает, кто автор работы, что гарантирует его полную беспристрастность. По результатам этих экзаменов осуществляется сегрегация: кто-то получит среднее образование, кого-то сочтут достойным поступления в вуз. Родители на этот процесс не влияют никак. Для них главное – чтобы ребенок научился трудиться. Важность этого с ранних лет понимает и сам ученик – ведь, если ты не будешь работать, если не будешь напрягаться, то в жизни тебя ждёт не самый привлекательный, скажем так, профессиональный путь. Чем отличаются наши дети? Они очень опекаемы. Им и мама, и папа, и дедушка, и бабушка часто даже портфель до школы несут! И если, не дай Бог, образуется какая-то проблема, то именно взрослые бегут в школу её решать. Вот это, по всей видимости, и есть наша основная беда. И наша главная задача – научить ребенка думать, убедить его выбрать цель и стремиться к ней.
– Такая задача под силу далеко не каждому. Что Вы сегодня сказали бы человеку, обдумывающему будущее и решающему: «Не стать ли мне учителем»? Можете ли высказать свои пожелания студенту педвуза, который, возможно, придёт завтра устраиваться на работу в Вашу школу?
– Самое главное, чтобы в педагогике не было случайных людей. Помните, было такое время, когда в педагогический вуз шли те, кто больше никуда не поступил? Потому что конкурс был небольшим (если был вообще), а материальное положение учителя было незавидным… Сейчас ситуация меняется. Но, как человек, который 40 лет в образовании, абсолютно чётко уверена, что если кто-то не может быть учителем, то его заставить невозможно и научить невозможно. И сколько бы ему не заплатили – ничего не изменится. С этим надо родиться. Случайный человек в образовании – это необыкновенный вред. Человек, который просто дает урок, хлопает дверью и уходит – это не учитель. Педагог должен быть заинтересован в том, чтобы каждый ученик, подчеркиваю – каждый! – усвоил материал. Методик обучения существует множество, каждый учитель выбирает то, что близко именно ему, и вносит свои коррективы и дополнения. Вот говорят всегда, что математика – серьезный предмет, что не каждый школьник его может усвоить… Это неправда. Я своим ученикам рассказывала сказки. Вы помните, наверно, что при переносе числа из одной части уравнения в другую ему надо поменять знак. Это правило сложно даётся 5-6-классникам, только начинающим изучать элементарные уравнения, они долго на нём спотыкаются. Я рисовала на доске домик с правой и левой частью и говорила: «Ребятки, вот, если вы идете в гости, вы переодеваетесь, вы же не пойдете в спортивном костюме и в халате! Вот и здесь такое же переодевание: было положительное (плюс), стало отрицательное». А дальше, когда мы начинаем писать, мы начинаем с хозяев: «В этом домике остаются хозяева, здесь у нас остаются с вами буквы, поэтому первым пишем хозяина, а потом – всех, кто к нему придёт в гости. Итак, ты был дома с плюсом, а пошел в гости с минусом». И много-много у меня таких было историй, я их придумывала сама, и все – никаких проблем.
Вы не представляете, какое это для них откровение, когда на уроке математики учитель с ними разговаривает. Не люблю, когда предмет превращается в сухую науку, где одни формулы. У меня вообще образное мышление, ничего не запоминаю сама, если не придумать какой-то сюжет, историю, картинку…
– Образность и искренность – главное оружие педагога?
– Думаю, что да. Пока я вела занятия, для меня всегда было важно, чтобы на второй урок ко мне дети приходили уже не к директору – а к учителю. Так должно быть. Главное – это доверие. И не только в отношениях с детьми. У меня доверительные отношения в коллективе, и с учениками тоже, и с их родителями. За годы работы в школе № 2098 мы стали единой командой единомышленников, где взрослые и дети понимают друг друга и помогают друг другу.
…И вот что ещё интересно. Когда твои бывшие ученики, уже давно переехав в другой район, приводят к тебе своих детей. И ты говоришь такому папе: «У нас трудная школа, ты помнишь, как я тебя гоняла?» И получаешь ответ: «А его Вы должны гонять ещё больше».
Антон МОЛЕВ, председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы
Если говорить о Надежде Рафаиловне, я могу сказать, что она человек, который вызывает доверие и уважение практически с первых же шагов взаимодействия. Это человек, в чьей порядочности и высочайших человеческих качествах не сомневаешься ни одну минуту, и я точно знаю, что это не обманчивое первое впечатление, а очень точная характеристика. И, что особенно приятно, несмотря на огромный жизненный опыт и достигнутый статус, Надежда Рафаиловна – человек, который не останавливается на достигнутом, а всегда стремится добиться большего. Она готова работать над собой, она это делает, в каждом новом шаге видит возможность и саморазвития, и совершения чего-то важного, нужного для тех, во имя кого она работает.
Ирина Ильичева, депутат Московской городской Думы, директор гимназии № 1409
Надежду Рафаиловну я знаю более 20 лет. Когда-то мы вместе работали в Западном Дегунино. Это было прекрасное время надежд, стремлений и побед. Надежда пришла в школу простым учителем математики, затем стала заместителем директора. Шли годы, и Надежда Рафаиловна открыла первую школу-новостройку в Западном Дегунино. Это был праздник для всего района, для всего педагогического сообщества Северного округа! Сейчас Надежда Рафаиловна совмещает сразу три руководящие должности: депутата Московской городской Думы, председателя межрайонного Совета директоров и руководителя образовательного комплекса, в котором обучаются более 4 тысяч детей! Без сомнения, это успех. Но и великий труд, огромная самоотдача и неисчерпаемая приверженность любимому делу. Делу всей жизни. От всего сердца желаю дорогой Надежде Рафаиловне доброго здоровья, ярких впечатлений и счастья! С Днем Рождения!
Ольга Ярославская, депутат Московской городской Думы, директор СОШ №1298
Для меня Надежда Рафаиловна – это, прежде всего, человек высокой педагогической этики. Учитель – профессия очень эмоциональная, но в то же время педагог не всегда имеет право быть субъективным. И Надежда Рафаиловна для меня – человек-струна, по которой следует равнять этот «вектор справедливости». Если у меня есть сомнения в правильности какого-то решения, я всегда иду к ней, потому что знаю, что она не будет играть в подковерные игры и не станет лавировать, уходя от прямых ответов. До работы в Мосгордуме мы не знали друг друга, но очень быстро поверхностное знакомство переросло в дружбу.Надежда Рафаиловна для меня – и эксперт, и старший товарищ, и надежная подруга. Человек, с которым в командировке можно полночи проговорить о серьезных вещах по работе, а на следующее утро подшутить над тем, что не дали друг другу выспаться. Помню, как во время деловой поездки в Китай у нас была экскурсия на Великую Китайскую стену. Я знала, что на «нашем» участке стены открыты несколько смотровых площадок на разной высоте, и не планировала подниматься до самого высокого обзорного пункта. Но Надежда Рафаиловна пристыдила меня, мол, когда еще представится такая возможность? И она пошла вперед – да так, что я, бывшая профессиональная спортсменка, едва за ней поспевала. Она меня повела! Назад мы с ней спускались в обратном порядке, уже она шла за мной, и мы все шутили, что у нас просто ноги разной длины, что ей удобнее идти вверх, а мне – вниз. Помню, как мы гордились и тем, что прошли весь участок, и тем, что прошли его вместе. В этом, как мне кажется, она вся: поставить перед собой цель, увлечь ею других, добиться – и разделить радость победы с командой.
Вернуться назад или поделиться