Инженерное образование в России: болид или бесприданница?
В МГТУ имени Н.Э. Баумана прошла VI Всероссийская конференция молодых учёных и специалистов «Будущее машиностроителей России». Ведущий технический вуз объединил представителей сотен технологических предприятий, студентов, аспирантов, молодых учёных и заслуженных академиков со всех уголков страны. Вместе они искали пути решения основной проблемы российского оборонно-промышленного комплекса – отсутствия профессиональных кадров. Как показала работа конференции, решение этого вопроса, похоже, найдено. Теперь предложение молодых учёных должно быть озвучено на государственном уровне, и поможет им в этом крупнейшее объединение промышленных предприятий страны – Союз машиностроителей России.
Первый вице-президент Союза, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по промышленности, президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенёв, открыв панельную дискуссию форума, обозначил главную тему конференции – решение кадровой проблемы оборонно-промышленного комплекса страны.
«Мы сегодня должны обеспечить эффективное взаимодействие между институтами, которые готовят вас – завтрашних капитанов производств, и этими производствами. Именно от вас зависит – какой будет промышленность России уже в ближайшее время. И не только промышленность, а вообще вся российская экономика», – сказал Владимир Гутенёв. Он добавил, что интеграция образования, науки и высокотехнологичного производства – тот путь, по которому сегодня должна идти страна. Именно поэтому члены Союза машиностроителей России, отстаивающие интересы отрасли в нижней палате российского парламента, уже в ближайшее время внесут на рассмотрение законопроект, способствующий более быстрой и эффективной интеграции образования, науки и производства.
«Это повысит конкурентоспособность машиностроительной отрасли страны, поможет реализации научно-технического потенциала молодежи и развитию инновационной промышленности», – отметил парламентарий, подчеркнув, что работа будет вестись совместно с Российским союзом ректоров, который выступает партнером в проведении школьных олимпиад и селекции одаренных детей.
Актуальность подобной законодательной инициативы сегодня чрезвычайно велика, особенно в свете недавно принятого закона «Об образовании», в котором многие моменты не учтены. По мнению Владимира Гутенёва, этот документ не в полной мере решает задачу формирования инновационного поколения специалистов. Не исключено, что в рамках доработки этого закона будет озвучен вопрос увеличения срока обучения в аспирантуре для технических специалистов до пяти лет, а также усилены позиции бизнеса в решении общегосударственных задач. «Было бы неправильно надеяться только на государство в области финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тем более – прикладных исследований. В нашей стране доля бизнеса в НИОКР составляет всего 6%, в то время как в Европе – 20–25%, а в Японии и США – до 70% идёт в разработку новой техники, новых товаров с более конкурентоспособными потребительскими качествами», – уточнил законодатель.
Что делать с утечкой квалифицированных кадров из России? По мнению ректора МГТУ имени Н.Э. Баумана Анатолия Александрова, единственный способ остановить миграцию наших специалистов за рубеж – создать приемлемые для них условия работы и жизни: «Если мы будем закрывать границу, если мы будем их привязывать – это не поможет. Нельзя остановить движение крови, нельзя остановить движение людей по планете. Но можно создавать условия, тогда они останутся работать здесь. В наших лучших центрах мы создаём такие условия, и они возвращаются работать сюда, хотя уже прошли стажировку в десятках стран».
С ними солидарен и генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского Борис Алешин, который заметил, что повысить заинтересованность студентов в работе на отечественные науку и промышленность можно не только материальными стимулами. По его словам, ни в одной стране мира сейчас не стартует и не осуществляется столько разнообразных новых проектов, как в России, и это позволяет говорить о том, что здесь у молодых специалистов – вчерашних студентов – есть наибольшие шансы для самореализации. «Даже крупные иностранные компании, такие как, например, Sagem, Liebherr, присылали к нам своих ребят работать и учиться, потому что не так много новых проектов в мире. Где еще строятся новые самолеты? Очень много – у нас, а ведь это непростая вещь. Поэтому, чем более интенсивно экономика развивается в индустриальном плане, чем больше она формирует предложений, тем больше шансов ребят удержать. Это факт», – отметил он.
Анатолий Александров, ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана
Сегодня никто не спорит, нужны ли инженеры, оправдана ли индустриализация, – без этого у России нет будущего. Стало хорошей традицией, когда министр промышленности и торговли выступает в МГТУ имени Н.Э. Баумана с лекцией, когда министр обороны встречается со студентами. Почему возникла эта традиция? Потому что выйти на новый уровень промышленность и образование могут только вместе. Я горжусь тем, что треть кафедр Бауманского университета возглавляют лидеры промышленности: президенты, главные конструкторы, – их фамилий можно назвать десятки. Мы живём и работаем в одном организме, и это даёт качественно новые результаты.
В университете созданы инженерные и инжиниринговые центры. Недавно мы принимали большую делегацию из Цюрихского университета Швейцарии, который входит в десятку лучших университетов Европы. Приехали специалисты по нанотехнологиям, специалисты в оптике. Их удивило, что 23-летние ребята руководят лабораториями и говорят с профессионалами высокого уровня на одном языке. Наши гости сказали, что никогда и не думали, что в России есть приличные университеты. А что у нас есть наука, в принципе не представляли.
Между тем в наших центрах представлено оборудование, которое в стране есть в одном-двух экземплярах. Но и это не самое главное. Когда 25-летний молодой человек имеет 20 научных публикаций и 10 из них – в ведущих западных журналах, то это наводит на мысль. Когда ребята и девушки с горящими глазами по-русски и по-английски легко докладывают о своих исследованиях, и их не собьешь, потому что они делятся своими знаниями, – вот достижение.
На входе в университет стоит автомобиль «Формулы-1». Он весь соткан из передовых технологий. Это самая скоростная, самая инновационная машина. Всё потому, что наши ребята умеют брать ответственность на себя. Мы готовим сегодня не просто исполнителей – мы готовим лидеров промышленности, главных конструкторов.
Когда Правительство поручает университету организовать подготовку специалистов, которые будут заниматься инвестиционным зондированием Земли, нам есть чем ответить. Есть база, есть космический центр, есть центр управления полётами, есть исследования. Хотелось бы ещё получить поддержку промышленности в создании концепции образования, только вместе мы можем справиться.
Посмотрите, как сегодня оцениваются университеты: число иностранных преподавателей в составе, число иностранных студентов и т.д. Понятно, что это говорит об уровне университета, но где способность вести настоящие научные исследования? Где реальные проекты, в завершении которых что-то летит, стреляет, побеждает? Такие показатели должна сформулировать наша промышленность.
Заслуживают внимания некоторые инновации Закона «Об образовании в РФ». Кому мешал бесплатный проход студентов в музей? И какой убыток государство понесло бы, если бы он оставался бесплатным? Нужно следить, чтобы вузы не увеличили плату за общежития, эту статью убрали из государственного стандарта. А мы долго бились за неё, и сделаем всё, чтобы не поднять эту цену. Мы принимаем ребят издалека и готовим их для того, чтобы они вернулись в регионы, где не могут подготовить специалистов так, как это делаем мы. Но студентов издалека нужно где-то расселить. Почему бы не построить для космической отрасли два общежития?!
У нас есть факультет, который находится прямо на предприятии: это корпорация «Энергия». Ребята становятся специалистами на родном предприятии. Они там живут, не боятся запаха краски, масла и т.д. Для них построен роскошный учебный корпус, где целый этаж занимает вентиляционная система, сейчас строится ещё один новый.
Кто-то из иностранцев сказал про нас: «Образование – это капризная бесприданница, и ему пора повернуть голову куда-то ещё». Так что же вы сюда приехали? Деньги есть, заказы есть, а специалистов нет!
Владимир Владимирович Гутенёв, Первый вице-президент Союза машиностроителей России
Есть существенный разрыв между квалификацией, которую требует промышленность, и стартовыми условиями. В первую очередь финансовыми. В целях устранения этого дисбаланса Союз машиностроителей на протяжении последних лет осуществляет всероссийскую программу практик и стажировок для студентов технических вузов на предприятиях машиностроительной отрасли. Пока в проекте участвует 41 регион. Это десятки ведущих технических университетов и сотни машиностроительных предприятий. Нам удалось сформировать более 500 видов практик по 27 видам наиболее востребованных профессий. Это инженеры-исследователи, конструкторы, технологи, инженеры-электрики, программисты, инженеры-радиофизики, метрологи.
Представляется очень важной добровольная сертификация специалистов в соответствии с профессиональными стандартами. Здесь мы достигли серьезных успехов. Выиграв последний аукцион Министерства труда, Союз машиностроителей получил возможность разработать более 30 профессиональных стандартов, а это очень значимо для профессионального сообщества.
Важное направление – формирование нового поколения инновационных специалистов. Для этого мы ежегодно проводим конференции, форумы. На таких мероприятиях мы не просто определяем лучших, мы сопровождаем их в реализуемых карьерных траекториях, делегируем победителей в экспертные советы Государственной Думы, в общественные советы федеральных органов власти, министерств и ведомств.
Существует очень большой разрыв между новой техникой и уровнем подготовки призывников, которые с этой техникой должны работать. Чтобы в вооружённые силы приходили подготовленные солдаты, сержанты, офицеры, необходимо возродить в технических университетах сети военных кафедр и военно-учебных центров, синхронизировав их с новыми условиями обучения в вузах, которые возникли в последние годы после перехода на систему бакалавриата и магистратуры. В этом нас поддержали более 50 ректоров и около 15 ассоциаций региональных вузов, которые предложили свои площадки для пилотных проектов, для организации военно-учебных центров.
Мы очень внимательно подходим к тому, чтобы наши представители были в законодательной власти, причём важно не только провести своих представителей в парламент (которых там, кстати, уже немало), но и обеспечить присутствие в регионах. Так, в законодательное собрание Ростовской области вошли пять наших представителей. Аналогичная ситуация в Иркутске, Екатеринбурге, Башкирии. В крупных промышленных центрах мы имеем возможность отстаивать своё мнение, свои потребности. Это важно, потому что сейчас рассматриваются очень серьёзные законы: законы о промышленной политике, о частно-государственном партнёрстве. Реформирование Академии наук вызывает много вопросов. Да и Закон «Об образовании», я думаю, претерпит ещё немало изменений.
Соглашения, которые заключает Союз, не носят формальный характер, они наполнены реальными делами: чешские, немецкие, итальянские, французские партнёры помогают находиться в общей международной интеграции, работать совместно на рынках.
Нам предстоит решить ряд задач, в числе которых формирование технопарков. В этом мы будем опираться на Министерство промышленности и торговли и Министерство образования, но в первую очередь – на крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса, на крупные учебные центры, которые расположены в регионах.
Алексей Забелин, студент 3 курса кафедры «Аэродинамика» МГТУ имени Н.Э. Баумана, участник проекта «FormulaStudent»:
«На создание инновационного болида университет выделил молодым инженерам, участникам проекта «FormulaStudent» 1,5 млн рублей с учётом закупки оборудования.
Работу начали в сентябре прошлого года – сделали проект и приступили к сборке в автомастерской. Каждый из 20 студентов, участвовавших в сборе болида, отвечал за свой участок – подвески, рамы и т.д. Абсолютно вся конструкция разработана «с нуля».
Мы применили инновационные идеи, аналогов которым нет в мире. Например, рычаги подвески сделаны по новой, придуманной нашими студентами технологии из углеволокна. Такая подвеска может выдерживать до трёх тонн давления нагрузки на один рычаг. Также большая работа проведена с двигателем. За основу мы взяли базовый двигатель мотоцикла «Ямаха-F-6», провели его модернизацию – разработали собственные впускную и выпускную системы, усовершенствовали весь блок управления.
Мы не копировали известные модели, делали свой вариант с учётом опыта и ошибок российских команд – участников соревнований.
Наш болид мы опробовали в Италии, на одном из этапов международного чемпионата «FormulaStudent». Кстати, пилотировал болид тоже участник проекта. Выступили для дебюта достаточно успешно – заняли 32-е место из 47 мировых команд и стали вторыми среди россиян. На соревнованиях были конструкторы из США, Индии, Японии, многие команды имеют огромный опыт участия в подобных соревнованиях – по 10–20 лет».