Валентина Иванова: «Именно Человек – самый главный государственный ресурс»
Образовательная система – сложная и зачастую противоречивая вещь.
С одной стороны – качественное обучение должно основываться на твердых традициях. С другой – оно невозможно без поиска, экспериментов и инноваций. Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ) в точности соответствует этой формуле. Прежде всего, у вуза достаточно богатая история: она ведёт свое начало из пятидесятых годов прошлого века, когда был основан Всесоюзный заочный институт пищевой промышленности. Сегодня университет не только сохраняет академические традиции: здесь постоянно ищут новые формы и новые модели образования, которое могло бы полностью удовлетворить потребности века нынешнего.
О перспективах развития образовательного процесса мы сегодня говорим с ректором вуза, доктором экономических наук, профессором, председателем Всероссийского педагогического собрания, членом Совета по делам казачества при Президенте РФ Валентиной Николаевной Ивановой.
– Валентина Николаевна, Ваш вуз был основан более чем 60 ет назад, это достаточно богатая история для образовательного учреждения. Но сегодня хотелось бы поговорить не столько о прошлом, сколько о настоящем и будущем. В чем состоят преимущества образования в МГУТУ. Чем он отличается от других университетов схожего профиля?
– Отличительная особенность МГУТУ, выделяющая наш вуз среди других, – постоянное обновление образовательного процесса. Наши учебные программы в полной мере откликаются на новые запросы экономической и социальной сфер, федерального и территориальных рынков труда.
Что касается преимуществ обучения у нас – то наши неоспоримые «плюсы» – это получение студентом углублённых знаний, освоение новых идей и успешных технологий при тесном сотрудничестве с авторитетными российскими научно-исследовательскими институтами и центрами. Именно благодаря этим уникальным знаниям, нашему «золотому фонду», выпускники МГУТУ выходят из дверей Alma mater конкурентоспособными специалистами, обладающими творческим, инновационным мышлением. Практика показывает: они не только быстро адаптируются к рыночной экономике, работают в динамично изменяющейся среде, но и способны принимать участие в формировании новых, эффективных, высокотехнологичных кластеров экономики.
– Расскажите, пожалуйста, как живет Ваш вуз сегодня? Какие обновления учебных процессов произошли в университете за последнее время?
– МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ) сегодня является одним из крупнейших российских вузов: восемь институтов в головном вузе, почти двадцать региональных институтов по всей России, два колледжа, университетский казачий кадетский корпус, аспирантура и докторантура, а также центр довузовской подготовки. У нас обучается около 36 тысяч студентов. В вузе созданы все необходимые условия для профессиональной подготовки, гармоничного развития и роста высококвалифицированных специалистов. Университет ощущает ответственность за будущее каждого из них, следит за судьбой своих воспитанников и гордится их достижениями.
МГУТУ сегодня нацелен, как и прежде, на подготовку специалистов-прикладников. А поскольку современная жизнь не стоит на месте, то мы стараемся следовать за её изменениями и требованиями, открывая новые, перспективные специальности. В этом году появилось новое направление подготовки – «Продукты питания животного происхождения», профиль «Технология мяса и мясных продуктов». В магистратуре разработана новая образовательная программа «Биотехнология и управление качеством продуктов питания животноводческого происхождения» – для специалистов в области переработки мясных и молочных продуктов.
– Один из острейших вопросов – трудоустройство выпускников. Не так давно бытовало мнение, что никто не желает идти в производство – все выпускники хотят быть менеджерами и юристами. Изменилась ли ситуация сегодня? Можете ли Вы это продемонстрировать на основе статистики трудоустройства выпускников МГУТУ?
– Сегодня по результатам мониторинга трудоустройства наших выпускников за последние два года мы можем сделать вывод о достаточно высокой степени трудоустройства наших выпускников по специальности. Питомцы МГУТУ активно трудоустраиваются в пищевой промышленности, которая после введения политики импортозамещения выросла на 2,5-3%. Да, если все остальные отрасли в кризис упали, то у пищевиков намечается стабильный рост. Стабильный рост – это новые технологии в области переработки сельскохозяйственной продукции, а значит и востребованность квалифицированных кадров.
– Однако новые технологии требуют новых специалистов… И слово «новый» здесь описывает не столько усвоение всей современной информации, но и новаторский подход к жизни, особую структуру личности… Вы согласны с этим?
– Да, полностью согласна. Однако новую личность просто так не воспитаешь. Я считаю, что деловые качества складываются только в определённых условиях, и эти условия мы должны создать. Не должны – обязаны, ведь именно человек – самый главный государственный ресурс, от которого зависит развитие других ресурсов. Когда мы поймём это и направим все усилия не только на получение образования, но и на воспитание личности, тогда получим «на выходе» настоящих лидеров, способных действовать, принимать решения и брать на себя ответственность, меняя мир в лучшую сторону.
– Новые условия уже начинают создаваться… С 1 сентября все школы России стали работать по новым ФГОС. Это принципиально новый подход к преподаванию, который должны усвоить как молодые, так и опытные, привыкшие к старым принципам работы, учителя. Вам, как председателю Всероссийского педагогического собрания, наверное, известно, как проходит процесс переподготовки учителей к работе по новым стандартам. Какие проблемы выявляются в процессе?
– Проблемы, конечно, есть. Прежде всего это проблемы синхронизации, стыковки образовательных стандартов между уровнями начального и среднего образования в нашей стране. Особенно эта тема актуальна в связи с вхождением в Россию Севастополя и Крыма – там были совершенно другие стандарты, которые требовалось дополнительно изучить. Исследования по всем недостающим аспектам в предметах выполнил наш университет. Не так давно мы с педагогами дошкольных образовательных учреждений, начальной и основной школы провели Всероссийскую практическую конференцию «Факторы и механизмы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов». В течение трёх дней представители Минобрнауки РФ, педагогической и родительской общественности, учёные, эксперты обсуждали вопросы внедрения ФГОС, синхронизации стратегий развития дошкольного и общего образования, модернизацию системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников.
– И с какими же проблемными вопросами столкнулись педагоги, оценивая практику применения образовательных стандартов?
– Педагоги считают, что есть определенные проблемы в стыковке образовательных стандартов для детских садов и для школ. Нарушена преемственность – начальная школа уже полностью перешла на новые стандарты, а стандарты дошкольного образования были приняты буквально в прошлом году, значит теперь нужна корректировка стандартов начальной школы, стандартов основного общего образования. Жизнь требует, чтобы мы постоянно синхронизировали образовательные стандарты, постоянно их перерабатывали и двигались вперед всеми уровнями образования. Наши педагоги достаточно квалифицированы и умны, чтобы справиться с этими вызовами.
– Чем обусловлено включение в образовательные программы Вашего университета этнокультурного компонента казачества? Почему казачеству требуются специальные вузы, специальности, факультеты, и почему именно МГУТУ называют Первым казачьим университетом?
– С 2010 года мы включились в реализацию крупнейшего проекта: целевой подготовки специалистов из числа казачества. Именно поэтому нашему вузу было присвоено имя Кирилла Григорьевича Разумовского, казака из Малороссии, первого русского президента Императорской Академии наук. И вот уже второй год наш вуз называется Первым казачьим университетом России. Это не просто красивое название – это новый статус, вместе с которым в университете появились и новые традиции. В Первом казачьем достаточно насыщенная учебная и общественная жизнь. В нашем университете мы отрабатываем особенную модель воспитания с использованием традиций казачества. Безусловно, в целом обучение по технологическому профилю соответствует федеральным образовательным стандартам. По-другому и быть не может. Однако, в каждую дисциплину включен так называемый казачий компонент – то есть дополнительные разделы, темы и спецкурсы в рамках федерального образовательного стандарта. Это может быть казачья кухня, атаманское управление, основы виноделия. Это интересно изучать не только в историческом контексте. Казачество – это не история, это современность. Мы и сегодня знаем такие станицы, например, станицу Генераловскую, где бюджет формируется добровольно, за счет взносов казачьих хозяйств. На эти средства строится школа, организуется детский лагерь для детей из Омской области… Я считаю, что такой опыт самоуправления должен изучаться.
– У Омской земли действительно большие традиции казачества. Но Москва, каким образом с казачьими традициями связана она ?
– Сегодня в Москве работает достаточно много казачьих школ и казачьих классов. Все они взаимодействуют с Центральным казачьим войском, занимаются патриотической работой, посещают могилы казаков - участников войн ХХ столетия, выезжают на экскурсии в станицу Вешенскую по следам «Тихого Дона»... Сегодня все эти классы и школы вошли в состав кластера непрерывного казачьего образования, сформированного на базе нашего университета. Не так давно в столице состоялся первый казачий патриотический слёт казачьих школ и казачьих классов Москвы. Во время этого мероприятия школы представляли свои программы, участвовали в викторине по истории казачества, в песенном концерте и казачьих спортивных соревнованиях – джигитовке, владении нагайкой… Так что опыт казачества в Москве вполне востребован, и мы надеемся, что в ближайшее время в Департаменте образования г. Москвы этот опыт будет представлен для ещё большего количества школ.
– Такое количество школ говорит о многом… Чем же сегодня привлекательна для студентов казачья модель воспитания? Что она может дать молодёжи?
– Дело в том, что модель воспитания по традициям казачества основана на патриотизме, как на духовном стержне каждого студента. Ко мне обращались атаманы кубанского казачества, в том числе Николай Александрович Далуда – они были искренне встревожены современным состоянием молодёжи. Дело в том, что на Кубани достаточно много кадетских казачьих корпусов – и вот в чем сложность: если юноша заканчивает кадетский корпус и затем идёт в военное училище, он остается верным всему тому духовно-нравственному аспекту, который очень серьёзно преподается в кадетских корпусах. Если же он идёт в гражданский вуз, то неизвестно, в какую среду попадет 16-17-летний парнишка: в этом возрасте ещё достаточно трудно соблюдать моральные ориентиры. Если же выпускник кадетского или казачьего класса ещё 4 года сможет оставаться в казачьей среде, с элементами самоуправления в университете, то уже в 21-22 это будет зрелый молодой человек, выстроивший свою жизнь с опорой на патриотизм, на духовность. Кстати, немало в казачьих классах и девочек. Так постепенно, от шага к шагу, родилась концепция Первого казачьего университета. Еще 6 лет назад мы начали внимательно относиться к абитуриентам из казачьих кадетских корпусов, привлекать, работать с ними по вопросам профориентации, привлекать в университет, вести с ними какую-то особую воспитательную работу. Все это привело к формированию большого казачье-студенческого «костяка» в МГУТУ, что дало возможность обратиться в Совет по делам казачества при Президенте РФ и стать базовой структурой Совета.
– И все-таки, казачество – это, безусловно, славная страница, но это ведь страница прошлого? Какие перспективы ждут школьников и студентов, воспитанных в этих правилах?
– Сами казаки говорят: «…Мы порой ориентируемся на то, что было в казачестве 100-200 лет назад и пытаемся привнести это в ХХI век. Это неправильно. Ведь для того, чтобы присоединить Сибирь, а потом дойти до Аляски, казакам Дежневу, Ермаку, Хабарову необходимо было самое лучше военно-техническое оснащение, самое мощное обеспечение тылового хозяйства…То есть, казаки в то время были самой передовой движущей силой России. Поэтому сами казаки сегодня настаивают – не нужно возрождать архаичное казачество в виде молодца с лампасами, чубом и загнутыми усами. Нам нужен современный казак, который знает новые технологии земледелия и переработки сырья. Который трудится на современном предприятии, но при этом в любой момент готов встать на защиту Родины. Вот что такое современный казак – это вовсе не архаичное явление, не историческая реконструкция. Казачество – это дух. А форма может быть любой.
Для того чтобы казаки стали современными технологами, инженерами, специалистами по автоматизации производственных процессов, мы должны иметь самую передовую базу лабораторную, материальную базу в университете, для того чтобы их обучить. Наш университет старается сделать всё, чтобы студенты имели современные технологии хлебопечения, технологии информатизации, информационной безопасности и многое другое.
– Изначально казачество занималось аграрным земледелием – видите ли Вы сегодня будущее для таких общин? Ведь, возьмем, к примеру, сельские школы… Сегодня во многих местах их невозможно содержать, однако село без школы – это село без будущего. Кроме того, образовательный уровень сельских школ и их техническое оснащение не всегда удовлетворяют требованиям современности. Как разрешить этот вопрос?
– Всероссийским педагогическим собранием был разработан проект «Народная школа», цель которого – сохранять и развивать сельские школы – их никто и не собирается закрывать. Их будут переводить в филиалы крупных школ поселка или района на базе дистанционных технологий. Как это будет выглядеть? Если есть на селе дети от 6-10 лет, то начальная школа в этом селе обязательно должна быть. Школьники младших классов должны получить возможность учиться в родных селах и посёлках, но при этом, подчеркну, в цивилизованных условиях, и получать качественное образование, чтобы по уровню знаний не уступать своим городским ровесникам. Кроме того, требуется изменить нормативное число школьников на одного учителя. Сейчас он составляет 15 человек, но если бы было 9-10, то школы из неэффективных стали бы эффективными. Мы должны привлекать на село молодых специалистов – это можно сделать с помощью доступной ипотеки для учителей. Кроме того, чтобы на село потянулась молодёжь, оно само должно отвечать требованиям современности: чтобы библиотеки были подключены к Интернету, а Дома культуры работали...
– А как сделать так, чтобы выпускники сельских школ не стремились бы уехать из родных мест?
– Для возрождения села необходимо, чтобы инициативы по повышению уровня образования сельской молодежи были бы поддержаны бизнес-кругами. Сегодня у нас достаточно крупных холдингов в животноводстве и сельском хозяйстве. Они заинтересованы в грамотных кадрах. А где и когда готовить специалистов для села, как не в самом селе? И, если у ребенка с детства, со школы будет формироваться представление о важности работы в сельскохозяйственном секторе, о необходимости этой отрасли для страны, если он будет видеть перспективы для себя – это будет серьёзным стимулом к развитию села.
– Говорят, что мир начинается с села… Но есть еще одна истина: «мир велик». С какими учреждениями и организациями этого большого мира сегодня сотрудничает Ваш вуз?
– Конечно же, у нас богатый опыт международного сотрудничества. МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ) сотрудничает с ведущими вузами Франции, Германии, Норвегии, Болгарии, Чехии, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана… Особенно хотелось бы упомянуть два недавно стартовавших российско-китайских проекта. Во-первых, это проект создания на базе нашего вуза российского сегмента международного Сетевого университета по подготовке технологов для стран АТР, а во-вторых – проект создания школы по изучению китайского языка для российских детей, которым требуются лечение в Китае.
Мы постоянно развиваем международные связи, не забывая, однако, и о профессиональных образовательных связях внутри страны. Сегодня МГУТУ заключил договора о сотрудничестве, о создании базовых кафедр с 19 научно-исследовательскими институтами ФАНО. И их лабораторная база теперь может использоваться нашими студентами, нашими преподавателями. А научными руководителями этих кафедр стали 19 академиков (!). Вот так солидно мы движемся в повышении качества преподавания в вузе.
Теперь, например, институт ГосНИИ хлебопекарной промышленности переводит на свою территорию все лабораторное направление по хлебопечению, и наши ребята на целый академический день могут выезжать и проводить там все практические занятия. То же самое – по кондитерскому, макаронному, рыбному и мясо-молочному и другим направлениям.
– С такой профессионально-практической базой и таким подходом к образованию у Вашего вуза серьёзные перспективы в образовательном мире. А какие задачи Вы ставите перед собой как перед ректором МГУТУ на ближайшую перспективу?
– Прежде всего, чисто технические. Нам необходимо сделать масштабный ремонт здания здесь на Таганке. На это уйдет время, но уверена, что уже весной смогу пригласить в обновленное здание университета и провести пресс-конференцию по итогам выполнения большого объёма работ, который Минобрнауки России нам поручил. Особенно хочу обратить Ваше внимание, что на базе Первого казачьего университета будет создан федеральный Центр патриотического воспитания. Москва сейчас накапливает опыт, полезный для всей страны, а именно – формирование кластера непрерывного казачьего образования. Предстоит большая и ответственная работа по созданию казачьей молодёжной организации. Не случайно Владимир Путин поставил задачу создания Российского школьного движения. Мы сможем создать дружины в казачьих классах и школах, их руководителями будут наши студенты 1-2 курса. И я хочу сказать, что прекрасно видно, как выделяются среди своих сверстников ребята, прошедшие через казачий класс – ответственностью, серьезностью, строгостью, прежде всего, к себе.
Патриотическая тема сегодня крайне важна, и мы никак не можем стоять в стороне. Есть у МГУТУ ещё один проект – Высшие атаманские курсы. Так условно называется переподготовка казаков-наставников. Причём, не только атаманов, а всех казаков, желающих повысить свою квалификацию. В этом году у нас уже третий набор для тех, кто сможет потом прийти в школы, выступать на классных часах, рассказывать об истории казачества, о страницах доблести в годы Великой Отечественной войны. Планируем осуществить с китайскими коллегами международные проекты – создание Сетевого университета и международной школы, которые разместятся в «Русском городке» в г. Люйшунь и на территории МГУТУ на Таганке.
Наш университет серьёзно изменился в лучшую сторону за последние годы, и мы с полным правом можем гордиться нашими студентами, преподавателями, учебным процессом. Опираясь на прошлое, мы все время двигаемся вперёд. Потому что казачье образование – оно ни в коем случае не архаическое. Казачье образование может быть только передовым. А значит – всегда востребованным.
Вернуться назад или поделиться