ВДНХ: прошлое и настоящее выставки-символа
Один из 50 крупнейших выставочных центров мира, на чьей территории под открытым небом находится россыпь архитектурных и скульптурных шедевров, наконец вернул своё родное название, вместе с которым, – очень хочется верить, – начнётся новый виток его биографии.
Всероссийский выставочный центр снова стал Выставкой достижений народного хозяйства. А ведь именно так на протяжении 14 лет с момента переименования ВДНХ в ВВЦ москвичи и другие россияне продолжали называть это магическое место. Сюда ходили ностальгировать по советскому прошлому, вспоминать период расцвета выставки, любоваться её красивейшими павильонами и фонтанами, просто гулять. Люди старшего поколения с грустью смотрели на то, как былое великолепие со временем приходит в упадок, как безвозвратно утрачиваются жемчужины Выставки, а её территорию продолжают заполонять коммерческие предприятия. Сегодня у этого места есть шанс вернуть своё былое значение.
На месте сегодняшнего ВДНХ когда-то были болота, и накрепко обосновался цыганский табор. Не самое привлекательное для строительства и туризма место, тем не менее, не напугало советское правительство, и в 1934 году здесь начинаются масштабные работы.
Участники Всесоюзного Съезда колхозников-ударников обратились к коммунистической партии и правительству с просьбой организовать в Москве сельскохозяйственную выставку, где бы все советские труженики могли представить плоды своего труда, похвалиться достижениями, поучиться друг у друга. Партия идею одобрила. Началась масштабная подготовка выставочной территории.
За право поучаствовать в этом грандиозном событии боролись миллионы советских тружеников – колхозники и рабочие совхозы, агрономы, зоотехники, механизаторы. Около 250 тыс. заявок от возможных экспонентов поступило в выставочный комитет. Чтобы оказаться в числе участников, колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, научные учреждения должны были достичь определённых показателей за два года работы. Сельскохозяйственные работники трудились для этого не покладая рук.
Выставочный комитет учредил награды для участников выставки. Было подготовлено четыре тысячи дипломов второй степени и тысяча дипломов первой степени. Хозяйства, удостоенные первого места, получали к дип-лому 10 тыс. рублей и легковую машину, награждённые дипломом второй степени – 5 тыс. рублей и мотоцикл.
Выставка демонстрировала успехи в развитии сельского хозяйства первого в мире социалистического государства. Для передовиков сельского хозяйства были учреждены большие и малые золотые и серебряные медали. Имя каждого экспонента и его достижения заносились в учреждённую для этого Книгу Почёта.
Целый выставочный город с парками, прудиками, опытными участками, строениями вырос на северной окраине столицы. Растениеводство всего Союза представляли посевы и зелёные насаждения: на площади около 20 гектаров было посажено около 600 сортов различных культур. В выставочном саду высадили около 10 тыс. рас-тений. Свыше 3 тыс. сортов теплолюбивых культур экспонировались на специально отведённом участке. Это были хлопок, лён, конопля, табак, свёкла, хмель, каучуконосы.
В украшении Выставочного города принимал участие весь советский народ. Страна готовилась к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки как к всенародному празднику. Грандиозную по своим масштабам выставку за 65 лет её существования посетил каждый восьмой житель планеты.
Архитектурный ансамбль ВДНХ до сих пор поражает своим великолепием. Многие павильоны ВДНХ – это совершенные по форме творения, уникальные памятники, отразившие истинный дух свободы, равенства и братства, которые они должны были символизировать.
Существует версия, что главный архитектор ВСХВ Вячеслав Константинович Олторжевский задумал сделать из выставки не просто центр культуры СССР, а настоящий центр Вселенной! Эту версию подтверждает генеральный план выставки: площадь механизации на нём напоминает солнечную систему – Солнце и девять планет, в центре площади должен был стоять памятник Ленину. Как от библейского Древа Жизни от площади отходят четыре источника, а вся система заключена в правильный восьмиугольник – христианский символ обновления и обретенного райского блаженства. Но автору плана не суждено было наблюдать за его воплощением в жизнь – архитектор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки был сослан в Воркуту, а план выставки – изменен. Долгие годы перенимавший опыт строительства небоскрёбов в США архитектор вынужден был строить одноэтажные бараки. Об открытии некогда созданной им выставки Вячеслав Олторжевский узнал лишь из киножурнала, который показывали в лагере.
Комплекс ВДНХ возводился под руководством главного архитектора С. Чернышева. Шедевры советской архитектуры создавали архитекторы В. Гейльфрейх,
Л. Поляков, Д. Чечулин, В. Щуко; украшали выдающиеся скульпторы С. Коненков и Г. Мотовилов, художники-монументалисты А. Бубнов, А. Дейнека, П. Соколов-Скаль и многие другие – более двух тысяч профессионалов и народных мастеров.
Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки состоялось 1 августа 1939 года. В торжественной церемонии приняли участие более 10 тыс. человек.
Знаменитая 24-метровая скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» выдающегося скульптура Веры Мухиной встречала гостей у входа. Скульптурная группа «Тракторист и колхозница», изображавшая тружеников, держащих над головами сноп спелой пшеницы, была установлена на 50-метровой башне главного павильона, и стала символом Выставки.
Пройдя через арку главного павильона, посетители попадали на Площадь Колхозов. Красивейшие павильоны союзных республик, краёв и областей расположились на площади и прилегающих к ней аллеях. Гуляя вокруг них, посетители могли совершить путешествие по нашей необъятной Родине: от Арктики до субтропиков, от Камчатки до Балтики. Каждый павильон представлял культуру региона, имел в оформлении национальные мотивы, отличался самобытностью.
Особенное внимание привлекал Московский павильон – павильон «Зерно». Фасад здания был украшен горельефами, фигурами садоводов, овощеводов, доярок, трактористов. Здесь же были изображены животные, снопы пшеницы, овощи. Здание венчал орден Ленина – награда Московской области за успехи, достигнутые в сельском хозяйстве.
Рядом расположился павильон «Украина» – красивейшее здание, построенное по проекту киевских архитекторов А. Тация и К. Иванченко, облицованное украинской майоликовой плиткой. Фасад украшают золотые колосья, арку входа обрамляет декоративный керамический венок, над входом – витраж «Переяславская рада».
Интересным разделом выставки был раздел «Новое в деревне». Он занял площадь в 12 гектаров, на территории которой были построены сельский совет, правление колхоза, машинно-тракторная станция, животноводческие фермы, клуб, школа и ясли, родильный дом. Все они были возведены по типовым проектам, рекомендованным для массового строительства.
Действующий образец колхозной гидроэлектростанции смонтировали на реке Каменке, протекающей по территории Выставки. Ток от ГЭС подавался в соседнее здание, где были установлены сельскохозяйственные машины, приводимые в действие электромоторами.
Создатели Выставки не ограничились только распространением передового опыта в сельском хозяйстве. Они сделали ВДНХ любимым местом отдыха москвичей и гостей города. В большом парке поставили разнообразные аттракционы, сделали детский городок с площадками для игр, организовали Зелёный театр, концертную эстраду, цирк, два кинотеатра.
Успех выставки был огромен. За три месяца (с 1 августа по 25 октября) её посетили свыше 3,5 млн человек. Две тысячи экскурсоводов обслуживали гостей, ещё тысяча – водили по территории Выставки организованные группы. 200 гидов работали с иностранцами, интерес которых к советской выставке оказался необычайным!
Если изначально Выставка была задумана как разовое событие, то после такого фееричного успеха её решено было сделать ежегодной. В 1940 году она работала в течение 5 месяцев, за которые её посетили 4,5 млн человек. В 1941 году она действовала всего месяц и пять дней, виной чему стала начавшаяся Великая Отечественная война. Экспонаты и библиотеку выставки эвакуировали в Челябинск. Но, как ни странно, за время войны на огромной территории ВДНХ не упало ни одного снаряда!
Возрождение
Послевоенное открытие выставки – её «второе рождение» – состоялось ровно через 15 лет после первого, – 1 августа 1954 года. К тому времени площадь Главной советской выставки значительно расширилась – до 207 гектаров, появились новые павильоны и здания, призванные продемонстрировать мощь Советского государства. Были воз-ведены павильоны Прибалтийских республик, павильон «Узбекистан» – работа лучших узбекских мастеров. Всё новые и новые изменения переживала выставка после смерти Сталина. Сначала решением 21-го Съезда КПСС здания «зачистили» от признаков культа личности. Павильоны на главной аллее ВДНХ были переименованы, а их фасады теперь отражали отраслевой принцип показа достижений СССР.
Главный вход на ВДНХ украсила массивная арка, которую несут на себе четырёхгранные колонны, украшенные барельефами, изображающими труд людей. Разделённую на центральный и боковые пролёты арку украшает всё та же знаменитая скульптура, изображающая тракториста и колхозницу, несущих через годы свой золотой сноп пшеницы, как символ труда и единения советского народа.
Главный павильон был достроен, а на площади Колхозов установлен знаменитый фонтан «Дружба народов», на противоположной стороне площади – «Каменный цветок», сооружённый по мотивам сказок Бажова. Фантастический каменный цветок возвышается в центре бассейна, обрамлённого красным гранитом. Бассейн населяют диковинные птицы и рыбы из бронзы, сам цветок сделан из разноцветных сплавов. Горки из овощей обрамляют композицию по бокам.
В животноводческом городке выставки поток посетителей никогда не заканчивался: только в 1954 году здесь показывали 800 голов крупного рогатого скота 32 пород, 800 овец 53 пород, 500 свиней 30 пород, 3000 голов домашней птицы. С утра животных скребли, мыли, затем демонстрировали публике. Представители хозяйств наряжались в разные костюмы и выводили зверей на суд жюри. На открытом воздухе демонстрировали сельскохозяйственную технику. В павильоне «Коневодство» можно было увидеть самых красивых представителей орловской, русской рысистой, советской тяжеловозной и других пород.
С июня 1956 г. открылась Всесоюзная промышленная выставка, призванная показать успехи индустрии. Там продемонстрировали первую ЭВМ, над созданием которой в СССР начали трудиться ещё в 1948 г. На площади механизации установили первый советский реактивный лайнер, созданный выдающимся российским конструктором А. Туполевым. Новая техника заняла место в павильоне «Машиностроение».
В 1958 году вышло постановление Совета Министров СССР об объединении выставок. Сельскохозяйственная, строительная на Фрунзенской набережной и промышленная выставки получили общее название – Выставка достижений народного хозяйства, или ВДНХ. Выставочная деятельность теперь строилась по отраслевому принципу, и первостепенное значение приобрели тематические выставки. Более 100 тыс. экспонатов ежегодно показывалось на 300 смотрах. ВДНХ стала зеркалом развития СССР, отражала его основные вехи, – такие, как первый полёт в космос, строительство БАМ и прочие. Копия ракеты, на которой летал в космос Юрий Гагарин, была установлена на площади механизации – там, где по замыслам архитектора Олторжевского должна была возвышаться фигура вождя. Кстати, получивший свою свободу в 1943 году, архитектор так ни разу и не посетил свое творение.
Восстановление исторической справедливости
В 1992 году Указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства РФ ВДНХ была переименована в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» (ГАО ВВЦ). Но в 90-е годы ВВЦ считался выставкой формально: павильоны сдали в аренду в качестве складских помещений и торговых точек. В парке же продолжали работать аттракционы, в павильоне «Центральный» демонст-рировали физические опыты, благодаря чему территория бывшей ВДНХ продолжала оставаться местом отдыха, впечатления от которого портили повсеместная торговля, разруха и запустение некогда «живых» павильонов.
Так было до 2014 г. До того момента, как более 90% москвичей проголосовали за возвращение главной выставке страны названия ВДНХ. Выставке достижений народного хозяйства достался самый счастливый, плодотворный, славный период в истории СССР, возможно, именно поэтому это название так прочно закрепилось за выставкой в сознании народа.
Инициатором опроса населения выступил мэр Москвы Сергей Собянин, подчеркнув, что «это не просто возвращение имени, это начало целого комплекса работ по восстановлению славы и величия ВДНХ».
Точная сумма инвестиций в реализацию проекта ВДНХ станет известна после того, как будет утверждена тематическая концепция, – это случится в течение года. По оценкам экспертов, сумма потребуется внушительная – около 60 млрд рублей.
Уже сейчас на территории выставки провели серьёзную работу: убрали 250 незаконных построек, отремонтировали 17 фонтанов, поменяли асфальт – уложили около 245,5 тыс. кв. метров, модернизировали световые опоры, обновили газоны и провели озеленение. Прогулочная территория выставки выросла более чем в два раза – с 235 гектаров до 500, – были убраны заборы между Ботаническим садом и парком усадьбы «Останкино». На ВДНХ появятся велодорожки, зоны отдыха, зимой здесь зальют самый большой каток в Европе с использованием световых инсталляций, с помощью которых оформлялись церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи.
Планируется, что каждый павильон обретет, наконец, своего хозяина, – бывшим союзным республикам уже предложено взять шефство над «своими» зданиями. В павильонах бывших братских республик – «Беларусь», «Кыргызстан», «Армения» и «Казахстан» – вскоре появятся экспозиции этих стран содружества. С правительствами стран заключены арендные договоры – стоимость аренды составит «рубль за метр» при условии, что они проведут полную научную реставрацию этих зданий, которые являются памятниками культурного наследия. Фасады павильонов должны быть готовы к 1 августа, к 75-летию Выставки достижений народного хозяйства. Белорусы уже открыли свой павильон для посетителей.
Символично, – в самом плачевном состоянии находится некогда самый красивый павильон – «Украина». Верховная Рада отказалась от заключения договора аренды, и сейчас идёт поиск инвестора, который смог бы спасти шедевр сталинской эпохи от полного разрушения и вдохнуть в него новую жизнь.
Тематическое наполнение выставки не будет повторять прошлую эпоху. В отремонтированных и отреставрированных павильонах, возможно, разместятся экспозиции корпораций «Роскосмос», «Рос-атом», «Роснефть», «Газпром» и других крупных компаний. Животноводческий городок уже занимают лошади – здесь разместился конно-спортивный клуб, где можно научиться верховой езде и пройти курс иппотерапии. Достижения науки и техники также будут представлены на выставке: в павильоне № 26 уже работает филиал Политехнического музея.
По срокам вся реконструкция продлится от 5 до 7 лет.
Очень радостно, когда что-то хорошее, что, казалось, навсегда ушло из нашей жизни, всё-таки возвращается. Что находятся люди, которым небезразличны прошлое, современность и будущее их страны и города, и которые в силах признать и исправить свои или чужие ошибки.
ВДНХ – это один из символов нашей Москвы, нашей Родины. Те, кто знает его историю и былую славу, испытывают небывалое чувство патриотизма и гордости, когда бывают здесь. Новый виток истории выставки-символа, начавшийся сегодня, станет признаком возрождения былого величия Великой Страны.
«Рабочий и колхозница»– выдающийся памятник монументального искусства, отражающий идеалы советского государства. Скульптура была создана для Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Идея принадлежит одному из ведущих представителей сталинской архитектуры Борису Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. Конкурс на создание скульптуры выиграла Вера Мухина.
Работа над огромным монументом велась на основе полутораметровой гипсовой композиции, которую создала в качестве модели В. Мухина. Воплощали идею на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П.Н. Львова.
Две фигуры с поднятыми над головами серпом и молотом, олицетворяющие «хозяев советской зем-ли» – рабочий класс и колхозное крестьянство, – выполнены из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота монумента – 25 метров, павильон-постамент, внутри которого расположен музей скульптурной композиции, имеет высоту 33 метра. Общий вес скульптурной группы – 185 тонн.
При перевозке из Парижа в Москву скульптура была повреждена. В 1939 году – реконструирована и установлена перед главным входом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов для реставрации. В конце 2005 года его должны были вернуть на прежнее место, однако из-за недостатка финансирования реконструкцию смогли закончить лишь в 2009 году. Каркас был значительно укреплён, все части композиции – очищены и обработаны антикоррозийными составами.
Скульптуру вновь установили на специальный постамент, который повторял оригинальный павильон Иофана, но теперь стал на 10 метров выше и короче в задней части. Композицию торжественно открыли 4 декабря 2009 г. Она с самого начала стала символом киностудии «Мосфильм», её изображение появилось на почтовых марках и медалях Выставки.
Демонтаж, хранение и реставрация скульптурного шедевра обошлись государству в 2,9 млрд руб.
Фонтан «Дружба народов» работы архитектора-художника Константина Тихоновича Топуридзе и инженера В.И. Клявина пережил свой идеологический смысл, но его красота и неповторимость продолжают радовать гостей выставки.
16 колхозниц в национальных костюмах, символизирующие республики СССР до 1956 года, ведут праздничный хоровод. Фонтан выбрасывает ежесекундно более тонны воды на высоту восьмиэтажного дома. Ночная подсветка фонтана меняется за час 16 раз. Скульпторы З. Баженова, Л. Баженов, А. Тенета, З. Рылеева, И. Чайков, В.П. Гаврилов выполнили скульптуры из бронзы с тончайшим золотым покрытием, снопы – из листовой меди с позолотой.