«Культурный код» Москвы от Сергея Капкова
Указом Президента 2014 год объявлен Годом культуры. Это знак того, что государство готово всячески поддерживать российскую культуру, которой сложно сохраниться и развиваться дальше без поддержки.
За государственную поддержку российского наследия на столичном уровне отвечает Департамент культуры Москвы во главе с Сергеем Александровичем Капковым. Именно он старается приблизить культурную среду города к уровню европейской столицы 21 века, – и москвичи считают, что у него это неплохо получается, припоминая как минимум модернизацию Парка Горького. Но Парк Горького – далеко не единственное достижение Департамента культуры. О современном приобщении москвичей к работе в этой области, которая «будет сделана и делается уже», – наш сегодняшний разговор.
– Сергей Александрович, 2014 год объявлен Годом культуры. Как на это собирается отреагировать Департамент? Будут ли разрабатываться новые досуговые программы, приуроченные специально к «культурной составляющей» Года?
– Конечно же, такие мероприятия будут. Но главное – это даже не мероприятия, а регулярная работа с людьми. Мы собираемся начать эту работу, как и давно надо было, – со школьников. Ведь личность современного человека, то есть уверенного в своём будущем, знающего свой язык, посещающего музеи и театры, – воспитывается с детства. К сожалению, зачастую эту работу мы берём на себя: у родителей она не на первом месте.
Детей нужно оторвать от гаджетов и телевизора, привести их в театры, музеи и концертные залы. Мы надеемся, что с помощью Департамента образования справимся с этой достаточно сложной задачей.
К примеру, на время летних и зимних каникул мы готовим специальную программу, составленную из культурных событий и мероприятий для детей. Закачиваем её в электронные дневники и раздаём буклеты с этой информацией. Совместно с Департаментом образования организуем уроки в музее, в библиотеке. Отдельная программа есть по усадьбам Коломенское, Царицыно и другим историческим местам.
В этом году будет введен «культурный паспорт школьника», включающий бесплатное посещение в течение года четырёх учреждений культуры: двух театров и двух московских музеев. В прошлом году около 200 тыс. детей посетили московские культурные учреждения. От 600 до 800 тыс. школьников из миллиона мы сможем охватить в этом году, – это большая цифра.
В Музее Москвы создано экскурсионное бюро. Оно будет проводить интересную программу по территории столицы. Ведь её исторический, литературный и краеведческий пласты – безграничны. Также в Музее работает центр документального кино, демонстрирующий обучающие фильмы о природе, математике, истории… Учителя должны знать, что они всегда могут рассчитывать на эту площадку.
Активно действует программа «Музей в школу». Специалисты выезжают прямо в школьные здания, где проводят выставки. Выезд платный, стоимость составляет пять тысяч рублей. В будущем, возможно, мы рассмотрим возможность сделать программу бесплатной.
Помните, мы когда-то были самой читающей нацией? Сейчас отдельно готовится проект по приобщению детей к чтению. С советского периода у нас есть большая библиотечная сеть – около 600 библиотек входят в неё. Московские библиотеки должны стать современными городскими гостиными, где будет вестись работа, связанная не только с популяризацией чтения, но и с лекциями людей старшего поколения, с другими образовательными проектами, которые несут знания, вызывают интерес к русскому языку, к культуре родной речи.
– Это большая работа. Ведь народ зачастую инертно относится к культурному досугу. Как Вы считаете, почему привить привычку посещать культурные места так непросто – не только детям, но и взрослым?
– Если говорить о москвичах, то здесь основная проблема в том, что большинство культурных объектов находится в пределах транспортного кольца. Театры, музеи, концертные залы – почти все они в центре. Между тем, согласно статистике, 90% жителей столицы живут между МКАДом и третьим транспортным кольцом. И, естественно, большинство жителей предпочитает проводить своё свободное время вблизи от дома. Опросы подтверждают: 60% хотят проводить время в своём районе, и только 14 % готовы выезжать в центр. Опрос показал, что жители периферии не были в учреждениях культуры ни разу за последний год. Это легко понять: те, кто живут на окраинах, чтобы сходить в театр или музей, должны потратить около двух часов только на дорогу. Мы часто не учитываем, что Москва – город не цельный, а состоящий из нескольких малых городов. Наша основная задача на этот год – децентрализация культурной жизни столицы.
– Достаточно большой пласт культурной жизни ушел сегодня в виртуальность. Например – кинопросмотры. Мы видим, что некоторые кинотеатры в столице закрываются, выставляются на продажу. Считаете ли Вы, что это естественный процесс?
– Действительно, многие отказываются от походов в кинотеатры. Появился Интернет, возможность скачивать и просматривать торрент-файлы. Мы проводили специальный социологический опрос, посвященный кино. Выяснилось, что люди старшего поколения не ходят туда вообще. Им совершенно не близок такой стиль отдыха, когда кто-то грызет поп-корн, кричит в кинотеатре, когда снимают и показывают неглубокие по смыслу фильмы-«стрелялки».
На сегодняшний момент московские кинотеатры посещают 12 млн. человек в год, и это число не растет. Что здесь можно сделать? Вернуть в жизнь старый советский принцип организации кинопоказа – с дешевыми утренними сеансами, дневными и вечерними. Таким образом, экономическими мерами можно привлечь в кино людей «третьего возраста». Ведь они ходят в старые 1-2-зальные кинотеатры, опасаясь современных киноцентров. Значит, нужно сделать так, чтобы удобно было и им тоже, вернуть этот культурный код россиянам. Нужно ввести такой культурный код в головы россиян. Вспомните: два года назад никто не ходил в московские парки. А сейчас это стало нормой.
– Вы считаете, что экономические меры, предпринимаемые Департаментом, могут стимулировать посещаемость культурных заведений?
– Именно. Мало кто помнит, но года три назад вход во все парки Москвы был платным. Вспомним парк Горького: там не было сделано ничего сложного. Разогнали сомнительных предпринимателей, положили асфальт, построили и залили каток, починили фонари, запретили продажу алкоголя. То есть, привели все к такому виду, который и был запланирован еще в тридцатых годах. Москвичи с удовольствием приняли нашу модель – а ведь когда все начиналось, они опасались, что «у нас отнимут Парк Горького». Никто ни у кого ничего не отнял, наоборот, сегодня парки Москвы благоустроены, некоторые из них уже зарабатывают миллионы рублей за счёт предоставления услуг.
И еще об экономических мерах. Мы предлагаем бесплатно посещать не только парки. Полагаю, что инициативу Департамента о бесплатном посещении музеев каждое третье воскресенье месяца поддержат все жители Москвы – как пенсионеры, так и студенты, а также родители с детьми.
– Считаете ли Вы, что, несмотря на разнообразие московских музеев, Москве не помешали бы новые музеи? Какие именно?
– Я вам отвечу даже не как министр культуры, а как москвич, глава семьи. В Москве не хватает музея науки. Россия – огромная страна, которая сделала многое и в космосе, и в атомной энергетике, а музея науки, куда мы могли бы пойти, чтобы все это увидеть, нет. К сожалению, выполнявший эту задачу Политехнический музей в настоящее время закрыт на реконструкцию. Надеюсь, через несколько лет он сможет стать одним из самых интересных музеев в Москве.
У нас нет музея кинематографа. Вклад России в мировое киноискусство огромен, и музей кино должен быть соответствующим – интересным, богатым, посещаемым местом.
У нас большое советское приданое. Театров у нас больше, чем в Лондоне, музеев больше, чем в Берлине. А вот отношения между людьми хуже, чем в этих городах. Причины разные – начиная от невнятной миграционной политики, заканчивая неверной мотивацией приезжающих людей.
Мы сегодня видим, что молодежь мотивирована на деньги, а не на личностное развитие. В Москве появилось несколько видов развлечений, которые не свойственны ей, – это кальянные, караоке, увеселительные заведения. Появились люди, делающие карьеру, новые москвичи, которые приехали в Москву за деньгами и новыми возможностями. Их становление, развитие, знакомство с миром было сформировано первыми поездками за границу – в Египет и Турцию…
– Однако здесь культурные привычки москвича и жителя любого другого города почти не различаются, не так ли?
– Департамент культуры провёл исследование, на основе которого был «нарисован» культурный портрет москвича. Было опрошено шесть тысяч москвичей во всех 125 районах города. Людей спрашивали о том, что для них культура, как они предпочитают отдыхать. Выяснилось, что в среднем житель Москвы уделяет культурному досугу 13-14 часов в неделю. Это достаточно высокий показатель. Опрос утверждает, что приблизительно 2 часа в день у москвича уходит на удовлетворение культурных потребностей. Жители Нью-Йорка и Токио, для сравнения, тратят 1,5 часа в день на посещение культурных мероприятий. Но наши люди, когда отвечают на вопрос о культуре, в первую очередь имеют в виду посещение кинотеатров и ресторанов. Потому что, наверное, ещё с советских времён считается, что культурный отдых – это и посещение ресторана.
Когда приходит весна, походы в театр, на выставку, в парк начинают конкурировать с поездкой на шашлыки, на дачу, с просмотром футбольного матча, с телевидением. Родители выбирают для детей понятные им форматы – цирк, дельфинарий. Обычно среднестатистический житель города посещает меньше одного учреждения культуры в месяц. Мы бы хотели, чтобы культурные выходы в театр, на выставку происходили чаще, хотя бы два раза в месяц.
Вы помните? В советские времена в провинции можно было легко узнать настоящих москвичей. Они были культурными, хорошо одетыми, воспитанными. Сейчас Москва мутирует. Но не москвичи поменялись. Поменялись правила поведения в Москве. Наша задача – задать правила поведения в большом городе, modus operandi. И неважно, откуда приехал человек, он должен принимать наши правила. Мы должны заниматься краеведением, показывать школьникам, что здесь не только торговые комплексы есть, а есть музеи, театры, усадьбы. И главное – возможности для саморазвития.
– Помнится, в былые времена за билетами в театры буквально выстраивались очереди, и люди ехали не только с другого конца города, но и со всей страны…
– Мы бьём тревогу: на наших глазах уходит поколение театральных лидеров, поколение знаковых людей, на чьих книгах и постановках мы выросли. Нужно понимать, что с ними уходит и тот театральный зритель, который ходил на эти спектакли. Еще пять лет назад театр был актуальным, а сегодня он потерял своего зрителя: меняются поколения, актёры выходят на пенсию, люди по-другому относятся к своему свободному времени и перестают ходить в театр.
Сегодня наша задача – начать с популяризации простых форм, детских спектаклей. Возможно, так мы привьём культуру посещения сложных культурных объектов (театров, музеев), и в Москве появится новый молодой театральный зритель.
– Вы стремитесь привнести в культурный облик столицы европейский лоск. Может ли Москва сегодня в области культуры конкурировать с другими столицами Европы?
– Несколько преимуществ у нас есть. К примеру, классическое музыкальное искусство и балет – то есть Консерватория, Большой театр, Дом музыки. Не забываем и про великую коллекцию Пушкинского музея. К сожалению, Москве не хватает грандиозных фестивальных программ, чтобы череда культурных событий не прерывалась.
– При разговоре о фестивалях и городских праздниках назревает естественный вопрос: а что такое для Вас – лучший городской праздник? Как бы Вы его провели?
– А почему – только я? Лучший праздник – это такой, где не просто аниматоры и коллективы за деньги развлекают жителей города. Это такой праздник, когда сами горожане участвуют в нем, вовлекают в него других. Я считаю, что в идеале город должен дать жителям цену, безопасность и гигиену – то есть обеспечить туалетами и устроить уборку территории. Все остальное пусть делают люди, которые понимают свою аудиторию. Москва – огромный город, в нем кто-то любит танцы, кто-то – театральные постановки, а кто-то – просто тишину. Поэтому нужно создавать площадки и информировать жителей о том, что и где будет проходить. Пусть каждый выбирает для себя.
Любой человек имеет право на праздник и на собственные требования к празднику. Сегодня в Москве сложился целый класс людей, я бы назвал их «городскими профессионалами», которые неплохо зарабатывают и рассматривают город не просто как место работы, но и как место жизни. Поэтому они предъявляют к Москве определенные требования. У них четкие представления о том, что они хотят от культуры. И мы рады, что нам хотя бы отчасти удается удовлетворить эти запросы.
Сергей Александрович Капков, родился 10 декабря 1975 года в Горьком.
Образование:
высшее, факультет «Государственное и муниципальное управление»
Волго-Вятской академии государственной службы в Нижнем Новгороде,
специальность – «социальная философия».
Карьера:
В 1999-2000 гг. – руководил избирательными кампаниями бизнесмена Романа Абрамовича на выборах губернатора Чукотского автономного округа, а также на выборах в Госдуму; впоследствии занимал различные посты в администрации автономного округа.
С 2001 по 2003 г. работал заместителем губернатора Чукотского автономного округа, начальником Департамента культуры, молодежи, спорта, туризма и нформационной политики ЧАО, являлся членом правительства Чукотского автономного округа.
С декабря 2003 по март 2011 г. – депутат Государственной думы РФ четвертого и пятого созывов.
С марта 2011 по август 2011 г. – директор ГУК города Москвы «Центральный
парк культуры и отдыха имени М. Горького». За время его руководства в парке были демонтированы изношенные аттракционы, проведено благоустройство и озеленение. Вход в парк стал бесплатным.
С сентября 2011 г. – руководитель Департамента культуры города Москвы. Одно из первых решений Сергея Капкова на этом посту – отмена платы за входной билет в московские музеи в дни новогодних и рождественских каникул, а также в третье воскресенье каждого месяца.
По его инициативе установлен единый день проведения акции «Вечер в музее» – четверг, когда все московские музеи работают до 21:00.
С 2004 г. – председатель правления некоммерчес-кого фонда «Национальная академия футбола».
С апреля 2006 г. – вице-президент Российского футбольного союза.