Московские школы – SOS!
В московских школах завершается очередной учебный год, который, к сожалению, оказался на редкость скандальным. Не успели ещё утихнуть недавние конфликты с увольнением директоров Ковшова и Викторова, как на повестке дня очередной беспредел в сфере московского образования – чиновники от образования обкатывают новую схему слияния московских школ. И, как всегда, первыми об очередной проблеме заговорила родительская общественность. Один из тех, кто сейчас отстаивает интересы своих детей – Андрей Хохлов (facebook). Вот интервью, которое он дал журналу «Столичное образование» ещё до этого конфликта.
«Все лучшее – детям!». Первые, кто подпишутся под этим лозунгом – это неравнодушные родители. Те самые, которые заботятся не только о настоящем, но и о будущем своего ребенка, заботясь о его развитии и образовании. Такие родители особенно скрупулезно выбирают сначала детский сад, куда будет ходить их ребенок, затем – школу. Причем, образовательные заведения при отборе изучаются по всем параметрам – педагогический коллектив, инфраструктура, близость к дому, творческая атмосфера… И, естественно, именно родители первыми будут готовы бить тревогу, если образовательному процессу в выбранной школе начнет что-то мешать.
Андрей Хохлов, старший научный сотрудник Института механики МГУ и наш сегодняшний собеседник, тщательно выбирал школу для своих мальчишек. И не остался в стороне, когда школа при поддержке «административного ресурса» оказалась под угрозой слияния.
- Андрей, школа №1306 считается перспективной. Её даже называют – «Школой молодых политиков». Почему же, выбирая учебное заведение для своих детей, Вы не остановили свой выбор на ней ?
-Когда я шесть лет назад начал выбирать школу для своих детей, то за год, за два до поступления старшего сына в первый класс ходил по школам и присматривался. Соседнюю школу №1306 рассматривал как «возможного кандидата». И уже тогда, просмотрев сайт этой школы, понял, что не слишком доверяю представленной там информации. Ну вот, например, видео «Наши ученики играют в шахматы». Я, просматривая его как человек, неплохо знающий эту игру, вижу, что в шахматной партии такой позиции быть просто не может. И так во всем. Кроме того, несколько насторожило название школы - «Гимназия молодых политиков». Честно говоря, прививать установки и качества современных политиков детям - сомнительная педагогическая цель. Поэтому, хотя школа №1306 была для нас ближайшей – я решил, что она нам не подходит. И выбрал школу №1941, где и до сих пор учатся мои дети. Считаю, что нам очень повезло с этой школой. Здесь я увидел, что есть ещё учителя, которые любят своё дело и детей, работают с энтузиазмом, осознавая, что учительство, это призвание, а не сфера услуг.
- Вы имеете в виду, что такая обстановка далеко не везде ? В конце концов, сайт школы №1306 может не совсем отражать ситуацию в учебном заведении. Была ли ещё какая-нибудь информация, подтвердившая Ваше негативное мнение о школе ?
-Врайоне Раменки репутация школы, мягко говоря, довольно сомнительная, но я узнал об этом парой лет позже. Кроме сайта я прочитал договор школы с родителями, его суть просто удивительна. В двух словах его основную тему можно сформулировать примерно так: «Родители соглашаются со всеми требованиями администрации и платить за все, что пожелает администрация без приложения конкретного списка услуг и цен. В том случае, если ребенок оденет не ту майку, не те кроссовки,или родители будут уклоняться от каких-то свои обязательства по настоящему договору, или как-то проявят своё неуважительное отношение к администрации или символике Гимназии, если родители или учащиеся как-то нарушат этику поведения по отношению к администрации,то администрация вправерасторгнуть договор и исключить учащегося из школы».Не смейтесь, я почти цитирую. Там есть и такое:«… За неуважительное отношение к декларируемым Гимназией нравственным и гуманистическим ценностям, и катрибутам гимназической символики». Вот так. А ведь администрация ГБОУ не имеет права исключать по таким причинам.Всё-таки, надо соблюдать законы, в частности ФЗ-273.Даже хулигана и двоечника исключать – очень долгая история и у его родителей на практике гораздо больше прав, чем у родителей его одноклассников. И весь район знает, как в эту школу поступают, как там «учатся»,я слышал несколько похожих рассказов, и читал сотню в Сети.Проводится собеседование, точнее, записывают тебя, потом пробивают по всем базам данных. Если ты – «перспективный родитель»,с ресурсом и связями во власти, бизнесе и СМИ, тебя приглашают снова, называютусловия, ты принимаешьих и поступаешь. Остальных спокойно отодвинут,сославшись на нехватку мест и прочие обстоятельства…
Однако всё это я узнал позже, за последние 4 года. А после того, как я выбрал другую школу для своих детей, совсем забыл про школу №1306. Но так случилось, что, когда мой ребенок уже учился во 2-м классе, выяснилось, что школа №1306 претендует на то, чтобы поглотить нашу школу, соседний детский сады и «возглавить» школьное образование в нашем микрорайоне. Началось все давным-давно с того, что эта школа захватила стадион, общий для двух школ. Может быть, вы знаете эти школьные проекты, где на два школьных здания – общий стадион. А школа №1306 огородила стадион забором, через который с тех пор – уже почти 15 лет – никогда не пропускают местных жителей. Хотя есть определенные требования и распоряжение ДОгМ, согласно которым школа должна во внеучебное время, по крайней мере, открывать проход. Так вот – администрация «Гимназии молодых политиков»захотелаприсоединить нашу школу, а нашим родителям эта перспектива категорически не понравилась:у нас в школе совсем другая атмосфера, другие цели и ценности, значительно выше качество обучения. Поэтому родители пришли к директору школы №1306 за объяснениями. Высказали всё, что думали о гимназии, написали письмо в Департамент образования города Москвы, в средства массовой информации... Тогда ДОгМ и администрация школы №1306, встретив решительное сопротивление, сочли за лучшее отступить. Знаете, если кого-то хотят проглотить, то выбирают тех, кто послабее, кого можно проглотить с наименьшими усилиями. Директор школы №1306 и чиновники московского Департамента образования поняли, что нас просто так не съешь. Они отступили в надежде разобраться с кем-то ещё и дождаться выгодного момента…Съели соседний детский сад, припугнув заведующую и не спросив мнения родителей.Меня вся эта ситуация втянула в общественную деятельность, которой я раньше совершенно не занимался…
- На Ваш взгляд, насколько оправдано вмешательство родительской общественности в процесс слияния школ ?
- Вот я, например, совершенно не «активист»-общественник, я - учёный, я поглощён своим делом, исследованиями. Но, если я сам не защищу своих детей, хорошую школу и хороших учителей – кто это сделает за меня? Учителя и директор? Но они во многом зависимые от руководства люди. На них могут давить чиновники ДОгМ - не давать денег на ремонт, годами оставлять директора в статусе «исполняющей обязанности»... Нашу школу тоже пытались принудить к слиянию подобными мерами – до тех пор, пока наш управляющий совет не решил объединиться с другой соседней школой, сравнимой по качеству образования. Однако история нашего противостояния со школой №1306 не закончилась на неудавшейся попытке «поглощения». В 2013 году мэрия постановила выделить школе 1306 большой участок городской общественной территории, около 1,5 гектаров. Эта земля была выделена с нарушением законодательства, даже до проведения межевания территории. Также без всякого экономического обоснования, как оказалось в дальнейшем, было выделено около 300 миллионов рублей на строительство корпуса в адресной инвестиционной программе города Москвы (в последнее редакции АИП они уже превратились в 600 млн руб.). Новый корпус этой школы,должен был строиться как раз у нас под окнами – на единственном зеленом пустыре, где растут деревья,через который сотни детей и провожающих их родителей идут каждый день в соседнюю школу и детский сад. Когда жители узнали об этом и поняли, что еще одна стройка для замученного района будет невыносимой, они не стали этого терпеть.
- Что же Вы сделали?
- Для начала, я впервые в жизни пошёл на общественные слушания. Хотя нет, сначала пошел в Управу района, чтобы записать, задокументировать свое «нет» этому проекту. Прихожу и вижу, что в управе сидят 5-6 женщин, которые переписывают в тот журнал, где я собирался зафиксировать свое несогласие, что-то из своих списков. А когда получил журнал - увидел, что там все жители голосуют «за». Поскольку я уже знал к этому моменту, что все местные жители против строительства нового корпуса, то понял, что на моих глазах происходит фальсификация. Разумеется, возмутился, позвонил депутатам и рассказал, что происходит. Мне пообещали, что разберутся. Через неделю должны были состояться общественные слушания. К этому времени я уже успел познакомиться с несколькими местными жителями, у которых был опыт борьбы за свои права и они предсказали, что наверняка зал будет забит ещё за пару часов до начала. И оказались правы – задолго до начала зал был полон учителями и родителями из школы №1306, то есть никто, кто хотел бы как-то им возразить, в зал пройти не мог, кроме очень опытных людей, которые тоже пришли заранее и заняли места. Я понимаю, у всех есть свои интересы, это нормально, когда их отстаивают. Вопрос в том, какими средствами. Так вот, когда на слушаниях против застройки попытались выступить оппоненты, их начали затоптывать, зашикивать… Казалось бы, вас и так тут более ста человек сидит, а от нас всего 6-7 представителей. Неужели нельзя просто выслушать и вежливо возразить? Я не привык к такому обращению, выступил довольно жёстко и решил, что с такой наглостью надо бороться. После этого собрания мы разработали свою стратегию поведения. Было понятно, что ситуация наша совершенно безнадежна, потому что все знали, что у школы огромный административный ресурс - вплоть до министерства и до заместителей премьеров. Шансов почти не было. Тогда мы сами стали собирать подписи по району – собрали 1,5 тысячи подписей несогласных со строительством, принесли их в префектуру за час до окончания приёма. К тому времени, кроме наших подписей, других там просто не было. Одни говорят, что подписи «за строительство» принесли за полчаса до официального срока окончания приема, другие, что уже после окончания регистрации. Всего около 8 тысяч подписей «за». И районная строительная комиссия приняла решение: раз около 8 тысяч жителей «за» и лишь какие-то жалкие 1,5 тысячи - «против», значит принимаем проект строительства.
- Большинство голосов – это большинство голосов. Если, конечно, это настоящие голоса…
- Вот именно ! Нет, префектура приняла эти подписи, посчитала, что они подлинные, но… Во-первых, это были сплошные списки, чего быть не должно. Согласно правилам, каждое заявление должно подаваться на отдельном листочке. Мне с самого начало было понятно, когда пару месяцев спустя увидел фотокопии, что это была фальсификация, но тогда ещё не понимал масштабов. Я увидел в списках фамилии знакомых сотрудников мехмата МГУ. Спросил у них - вы подписывались под заявлением ? Выяснилось, что нет. В этих списках мои коллеги были переписаны таким образом, как будто их составители по факультетам ходили,а все сотрудники стояли строем и ждали своей очереди, чтобы расписаться «за». Я присмотрелся к этим спискам и обнаружил довольно странные вещи: многие расписались в списках два-три раза,причём ставили разные закорючки, а самое странное, что в списках одобрявших строительство оказались не только несколько десятков академиков, проректоры МГУ, бывшие и нынешние чиновники из правительства, Администрации президента РФ и Мэрии Москвы, депутаты Госдумы, но и несколько уже …покойных профессоров ! Прежде чем выступить публично, я, как учёный, привыкший к точности, хотел понять, каков процент фальсифицирования голосов. Подозревал, что 100%.В течение 10 дней только этим и занимался, связываясь с коллегами, направляя им письма, выложил фотокопии подписных листов, рассортированных по факультетам в Сеть, предложил коллегам себя найти в этих списках. Коллеги, тоже возмущённые использованием их имён и подрывом репутации Университета, откликнулись, включились в проверку.По МГУ пошла волна - «Это не моя подпись!». В феврале 2014 года новость о фальсификации была опубликована фактически во всей центральной прессе, несколько сюжетов вышли по телеканалам. В итоге выяснилось, что все подписи 4 тысяч сотрудников МГУ и ряда представителей высших властных структур просто нарисованы некими заинтересованными лицами.
- Были ли у этой истории с фальсификациями какие-нибудь юридические последствия ?
- Шумиха в центральной прессе дала нам шанс: префект Западного округа предложил устроить «круглый стол» с представителями школы №1306, с родителями, с депутатами, с приглашенным сюда руководством Департамента образования города Москвы. Обсуждение началось с того, возмущенный префект угрожал привлечь меня к суду «за клевету». Но я к тому времени уже успел собрать порядка 300 заявлений от тех людей, чьи подписи были сфальсифицированы. Эти заявления направлялись в Прокуратуру и МВД, но сотрудники правоохранительных органов не обнаружили криминала. Правда, вызывали, устраивали опросы и проверки, но все это была имитация деятельности. Были проведены проверки в школе, которые встряхнули администрацию,напомнили, что надо создавать хотя бы видимость соблюдения законов. Они переписали договор с родителями,пополнили разделы обязательной информациина сайте. Но все проверки зафиксировали лишь мелкие нарушения. В 2014 году мы заставили отменить оформленный с грубыми нарушениями ГПЗУ на земельный участок и объявленный тендер на проектирование и строительство… Но через год протащили всё снова, в последней редакции АИП на строительство корпуса выделили уже 600 млн. рублей, вместо начальных 278 миллионов. Депутаты Мосгордумы и Госдумы повозмущались, приходили к нам на митинги, запросы писали, но контрольные органы отказались выполнять свои функции, потому что у администрации школы 1306 есть хорошие связи с чиновной верхушкой.
- Так чем же закончилась эта история ?
- В 2016 году школа № 1306 была переведена из ГБОУ в государственное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1306». И сразу после этого началось строительство, которому мы сопротивлялись три года. В отписках чиновников Мэрии на наши запросы поменялась формулировка: теперь, якобы, строят не БНК школы 1306, а здание начальной школы без привязки к конкретному ГБОУ. Но проект подписан директором школы №1306. Корпус строится по спецпроекту. У нас в стране ни на что нет денег, а здесь проект 4-этажный, до 20 метров высотой, со всеми вытекающими последствиями. Мы сначала требовали объяснений, на каком основании вообще включили в инвестиционную программу тот проект, который жителям не нужен. Школа №1306 в 2013 г была заполненана две трети проектной мощности, не входила даже рейтинг 400 лучших школ, сотавляемый ДОгМ.
Да, много людей приходило на митинги,много было запросов и заявлений в прокуратуру и другие контрольные органы, до Собянина довели всю информацию, и в Общероссийский народный фронт писали, и в Общественную палату, и в Администрацию президента, но воз и ныне там - стройка продолжается… В результате целый микрорайон перерыт, со всех сторон огорожен заборами, бетонными блоками и траншеями,запирающими все проезды кранами и самосвалами, а дети должны между колёсами, через строительные площадки пробираться к соседним школам. У нас в районе все заставлено самосвалами, пройти, проехать, припарковаться невозможно, потому что идет прокладка коммуникаций одновременно со строительством станции метро, уродующим Мичуринский проспект и широкие полосы территории вдоль него, уже почти пять лет. Ситуация безобразная, московское правительство просто игнорирует присутствие жителей, ведёт себя так, будто строит в голом поле. Можно потерпеть ради будущего, но есть же пределы. К тому, же есть возможность строить более разумно – планировать и думать о людях, которые здесь живут,а не строить поверх их голов. А этого у нас давно нет. Сегодня чиновники из Департамента образования заботятся о создании своей будущей базы и готовят под эту базу 2-3 школы в Москве… Было немало публикаций в в 2013/14 годах, когда жители района видели, насколько велика личная заинтересованность в продвижении этого проекта у руководства ДОгМ. Исаак Калина приезжал в эту школу не раз,я лично передал ему в руки пакет документов о деятельности администрации школы №1306 на встрече с жителями района Раменки. Поймите, перевод учебного заведения,никогда не отличавшегося качеством образования (даже по рейтингам самого ДОгМ) и высокой востребованностью из статусаГБОУ в статус автономного БОУ, после того как его накачали бюджетными деньгами,снабдили городской территорией и новым корпусом, это трюк не уровня директора школы, это трюк уровня Правительства Москвы. И всё это – вопреки нормам закона, мнению и нуждам жителей, общественным интересам. Вся эта история, безусловно, дискредитирует власть всех уровней… Все это, конечно, очень печально – особенно потому, что это школа. Не должны в школе учить лгать своим собственным примером. Не должны директора школ ипрочие чиновники списывать огромные куски чужих диссертаций без кавычек и указания авторов и писать на сайте, что являются профессорами МГУ, не являясь ими. Нельзя получать дивиденды за украденные чужие мысли…Нельзя лгать, рисовать чужие подписи и фальсифицировать голоса москвичей, нельзя имитировать обучение. Ну, как-то неприлично это, дорогие товарищи !
- Как родители могут достучаться не только до власть предержащих, но и до своих детей ? Чтобы окружающая среда не съела их окончательно и они не решили для себя, что молчать из страха и обманывать для выгоды – это правильно, потому что «все так делают» ?
- Тут потребуется просто не бояться и прекратить лениться, потому что страх и лень – это два основных врага, которые не позволяют людям жить достойно и свободно. Сначала в пределах семьи, потом все дальше и дальше. Это наша страна, земля наших родителей и детей. То есть надо набраться мужества, не пожалеть времени и усилий… Главное понимать, если у вас есть дети – это самое важное ! Это говорю я - ученый, фанатик своего дела... Ученому трудно быть семейным человеком, особенно, если он специализируется в таких областях как математика и физика. Но, если есть семья и дети, то нужно понимать, что на них необходимо тратить время.Помогать во всём, направлять, предлагать интересные пути развития, увлекать и воспитывать собственным примером. Нужно, объединяясь с соседями, утверждать в этой жизни то, чтосчитаешь важным. Главное – не сдаваться. Ведь дети на тебя смотрят, ты для них не только опора, но и ориентир. Ни в коем случае не надо полагаться на нянь и гувернеров, сдавать в «хорошую школу», как в камеру хранения. Ведь в действительности, это выглядит так: некоторые родители делают взносы и какое то время их ребенок там хранится в «глянцевой упаковке», затем, ему выдается красивая корочка. В Москве сегодня, к сожалению, много таких школ – об одной из них мы с вами говорили.
И последнее, нужно научить своих детей не поддаваться развращающей системе квазиценностей, которая насаждается в нашей стране последние 25 лет. Лгать, воровать, лицемерить и предавать в этот период не стали меньше, но теперь ещё и стали всеэкранно утверждать, что лгать и воровать хорошо, что «распил» госбюджета и откаты – это бизнес, что успех и счёт в банке – цель жизни… Понимаю, что жить так, как я учу своих сыновей, будет непросто. Но тому, что хорошо, а что плохо - учили меня отец и мать. Я не могу предать их и буду такие же идеалы прививать своим детям. При этом буду честно говорить: «Ребята, это будет трудно. Но, послушайте меня, нужно жить именно так»…
Вернуться назад или поделиться