Интервью
Виктор САДОВНИЧИЙ
"Главный Садовничий Московского государственного университета"
Сад – очень древняя и очень красивая метафора знаний, укорененная в европейской культуре. Виктор Антонович любит дарить гостям вуза цветы и фрукты, выращенные на территории МГУ, а о самом учебном заведении говорит как об «Университете будущего» – то есть в символах того же города-сада…
– Виктор Антонович, номер «Столичного образования» с нашей беседой выйдет в апреле, незадолго до начала вступительной кампании-2012. Насколько серьезно в этом году изменились правила поступления?
Зинаида ДРАГУНКИНА
«Учитель должен уважать себя, иметь профессиональную гордость и постоянно совершенствоваться в профессии…»
На вопросы журнала «Столичное образование» отвечает Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике З.Ф. Драгункина
– Вы являетесь Председателем Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. Какие принципы, на Ваш взгляд, объединяют эти четыре понятия?– В результате структурной модернизации Совета Федерации было сформировано десять комитетов. Работа над новой оптимальной моделью формирования самой верхней палаты российского парламента, которая бы отражала современное представление о ее роли и месте в системе органов государственной власти страны, активно продолжается под руководством нашего председателя Валентины Ивановны Матвиенко.
Расим АКЧУРИН
«Патриотизм интернационален, и именно на этом нужно заострять внимание»
Директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы, руководитель Региональной общественной организации «Татарская национально-культурная автономия» г. Москвы. Член Комиссии по делам национальностей и миграционной политике. Генерал-полковник, бывший командующий зенитными ракетными войсками ПВО страны, консультант Правительства РФ.
– Расим Сулейманович, как Вы стали директором Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы?
Анатолий ТОРКУНОВ
«Сейчас самое главное – чтобы образование отвечало потребностям сегодняшней экономики, и речь идет не только о высшей школе...»
Дипломатические переговоры – пожалуй, самый верный эпитет для ситуации, сложившейся в современном российском образовании. При желании можно подобрать сколь угодно примеров и для процедуры обмена верительными грамотами, и для демонстрации скрытой силы, и для обличенного в цивилизованную форму торга. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов в совершенстве владеет искусством дипломатии – как западной, так и восточной. Мы, со своей стороны, постарались максимально сохранить за читателем право читать между строк.
Александр ДЕГТЯРЁВ
«Абсолютно ясно, что должна быть новая федеральная политика профориентации. И вопрос модернизации образования в первую очередь должен пониматься как изменение отношения государства к системе подготовки профессиональных кадров..."
Одной из основных задач, стоящих перед Комитетом Государственной Думы РФ по образованию, сейчас единодушно называют работу над Законом «Об образовании в Российской Федерации». Этот закон будет вынесен на обсуждение депутатов Госдумы в ближайшей перспективе, поэтому внесение правок и корректировок в существующую версию очень актуально. В интервью с Председателем Комитета Госдумы по образованию Александром Дегтярёвым тема работы над законопроектом осталась за рамками беседы: о ней еще будет сказано достаточно.
Академик Жорес АЛФЁРОВ
Академик и нобелевский лауреат, депутат Государственной Думы, член фракции КПРФ Жорес Алфёров избран председателем Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ. «Это единственный работающий сегодня в России лауреат Нобелевской премии, человек, который внес очень большой, существенный вклад в образование, вложил много времени, чтобы создать в Петербурге Академический университет РАН, который формирует новую интеллектуальную элиту России.
Анатолий АЛЕКСАНДРОВ
«Тема сохранения научных школ одна из крайне важных»
Взаимозависимость отраслевых вузов и промышленных предприятий; популяризация инженерных специальностей и формирование единого образовательного пространства в рамках стран СНГ – темы, которые были основными в разговоре с ректором МГТУ имени Н.Э. Баумана Анатолием Александровым.
– В ректорском сообществе, и в частности, на заседании Российского Союза ректоров, членом которого Вы являетесь, постоянно звучит тема сохранения имеющихся систем, взаимодействий между университетами и научных школ. А насколько в этом заинтересованы работодатели и представители промышленности?
Артём АДЖЕМОВ
"Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ)"
Образование любого уровня должно на самом деле отвечать одному-единственному требованию: оно должно быть качественным. Критерии качества тоже понятны: для высшего профессионального образования (вокруг которого и идут наиболее острые споры) – это востребованность выпускников, интегрированность в европейские и мировые образовательные процессы, высокая научная активность преподавателей. На практике желание соответствовать этим критериям оборачивается необходимостью решать на каждом шагу вечные вопросы русской интеллигенции – от «Что делать?» до «Кто виноват?». И тут уже каждый – сам за себя.
Ольга ГОЛОДЕЦ
«Начавшееся в обществе обсуждение позволит создать рейтинг, который будет понятен людям...»
В социальной сфере нет места подвигу – то есть однократному гигантскому приложению усилий. Есть круг забот. Постоянный. День за днем и год за годом. Результат в этой сфере достигается только так… Полгода назад в руководство социальной сферой страны пришла новая команда: заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, в чьей компетенции находится решение вопросов образования, здравоохранения и культуры, стала Ольга Юрьевна Голодец.
Виктор САДОВНИЧИЙ
«В Московском университете создан Институт развития образования, главной задачей которого будет работа над составлением рейтингов вузов России и мира»
МГУ имени М.В. Ломоносова — единственный российский вуз, который попал в репутационный рейтинг Times Higher Education World Reputation Rankings. Университет занял 50-е место, которое разделил с Университетом Сиднея. Всего в рейтинге представлены 20 стран. Это стало поводом для пресс-конференции ректора МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничего, посвящённое теме рейтингов вузов.Первое место в рейтинге третий год подряд занимает Гарвардский университет, за ним следует Массачусетский технологический институт. Тройку замыкает самый успешный в рейтинге британский университет — Кембриджский.
Страница 4 из 6