Высшим курсам сценаристов и режиссёров – 50
С 11 мая 1963 года началась история уникального учебного заведения – Высших курсов сценаристов и режиссёров. ВКСР в то время и сейчас – один из главных центров подготовки творческих кадров в России, СНГ, Европе и мире, где обучались или преподавали практически все ведущие режиссеры, сценаристы, писатели. А полвека назад ВКСР могли послужить и не менее уникальным портретом эпохи послевоенного СССР, выразительным оттиском личности своего создателя, выдающегося советского режиссера Ивана Пырьева.
В чем же была идея создания Высших режиссёрских курсов (предшественник ВКСР) при том, что уже работал ВГИК? Иван Пырьев увидел две сошедшиеся проблемы, черты времени. Первая – период так называемого послевоенного «малокартинья», когда отголоски всесоюзных разоблачительных кампаний, строгость идеологических киноначальников, трусость киночиновников довели кинопроизводство СССР до уровня девяти картин в год. Кроме того, война выбила из накатанной биографической колеи школа–вуз–кинопроизводство значительную группу людей. Для ВГИКа поступающие были переростками, полный вузовский пятилетний курс они не могли себе позволить, да им, с их «университетами»: громадным пластом военного опыта, особого понимания жизни, обостренным чувством справедливости – это было и не нужно. Но профессиональный базис будущим режиссерам, сценаристам был необходим.
Ответом и стали пырьевские «Курсы», подготовившие новую волну кинематографистов, предопределившие будущие мировые успехи советского кино.
Пятнадцатилетним мальчишкой Иван Пырьев убежал на фронт Первой мировой, пробился во взвод конной разведки, дважды был тяжело ранен, стал Георгиевским кавалером. Добровольцем пошел и в Красную армию, вступил в партию, но ненадолго: его необыкновенный социальный темперамент, несговорчивость привели его к выставлению из рядов ВКП(б). Начинал у Эйзенштейна в театре «Центральная арена Пролеткульта». По определению Эйзенштейна: «непримиримый, склонный к громовому скандированию Маяковского и к кулачному бою больше, чем к боксу», Иван Пырьев создал фильмы «Богатая невеста», «Свинарка и пастух», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки», став любимым режиссером Сталина и народа. Но тот самый «социальный темперамент», не давший удержаться в партии, заставил знаменитого режиссера тратить большую часть жизни на пробивание не своих картин, а интересов всего советского кино. Став главой Союза кинематографистов, редактором журнала «Искусство кино», он учредил премию – альтернативную Сталинской, за лучший фильм года. Многое из того, что «героически пробивали» в перестройку, было сделано тогда Иваном Пырьевым. И самым важным его начинанием, до сих пор ведущим свою историю в российском и мировом кино, стало учреждение Курсов, нынешних Высших курсов сценаристов и режиссёров.
Сегодня на ВКСР три факультета. Педагоги, – они же бесспорные, признанные миром творцы, ведут работу по программам: «Кинорежиссура», «Кинодраматургия», «Продюсерство кино и телевидения».
Восторженные отзывы посетителей о фотогалерее звёзд, работавших и учившихся здесь, ректору Курсов Вере Суменовой приходится слышать часто:
– Эпоха своеобразно «закольцевала» историю ВКСР. Оба наших «Зала славы», то есть списки знаменитых преподавателей и прославленных выпускников – часто совпадают. Наш давний принцип: использовать лучшие интеллектуальные ресурсы страны. Звучит, может быть, высокопарно, но судите сами, – у нас преподавали философ Мераб Мамардашвили, великие историки Лев Гумилев, Натан Эйдельман, историк кино Нея Зоркая, историк искусств Паола Волкова. Знания ведущих театральных режиссёров, таких как Анатолий Васильев, Роман Виктюк, Олег Ефремов, Олег Табаков, Сергей Юрский, Анатолий Эфрос – тоже были «в нашем распоряжении».
В 2013 г. на Курсы поступили 140 слушателей. Сугубо индивидуальный подход, погружение в реальный кинопроцесс – наша постоянная практика. Сегодня выпускники ВКСР – это почти половина российских сценаристов и режиссеров из числа активно работающих. Обучение тонкостям кинопроцесса, кинобизнеса плотно связано с практикой: фильмы наших студентов – лауреаты, призеры «Киношока», «Кинотавра», «Сталкера», «Лучезарного ангела», фестивалей «Святая Анна» и «Будем жить», национальной премии «Лавровая ветвь», фестивалей в Каннах, Венеции, Берлине, Оберхаузене, Котбусе, Анжере. В нашей коллекции – «Оскар» Американской киноакадемии, награда режиссера-аниматора Александра Петрова.
В 2013 г. «победный кинопроцесс» принёс ещё награды: «Орда» Андрея Прошкина отмечена в пяти номинациях на фестивале «Золотой орел», «Жуков» Алексея Мурадова – лучший телесериал. На фестивале «Святая Анна» «Чайка» Елизаветы Стишовой – лучший игровой фильм и лучший сценарий (А. Хмельницкой).
В конкурсной программе «Cinefondation» Каннского фестиваля был представлен фильм Евгения Бяло «Норма жизни». На «Кинотавре» главный приз у фильма Александра Велединского «Географ глобус пропил».
Владимир Хотиненко – отечественный режиссёр, сценарист и актёр. Обладатель звания народного артиста Российской Федерации. Сегодня – преподаватель ВКСР, мастерской режиссуры игрового фильма. А еще и сам когда-то – выпускник ВКСР, по первому образованию – архитектор.
– Владимир Иванович, Есть ли связь между первым и вторым образованием, ведь у Вас их два, как и у Вашего героя Федора Достоевского – он военный инженер. Писатели и творческие люди – «инженеры человеческих душ»?
– Если говорить о Достоевском, то в его творчестве есть очевидные связи: например, рисунки, в том числе на рукописях. Образование было глубокое, инженеров учили хорошо рисовать. Кроме этого, – прекрасная выстроенность его романов, наличие хорошего плана, как в случае с романом «Игрок», написанным за 26 дней. Поверх этого чёткого плана пером художника водит вдохновение. Пафосно звучит, но именно так считал Достоевский, говоря: «пером выпишется», понимал: не все от человека зависит, есть высшая сила. Однако чтобы скрипачу извлечь божественные звуки из своей «Страдивари», ему нужно очень хорошо играть, владеть техникой. И своим студентам я говорю: скрипка может быть прекрасной, чувства тебя обуревать – самые возвышенные, но без умения и профессионализма ничего не получится.
– Каково это – «преподавать творчество»?
– Когда мне сделали это предложение в 1996 г., не сразу согласился. Долго думал: на чем я могу построить процесс обучения? Вспомнил пример замечательного режиссера Б. Барнета. Он набрал курс, провел три занятия, а потом просто исчез. Его разыскали, спросили, как же так, вам надо во ВГИК, курс продолжать… – «Да понимаете, я им абсолютно все, что знал – рассказал»… И я серьезно размышлял: на чем строить весь курс? Я ненавижу, еще с той поры, когда сам учился, всякие беспредметные разговоры. Можно устраивать некие паузы, рассказывать интересные случаи со съемок, но это – капелька такая, «знакомство с атмосферой съемок»… Таланту не обучишь, с этим надо определяться на стадии отбора студентов. А профессии, пожалуй, можно. Есть свой киноязык, и я разработал систему упражнений. Все начинается со съемок, с легких заданий, буквально с «натюрмортов»… построение процесса съемок, понимание смысла панорамы и т.д. Через 2–3 года обучения я за своих выпускников спокоен: снимать они умеют, основой ремесла владеют.
– Что представляет собой конкурс в Вашу мастерскую?
– Я набираю разных ребят, стараюсь брать не похожих на меня, чтобы группа вышла интересная. Во ВГИК каждый год поступает около 400 ребят, иногда больше. А бюджетных мест – 10, еще несколько платных. На ВКСР работы отбираются в два тура, к экзаменам число абитуриентов сокращается до 100. В этом отборе – уже 50% будущего успеха. Важно разглядеть, есть ли искра божия в человеке. Из представляемых работ мне всего интереснее автобиография в художественной форме.
– Кто из учеников – примеры успеха вашей системы?
– Андрей Кавун, снявший «Кандагар», Александр Котт – «Брестскую крепость», у них и еще много хороших фильмов. Аня Фенчено получила недавно на «Кинотавре» премию «Дебют», мой сын Илья. Это все – моя мастерская выпуска 2000 г. Выпускники курсов киргиз Нурбек Эген хорошо снимает, Наталья Беляускене, Александр Андрианов с фильмом «Шпион», Владимир Котт – всех не перечислишь.