Мастер Малахитовой шкатулки
Сказки этого мастера непохожи ни на какие другие сказки в мире. Вроде бы и про волшебство, но связанное не с принцами и принцессами и тридевятыми царствами… Это волшебство было создано мастеровым и ремесленным людом, которому талант, «живинка в деле» не давались от рождения добрыми феями. Нет, «сметливый глазок» и верная рука – все это герои сказов получали не даром, а долгим и кропотливым трудом.
… И названия «Сысертский завод», «Полевая» и другие слышались сердцем так же, как потом будут звучать другие топонимы – из историй Толкиена, Ле Гуин и прочих создателей настоящих сказочных стран. Так отдаются в сердце те удивительные и загадочные места, где живут мастера, умеющие из металла и камня сотворить чудо.
Впрочем, это действительно сказочная страна – и расположена она в самом центре Евразийского континента. На географических картах ее рисуют синими и темно-зеленами тонами, напоминающими самый лучший в мире малахит. Это синие склоны гор, лесные пущи и зеленые крыши старых домов в Екатеринбурге. Здесь, правда, живут не гномы и тролли, а ящерки, Огневушка-Поскакушка, Голубая Змейка и их Медной горы Хозяйка. Но это – только присказка. А сказка – сказка пока еще не написана.
Рождение Сказочника
После автор этих сказов будет оценивать свое творчество достаточно скромно: «Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец – рабочий». А в действительности Бажову просто посчастливилось: он вырос в таких условиях, в таком месте, где оказалось большое скопление фольклорных сплетений. У него создалось преимущественное положение.
В студеный день 27 января 1879 года в семье рабочего Сысертского завода Петра Васильевича Бажова, по прозвищу «Сверло», родился мальчик, окрещенный Павлом. Казалось, его ждет такая же судьба, как и отца, и деда, и прадеда, вся жизнь которых прошла на медеплавильных заводах Сысерти. Ничто не предвещало… Впрочем, почему это? Ведь даже сама фамилия Бажов идет от уральского «бажить» – ворожить, предвещать. И, наверное, все Бажовы желали для своих детей лучшей, особенной судьбы. Должны же желания многих поколений мастеровых когда-нибудь исполняться?
К слову, мальчик родился не просто в семье рабочих – это была семья мастеров. Отца, не гнувшего спину ни перед кем, считали человеком с золотыми руками, за то и ценили. А мать Павла, Августа Степановна, славилась, как искуснейшая кружевница. Что такое настоящая работа и настоящее творчество, он впитал с молоком матери, с копотью огрубелых отцовских рук. Заводские рабочие – первые, от кого Павлуша Бажов услышал истории о «вольных людях», о больших мастерах и о жадных приказчиках. Сторож на дровяном складе Полевского завода, Василий Хмелинин, прозванный Дедушкой Слышко, рассказывал детям про Великого Полоза, Синюшкин Колодец и, конечно, про Хозяйку Медной горы. Эти рассказы Павлу Бажову еще доведется вспомнить.
Но пока он учится в заводской школе, а затем едет учиться дальше, в Екатеринбург, в духовное училище. Это единственная возможность для смышленого мальчика из рабочей семьи продолжить свое образование. Через пять лет, с отличием закончив училище, Павел Петрович Бажов отправляется в Пермскую духовную семинарию. По выпуску из нее он мечтал о поступлении в Томский университет, но отец умер и средств на продолжение учебы больше не было. И Бажов поехал работать учителем в деревню Шайдуриха, близ Невьянска. Потом в Екатеринбург – учить русскому языку и литературе в том самом духовном училище, где, казалось бы, так недавно учился сам. Так, в учительских трудах проходит восемнадцать лет. Одна из его учениц, Валентина Иваницкая, стала первой и единственной любовью Бажова. Как только девушка закончила училище, они обвенчались и жили долго и счастливо. И было у них семеро детей. Все как в сказке.
Но какая уж тут сказка, если вмешивается История? Случилась революция – и Гражданская война. Всегда бывший на стороне рабочих, мастеровых людей, Павел Петрович Бажов воевал в Гражданскую, даже был в плену. А потом, внезапно, занялся журналистикой. Был редактором газеты «Окопная правда», трудился в «Крестьянской газете». Там-то, работая с письмами читателей, он стал выписывать многие выражения, показавшиеся ему интересными. Позднее эти выражения прозвучат из уст героев его произведений – простых мастеровых, приказчиков, мещан и заводовладельцев. Они выведены в первой книге Бажова – «Уральские были».
А между тем наступили тридцатые годы. Бажов писал, но не считал себя писателем. Рассказы, рецензии, эссе – все это «на злобу дня», но узнали бы мы эти произведения, если бы позднее Бажов не стал Бажовым. «Для меня звание писателя стояло очень высоко, и мне казалось, что тянуться в эту сторону у меня и сил нет, и возможности нет, и поэтому я никогда не думал, что мне когда-нибудь придется писать», – так он потом будет вспоминать это время в 1950 году.
В середине тридцатых годов жизнь тяжело обходится с Павлом Петровичем Бажовым. Книга о камском строительстве никак не идет. В 1935 году девятнадцатилетний сын, Алексей, трагически погибает. Из партии исключают – правда, на время. Кажется, что это конец. Однако именно эти суровые времена стали началом для сказов Бажова.
В 1937 году Бажова исключили из партии (через год – восстановят). Но тогда, лишившись привычной работы в издательстве, он посвятил все свое время сказам, и они замерцали в «Малахитовой шкатулке» подлинными уральскими самоцветами. И Огневушка-Поскакушка, и Голубая Змейка, и Медной горы Хозяйка. Все они совсем скоро станут героями фильмов художественных и мультипликационных, а также запечатлеются в фарфоровых статуэтках – несомненное свидетельство народного признания. Но главное, все равно, это сказки. Сказки о простых людях, но не совсем простых, раз они силой своего таланта могут создавать Каменный цветок, находить древние клады, да и просто – видеть в рудных разломах и земляных складках то, что другим не видно.
Первые четыре рассказа, ставшие началом для «Малахитовой шкатулки», были опубликованы в конце 1936 года. Вся книга вышла из печати в 1939 году, в Свердловске. В центральных издательствах сборник выходит в 1942 и в 1944 году. Он переводится на английский, немецкий, китайский, румынский, венгерский и японский языки. И мир узнал о земляной кошке с огненными ушами, о камнерезах и гранильщиках, старателях и рудокопах, о Серебряном копытце, о Великом Полозе и дочерях его, змеевках.
Это все те рассказы, которые Павлуша Бажов слышал в Полевском и Сысерти, еще в детстве. Возможно, именно беды Бажова, то, что он лишился работы, дали ему возможность, наконец, записать эти истории, чтобы они вспыхнули в «Малахитовой шкатулке» как настоящие драгоценные каменья.
Сам Павел Петрович, происходивший из коренной уральской рабочей семьи, слышал их еще в детстве, в Сысерти и Полевском, от разных рассказчиков.
Сначала эти истории принимаются современниками за записи народного фольклора. И издавались соответствующим образом, причем отдельные литераторы могли писать собственные произведения на основе бажовских сказов. Однако «Малахитовая шкатулка» – вовсе не литературная запись, это полноценное литературное произведение, с вдумчивой разработкой характеров персонажей, яркими их портретами, с ювелирной работой над языком. Собственно, знаменитое «Серебряное копытце» Бажов объяснял следующим образом: «Рассказы о том, что есть такой козел с серебряным копытцем, я слышал в Полдневой. Слышал от Булатова, охотника. В Полдневой поисками хризолитов занимались многие. А сюжет мой».
Во время войны Бажов – главный редактор Свердловского издательства, руководитель Союза писателей, а также партийной писательской организации. Это не формальная должность – он помогает эвакуированным литераторам, пытается создать для них мало-мальски приемлемые для жизни и работы условия. А Шкатулка все пополняется новыми сказами. В том числе и про последние события. В одном из сказов войну он сравнивает с огромной горой, которую необходимо преодолеть, пусть даже из последних сил: «Вот война-то была! Это такая гора, что и поглядеть страшно, а ведь одолели. Сами не знали, что в народе столько силы найдется, а гора показала. Все равно, как новый широкий путь народу открыла. Коли такое сделал, то и дальше никакая гора на дороге не остановит наш народ».
В январе 1949 года Бажов торжественно отмечает собственное 70-летие. В это время он – лауреат Сталинской премии, чье лицо, обрамленное окладистой бородой, знакомо большинству любителей литературы. Друзья, читатели, журналисты и издатели собираются на юбилее в зале Свердловской государственной филармонии. Юбиляру дарят подарки, он растроган и благодарит всех гостей, повторяя: «Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенная»…
Меньше чем через год, в морозный день 10 декабря 1950 года Павла Петровича Бажова похоронят на высоком холме, с которого виден весь Урал – его горы, перелески, пруды. Все то, что так любил Бажов, все то, что стало декорациями для героев его сказов. Дочь сказочника так вспоминала этот печальный день: «Вечером у нас собралось много народа. Сначала было тихо, потом выпили, голоса стали громче, заговорили о том, что волновало каждого. Мама сидела ко всему безучастная, да вряд ли слышала что-нибудь, а мне стало обидно, что вот уже забыли отца, забыли, по какому поводу собрались в нашем доме. А в ушах зазвучал голос отца:
- Что приуныла, доченька? Не надо, жизнь ведь продолжается...»
Жизнь продолжается – в сказах, которые вырастили и воспитали потом многих горных инженеров, геологов, рабочих, журналистов. А также тех, кто только «обдумывает жилье», собираясь выбрать дело, которым будут заниматься в жизни. Бажов уже подсказал им, что главное в деле – «живинка», искра творчества. Ту, о которой говорится практически в каждой истории из «Малахитовой шкатулки».