Ирина Ильичёва: «Школа должна быть притягательной...»
Выражение «тянет в школу» часто произносят с улыбкой – ностальгической или иронической. Гимназию № 1409 называют центром притяжения Ходынского поля – этот титул ей дали жители района.
Что же нужно сделать, чтобы школа сегодня притягивала, объединяла учеников, учителей, родителей? Ведь у каждого – свои интересы, свои вкусы, собственные планы. Директор гимназии Ирина Викторовна Ильичёва рассказала журналистам «Столичного образования» из чего состоит сложный организм учебного комплекса, и как всем его обитателям удаётся жить на одной волне, не отказываясь при этом от собственной индивидуальности.
– Ирина Викторовна, о школе сегодня – много отзывов, как в СМИ, так и в сети Интернет. О ней спорят, хвалят и критикуют, но есть факт, который нас особенно интересует – в неё стремятся попасть. В чем секрет популярности?
– Знаете, настоящая школа должна быть притягательной. Думаю, что к этому должен стремиться любой уважающий себя директор. Центром притяжения Ходынского поля нас стали называть, как только мы открылись. Почему? Потому что мы с самого начала старались всех объединить вокруг себя. Ничего ещё не было в поле, а мы уже были…
Помню, как 6 марта 2006 года на открытии комплекса, в присутствии префекта округа выстроились 50 наших первых учеников. Трогательная картина. Для меня особенно… Тогда и приняли правильное решение. Что мы сделали? Мы стали работать на полную катушку, открыли все параллели – сразу 1А, 2А, 3А классы… и все потянулись в нашу школу. Мы не потеряли в темпах своего развития ни одного года, и на второй год нашей работы выпустили первый 11-й класс. А в сентябре через год у нас уже было 300 учащихся. Теперь их – 2400.
– Справляетесь? Ведь Вы не только руководитель учебного комплекса, а еще и депутат Московской Думы. Как может один человек совмещать столь ответственные должности? Хватает ли времени, чтобы исполнять все задачи добросовестно?
– Ни у меня одной прибавилось работы. Я сейчас смотрю на своих коллег – школьных директоров, которые пять лет назад управляли всего-навсего одной школой на 700 мест, а сегодня у этих директоров уже 20 зданий, 4000 и более учеников. Глядя на них, мне кажется, что они работают гораздо больше, чем я. Мне лично очень помогает большой опыт совмещения – 15 лет являюсь председателем совета директоров нашего Северного округа. Поэтому общественная часть работы для меня совсем не нова, сегодня я её просто скорректировала и упорядочила. Проводишь ли ты родительские собрания или встречу с населением по вопросу образования, они твои избиратели и задают вопросы, которые их волнуют. Но, помимо этого, они задают такое количество вопросов, связанных с территорией, где проживают, вопросов социального порядка, вопросов, связанных с глобальным развитием города. То есть получилось, что мы продолжаем работать на своих местах в непрерывном режиме, причём с большим количеством людей. И в конечном счете стали уже как лакмусовая бумажка, мы чувствуем людей. Представьте себе, у нас в комплексе 2600 детей, начиная с 3-летнего возраста и до самого выпуска. Сколько у них мам и пап, сколько бабушек и дедушек… Получается, что в одной точке мы можем увидеть весь социальный срез москвичей. И теперь я гораздо оперативнее могу поднять в Мосгордуме те вопросы, которые, особенно беспокоят общество, чтобы решать их на законодательном уровне.
– Чувствуется, что у Вас в Мосгордуме дружная команда: Молев, Ярославская, Перфилова, Ильичёва – серьёзная консолидация сил?
– Конечно, причем все практики, у всех годы работы за плечами – это очень важно.
– Как Вы считаете, кто такой современный директор школы? Менеджер? Управленец? Или все-таки – педагог?
– Никогда не соглашусь с тем, что в школе должен быть не директор, а менеджер. Конечно, был период, когда директора школ взвалили на себя огромный груз хозяйственной и финансовой деятельности, но это был вынужденный период. Теперь в штате каждого руководителя есть первый зам. управляющий финансами, который занимается всем тем, что относится к стратегическому раз-витию школы с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности: ремонтно-строительными работами, оборудованием, бухгалтерией. И сейчас у директора есть все возможности вернуться к образованию, к детям. Директор – это, прежде всего, педагог.
– Тщательный подход – это, наверное, семейное? Ваша бабушка и мама были учителями. Помогает Вам в работе принадлежность к учительской династии?
– Конечно, помогает. Знаете, когда 30 лет назад я пришла в школу молодым специалистом, председатель профкома, увидев меня, сразу сказала: «Эта здесь долго не задержится». А я не только задержалась – я не представляю своей жизни без школы. Считаю, что в школу нужно идти – с ощущением, что ты без этого не можешь жить. И тогда ты будешь строить, будешь создавать… Будешь ощущать – это моя школа.
Знаю, что Исаак Иосифович говорит, что нельзя говорить «моя школа», она государственная. Я здесь по договору на 5 лет. В декабре проходила аттестацию как рядовой директор. И все-таки чувствую, что это моя школа, потому что она прошла через все клеточки моей души – каждый шаг, каждый взгляд наших учеников. Ничего с этим поделать не могу...
– Аттестация – трудная процедура? Вам не кажется странным, что достойные в педагогике люди, лауреаты премий, заслуженные учителя, должны отчитываться и снова доказывать, что могут взять школу на следующие 5 лет?
– Да, аттестация – дело непростое. Знаю, что абсолютно все директора волнуются – и не только в тот день, когда выходят на трибуну, волнение начинается гораздо раньше, за полгода до аттестации. Представляете – за тебя, или против тебя голосуют 30 человек. Скажу, наверное, не самую популярную вещь, но сейчас другое время, и в это время нужно суметь вписаться. Требуется качественно новый выпускник, а значит – новый учитель, новый директор, новая школа. Какой урок я вынесла из процедуры аттестации? Представила себе, как стыдно будет не пройти её, потерять школу… И сделала все, чтобы этого не случилось. И теперь всем коллегам рекомендую: если вам трудно выступать, не умеете сдерживать эмоции, дрожите, повышаете или понижаете голос – это не страшно. Просто нужно учиться. Мы, к примеру, в нашем районе все прошли через курс делового администрирования, куда входит и ораторское искусство, в частности. К чему это всё веду? Нет предела совершенству. На свои недостатки надо смотреть не как на недостаток, а как на дальнейшую траекторию собственного развития. Не можете пройти тестирование перед аттестацией? Учитесь, ведь это ваша работа. Как сейчас можно обойтись без знания информационных технологий, без знания законов и всего остального? Ведь наши дети должны знать всё это…
– Давайте поговорим о «ваших детях». Вернее, о тех, кто хотел бы влиться в ряды ваших гимназистов. Легко ли попасть в гимназию ученикам из другого района?
Мне очень нравится система, которая сейчас введена в Департаменте образования, у нас все в электронном виде. То, что касается 1-х классов, пять лет назад, помните ситуацию в московских школах, чуть не доходило до костров, баталии, выяснения отношений ... Теперь проблема полностью закрыта. Поступление к нам идет через портал – это самый прозрачный способ приема. Видели наше расписание? Мы открываем 1-й «Я» класс. Дело в том, что литера «Ж» не привлекла родителей, а в класс «Я» теперь просятся даже из «А». Есть желающие попасть к нам не в первый класс. На портале видно наличие свободных мест. По решению управляющего совета школы мы берем успешных ребят со всего города. Если ребенок мотивирован на учебу, он может поступить к нам в физико-математический или в социально-экономический класс, и вопросов не будет, почему в классе находится 26-й ребенок. Ведь, возможно, именно он принесёт в школу что-то новое, ценное и важное.
– Вы упомянули о роли управляющего совета школы, который возглавляете. Может ли такой совет что-то действительно решать самостоятельно?
– Управляющий совет в больших комплексах – это основа всего, что происходит в школе. Если он правильно организован – то это не просто «правая рука», это равноценный партнер в управлении школой. Он решает не отдельно от меня – а вместе со мной. А порой, и вместо меня, ведь я не могу быть везде, а совету полностью доверяю. Что я имею в виду? Изначально мы, общаясь с родителями, спрашиваем: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался по максимуму интеллектуально? Вот педагоги, вы им доверяете?» Да, хотим, доверяем, – отвечали родители. Они не понимали, чего от них хотят, и, видимо, думали, что речь идет о приобретении телевизора. Потому что у всех первая мысль – когда к ним обращаются, нужно либо мыть класс, или срочно что-то приобрести. Я родителям говорю: понимаете, московские школы на сегодняшний день финансируются так, что нам ничего не нужно. Кроме сотрудничества.
Стараемся всё демонстрировать, есть вопросы по питанию – мы в столовой покормили родителей, они съели тот же обед, который едят их дети. Я им говорю: «Друзья, если возникли вопросы, у нас договор вот с этим предприятием – им эти вопросы и задавайте. Сомнения в гигиеничности? Обозначайте день поездки на комбинат». И представители родителей из разных классов, те мамы, которые, извините, все до конца проверят, отправились на комбинат. И увидели новейшее оборудование, технологично выстроенные линии, поговорили с работниками. И сразу успокоились насчет питания. Когда у кого-то из родителей межрайона возникает подобный вопрос, то уже не я, а мои родители отвечают на подобные вопросы. Они говорят: «Давайте разберемся, давайте посмотрим, давайте мы вас отвезем и покажем».
То есть, если говорит директор, это одно. Но когда рядом с директором есть родители, которые могут все это показать, это совершенно другая форма взаимодействия. Два года подряд в прямом эфире мы устраивали встречи с родителями в форме вопросов и ответов. Целый час директор и управляющий совет отвечает – а родители по телефону задают вопросы. И здесь особенно хорошо ощущается, как важно, что рядом с тобой сидят люди, которые гарантируют, что все, что делается, делается на самом деле, а не для контроля.
– Какие они все-таки – родители в Вашей школе?
– Они – фактически наши сотрудники. У нас очень много родителей управленцев, есть родители-писатели, родители-художники, родители-музыканты… И все они – при школе, все работают на класс и на школу в целом. Не только проводят лекции по своим профессиям. Подчеркну, что огромное количество кружков ведут не педагоги, их ведут родители. Яркий пример – балерина театра Немировича-Данченко, мать четверых детей, ведёт ритмику в параллели 1-х классов. А еще – она ведет балетную студию. Рада, что наши родители понимают: какую атмосферу они вместе с нами создают, в такой атмосфере их ребенок учится и живет. Поэтому мы открыты и каждый желающий родитель находит себя в школе. Вот сейчас мы стали лауреатами гранта, они поздравляют друг друга, это здорово. Не меня поздравляют, не учителей, нет, это само собой, но все поздравляют друг друга, что школа достигла этого результата.
– Грант Мэра, как можно его заслужить?
– Важны конкретные показатели, как в конечном счете ты поработал, как ты сдал ЕГЭ, ОГЭ в 9-м классе, как ты прошел независимую аттестацию. Абсолютно справедливо пройдите независимую аттестацию, она покажет истинный результат знаний учащихся. Разве это неправильно? На мой взгляд, это очень правильно. Сегодня у нас 143-е место в рейтинге, считаем его очень хорошим. Это то место, когда ты тоже являешься лауреатом гранта, потому что лауреатов 170.
Нам 10 лет, всего-навсего, и нам есть к чему стремиться. Еще раз повторюсь, как директор я всегда учусь и очень уважаю успехи своих коллег, признаю их и действительно считаю, что это очень хорошо, что есть в Москве школы, на которые нужно равняться. И, если у меня на сегодняшний момент еще не так хорошо получается, как у первой десятки или первых 30 школ, я просто иду и реально учусь у этих школ. Это не повод горевать, и коллектив понимает, что нужно двигаться дальше. Главное понять, почему наши ребята побеждают, но не так много. Почему есть школы, в которых ЕГЭ все до одного выпускника сдают не меньше, чем на 220 баллов. Этим нельзя не восхищаться!
– А какие у Вас ученики?
– Разные…Но все занятые. Про нашу школу говорят так (это не мое выражение, но оно мне понравилось) «здесь не принято плохо учиться». Если учеба «не на уровне» – исправляйся, мы будем помогать, но здесь так нельзя, в гимназии № 1409 – культ учёбы. Стараемся растить лидеров. Когда в зале на 500 мест задаешь вопрос, кем хочешь стать, конечно, немного смущает, когда малыши как один отвечают – «президентом». Но это не только забавно… для кого-то это может оказаться правдой. Например, председатель Думы «Новое поколение», который в этом году окончил нашу школу, сразу же поступил на факультет уп-равления и стал председателем молодежной палаты в районе. А знаете, что еще меня поразило? Перед 1 сентября пришел выпускник двухлетней давности, который учится в МГУ на управленческом факультете, он сказал, что целый год проходил практику в Госдуме. То есть лидерские качества есть в наших ребятах изначально. Может, на генетическом уровне, от талантливейших мам и пап – однозначно это не заслуга исключительно школы.
– Ирина Викторовна, педагогика, школа – это как раз то место, где кадры решают всё…
– О нашем большом коллективе могла бы рассказывать бесконечно. У нас важен не только профессионализм, но и сама личность педагога. Считаю, что он должен любить не только свой предмет – но и город. Ведь если ты равнодушен к городу, где живешь, то как ты вообще можешь заниматься воспитательным процессом?
В наших профильных классах – социально-экономическом, гуманитарном, физико-математическом – работают учителя, которые видят открытое пространство города и не замыкаются в рамках своего предмета. Это те учителя, которые знают, что без музеев, без театров, без вузов, которые есть в Москве, они не смогут дать ребенку всю полноту знаний. Поэтому биологи и химики сотрудничают с Первым медицинским институтом, биохимические курсы имеют договор с коллед-жем при Боткинской больнице, где школьники проходят практику. Физмат-подразделение сотрудничает с Высшей школой экономики. А социально-экономический класс – с Финансовым университетом при Правительстве РФ, куда каждый год поступает огромное количество наших выпускников.
Москва – уникальный город. Это единственный регион России, который полностью финансово обеспечен дополнительным образованием. То есть сколько запланируешь кружков, столько раз будешь поддержан столичным Департаментом образования. Это разве не фантастика?
– Вы говорили о физике, о биологии… А что же гуманитарные предметы? Какое место им отводится в школе?
– Огромное. Стараемся создать условия для развития любого таланта. Например, у нас есть «Леонардо» – фестиваль творческих открытий и инициатив, который имеет статус всероссийского. В нашей школе он проходит десять лет. К нам приезжают со всей России, а также школьники из других стран – Испании, Италии… И каждый из ребят нашел себя в какой-то предметной области. Например, можно изобретать летательный аппарат, или экспериментировать в театре. Можно совершенствовать себя в биологии, а можно – в географии… Более того, в прошлом году первый раз московский конкурс «Леонардо» проходил для участников с трехлетнего возраста. Понятно, что их проекты были сделаны не без помощи мам и бабушек, но они уже дали зерно, они дали родителям возможность задуматься: где тут талант? Дети уже попробовали сами искать свое место в жизни. Как это происходит? Вот ребенок приезжает на море, и первое, что он говорит: «Давай собирать ракушки?» Зачем? – «Мне надо сдать композицию». То есть, он, конечно, приезжает на море купаться, но ещё ему очень нужно узнать, кто там водится в этом море-океане, кто плавает и ползает, что он из этой ракушки к сентябрю может сделать. Так игра превращается в образовательный процесс, который не может не выявить затаившееся дарование. Потому, что каждый ребенок талантлив… И каждый может найти себя в какой-то своей области. Если не в биологии, то в изучении языков или литературе…
– Подходит к завершению Год литературы. Скажите, какие мероприятия в Вашей школе прошли в этом году? Может быть, что-то хотелось бы выделить особенно?
– На базе нашей школы работает журналистский салон, который курирует и возглавляет Глазков Юрий Иванович, главный редактор журнала «Вестник образования в России». Наши ребята в течение трех лет имеют возможность работать на площадках Совета Федерации, Государственной и Московской Дум, брать интервью у политических лидеров и других известных людей. Кроме того, дружим со школами множества стран. Не просто изучаем иност-ранные языки, но и ездим друг к другу в гости.
Так что, даже Год литературы в России мы сумели сделать международным – пошли в Европу и в разных странах, например, и в Италии, Испании, Англии запустили различные литературные фестивали. К примеру – «Пушкин и Данте». Дети писали стихи, итальянские школьники переводили Пушкина… Получилось гораздо глубже и интересней обычных литературных конкурсов. Скоро у нас будет продолжение проекта – «Толстой и Ганди». Мероприятие открывается экспозицией личных писем Ганди, среди который есть письма Толстому. Дети, готовясь к этому проекту, не только перечитали произведения Толстого и Ганди. Они поняли самое главное, то, о чем говорили эти два талантливых человека – как надо жить дальше.
– Хотите сказать, что мысли великих тревожат современных школьников?
– Это настолько было актуально в этом году, вы не представляете, вот оно просто легло. Знаете, вот показывают новости про Украину, про Донбасс, про то, как погибают дети… А одновременно ты читаешь Ганди или Толстого, – и кажется, что это написано сегодня. Ведь, Толстой – это про семью, Ганди – про мир, про то, что нельзя жить в войне. Вот таким должен быть Год литературы – неформальным, чтобы достучаться до каждого. И это не невозможно – меня поражает и радует то, что сегодня, в мире электронных гаджетов, люди все равно обращаются к книге. Вот так сидят на набережной, берут книгу из библиотек и читают.
– Замечаем, что Москва изменилась, особенно за последнее время… Две комиссии Мосгордумы (Комиссия по образованию и градостроительной политики), в которых Вы задействованы, стараются?
– Наш город – это чудо. Хорошо, что журналисты это видят…Как это не странно, но есть и скептики, которые не замечают перемен. Конечно, есть недостатки, есть над чем поработать и на что обратить внимание, но невозможно сегодня не видеть очевидного… Москва похорошела – снова приходим к осознанию важности слов «Мы – лучшие». А из чего исходит понимание, что «мы – лучшие»? Из любви, из объединения себя с тем, что любишь... Считаю, что: «У меня лучшие родители, у меня лучшая школа», а отсюда вытекает, что у меня лучший город и самая лучшая Родина. Вы помните 9 мая? Меня поразили не танки и наша техника – поразил Бессмертный полк. Никто никого не заставлял – это произошло просто, как говорится, «единым порывом». 9 мая мы с участниками встретились на Белорусском вокзале. Народу было необыкновенное количество, все стекались ручейками, и число людей росло, росло, росло… Могу сказать, что наши ребята отдают дань тем, кто отстоял для нас Победу не только 9 мая. Они выезжают в поисковые экспедиции, находят останки, участвуют в перезахоронениях погибших … И это дети делают осознанно, хотя могли бы уехать с родителями на курорт или в заграничную поездку. Это их выбор, правильный выбор – они живут в походных условиях, в палатках, и находят останки и документы погибших солдат, разыскивают родственников… В итоге, в школу они возвращаются совсем другими людьми…
Мы решили, что Бессмертный полк останется бессмертным – не только в День Победы. Ребята, поступая в первый класс, проходят через обязательное посвящение в гимназисты, в музее маршала Андрея Ивановича Еременко. В музее висит его бурка, в которой он скакал на коне – до неё можно дотронуться. А дальше – коридор портретов Бессмертного полка – полководцев, сержантов, рядовых, среди которых портреты погибших за родину родственников наших учеников. Проходя по этому коридору, дети понимают, что ничто не оборвалось. Что вот эти люди, которые смотрят на них – победители. Поэтому нужно поднять голову, нужно стараться быть лучше и нужно сделать все, чтобы быть достойными их памяти.
– То есть, патриотизм и познания через эмоцию?
– Именно так. Наш преподаватель Сергей Цыбульский, лауреат конкурса «Учитель года – 2014», лучший историк. Все обожают его уроки, но эти уроки – не только в стенах школы. Сергей работает не только в нашей школе – но и служит в Храме Христа Спасителя. Вся школа не просто увидела Храм Христа Спасителя, что само собой необходимо для любого москвича… Преподаватель старается через каждого ребенка пронести все то, что закладывалось в христианство. Не навязывая, естественно, обозначает те качества, которые должны быть у человека – чистота, доброта, духовность. В ходе экскурсии ребята поднимаются на колокольню и видят Москву, во всем её величии и благородстве… И в этот момент раздается колокольный звон – это невозможно передать. Это нужно прочувствовать, прожить самому…
– Влюбляете их в город?
– Да, работаем в этом направлении, открываем им Москву. А они открывают нам свои сердца, таланты и дарования. Их очень просто увидеть, если смотреть неравнодушно. Для хорошей матери её ребенок – особенный. Она знает, что у него получается лучше и что нужно развивать. И школа в этом смысле должна быть подлинной «alma mater». Если у ребенка проявляются математические способности – то делать упор на математику. Если артистические – побуждать заниматься в театральной студии. Если ребенок хочет заниматься спортом – дать ему эту возможность. Очень важно всё заметить вовремя, протянуть руку, поддержать, направить… И здесь важны не только рука, но и ум и творческое мышление педагога.
– Не можем не спросить о трудностях…
– Если говорить о трудностях, то я бы сказала про кадры, потому что это вопрос номер один. Молодые специалисты честно признаются, что во время обучения (это не претензия к конкретному вузу, они приходят из разных учебных заведений), они не овладевают тем программным обеспечением и оборудованием, которое есть в школе. Однозначно последние курсы института, университета должны обратить внимание на практическую сторону. Пока у нас студенты не будут серьезно включаться в практический процесс, мы будем получать замечательного, хорошего педагога, которого нужно …переучивать. А ещё больше меня волнуют социализация молодых педагогов, потому что они приходят, они должны понимать, что помимо конкретного предмета они еще становятся классными руководителями, они должны уметь работать с родителями, уметь общаться. Думаю, что нашей высшей педагогической школе есть над чем работать. Надо вводить больше дисциплин, надо смотреть учебные планы, которые совершенно другую личность должны подготовить для работы в школе. Профессионализм – да, важен, но ещё важна метапредметность, которую мы сейчас закладываем в новых стандартах. Молодые педагоги должны приходить в школу с серьёзным набором знаний и умений.
– Последний, традиционный вопрос: Ваши планы на будущее?
– Часто вспоминаю фильм «20 лет спустя»… Помните, про встречу выпускников? Что героиня ответила на вопрос: «Чего вы ждете?» Я сегодня могу повторить за ней: жду ещё одного ребенка. И ещё, ещё, ещё одного… Для всех найдется место. Вот за башнями Ледового дворца «ЦСКА» строится новый детский сад на 250 мест – по индивидуальному проекту, согласно новым технологиям. Недалеко от этого детского сада начинается строительство нового здания гимназии 1409 – это будет профильная школа с 8 по 11 класс. Очень скоро нас будет больше – ведь, все живое должно расти. А школа – это живой, очень живой организм… И остановка в развитии для этого организма невозможна.
Вернуться назад или поделиться