Что со зрением у Исаака Калины?
На страницах «Столичного образования» нередко публикуются истории о том, как в московскую школу, известную своей уникальной атмосферой, приходит новый директор. Дальше ситуация развивается как «под копирку»: с легкой руки новоявленного руководства начинает разваливаться сложившийся педагогический коллектив, разрушаться образовательные направления, уничтожаться традиции, формировавшиеся в течение десятилетий... Именно по этой схеме сейчас разрушается налаженный образовательный процесс в структурном подразделении № 5 ГБОУ Школы 554. До реформы по объединению школ, это было самостоятельное уникальное учебное заведение - детский сад-начальная школа для детей с нарушениями зрения №1676.
В чем уникальность?
"Школа здоровья" № 554 в Зюзино имеет полувековую историю. На Юго-Западе Москвы это единственная школа, в которой учатся дети с нарушениями зрения. Такие школьники требуют особенного подхода и внимания - поэтому неудивительно, что педагогический коллектив учебного заведения складывался годами, в том числе и группа специалистов - психологов, логопедов, дефектологов, а также воспитателей, которые берегли своих учеников в прямом смысле как "зеницу ока". Воспитание детей с нарушениями зрения - дело особенно ответственное. Ведь им необходима еще и социально-психологическая адаптация, которая поможет стать активными членами общества. У ребят есть для этого все необходимые качества - в норме мышление и речь, они способны хорошо учиться и усваивать обязательные правила поведения. Однако социализация для таких детей процесс сложный, потому что далеко не все из них могут наблюдать за тем, как ведут себя в различных жизненных ситуациях зрячие люди. Огромное значение для формирования личности детей с ограничениями по зрению имеет микроклимат, сложившийся в их «маленьком космосе» - ближайшем окружении, семье и школе. Излишне сочувственное отношение, щадящий режим могут привести таких школьников к зависимости от окружения, пассивности, неверию в собственные возможности. И, как следствие, к иждивенческим настроениям, необоснованной требовательности к семье и обществу.
До недавнего времени, коллектив педагогов школы № 554 обеспечивал ученикам социализацию, качественное образование и медицинскую помощь в стенах детского сада-школы. Учебное заведение находилось в числе лучших в Москве. В течение 10 лет его ученики принимали участие в благотворительном Фестивале талантов для незрячих и слабовидящих детей «Белая трость». Не одно поколение училось в этих стенах - к сожалению, проблемы со зрением достаточно часто наследуются. Дети учились и развивались, родители были за них рады… Всё шло хорошо, до прихода в школу нового руководителя - Светланы Поручиковой.
Школа № 554 под руководством нового директора - что изменилось?
Директор Светлана Поручикова пришла в школу недавно - весной 2017 года. С самого начала родителей встревожила возможная смена руководителя структурного подразделения школы М.Б. Клещуковой. Однако директор заверила родителей, что вопрос на контроле и беспокоить Департамент образования г. Москвы своими просьбами не стоит. В итоге - Марина Клещукова ушла «по собственному желанию», но это была только «первая ласточка» грядущих увольнений. Меньше чем за год, был разрушен педагогический коллектив подразделения школы, её традиции. Многие специалисты, которые преподавали и помогали детям с проблемами по зрению, вынуждены были покинуть школьные стены.
Вот как родители описывают ситуацию на образовательных форумах:
«Осенью 2017 года, буквально в течение двух месяцев, наша школа просто развалилась. Судите сами - ушли: руководитель подразделения (Клещукова М. Б), логопед, дефектолог, психолог, учителя, преподаватели рисования и шахмат - высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы, знающие наших детей практически с пелёнок, что принципиально важно для детей с ограничениями возможностей здоровья. Набрали совершенно неопытных сотрудников, в итоге дети по сути остались без профессионального сопровождения. За три месяца учебы никаких праздников не было, экскурсии тоже приостановили - их, видите ли, нужно согласовывать с директором. А Светлана Поручикова просто запрещает поездки, которые были запланированы аж за полгода. На продлёнке три класса объединены, находиться там практически невозможно, тем более делать уроки, поэтому им тупо крутят мультики - это детям с проблемами зрения ! Так что люди, если нацелились отдавать ребенка сюда, бегите, пока не поздно !»
Будет ли разрушен «Теплый дом» ?
Далеко не все родители хотят бежать, пока не поздно - у многих просто нет выбора, поскольку школ для детей с проблемами по зрению не так уж и много. Тем более, школа № 554 дорога как ученикам, так и их семьям, они называют её «Теплый дом» и намерены за неё бороться. Уже отправлены письма в различные СМИ, в ДОгМ, в Мэрию Москвы и даже в предвыборный штаб В.В. Путина. История "Школы Тубельского", где родителям и учителям удалось повлиять на деятельность «новопоставленного» директора вплоть до его увольнения, вдохновляет родительскую общественность школы № 554. В требованиях к столичному Департаменту образования - увольнение С.Н. Поручиковой как «неэффективного руководителя»… Однако о неэффективности Светланы Поручиковой было известно задолго до её вступления на директорский пост в школе № 554. Вот что писали о ней родители с прежнего места работы, школы № 1355: «Была хорошая школа, было много хороших учителей… Перечислять их можно до бесконечности ! Суть моего сообщения в том, что с приходом директрисы разбежались ВСЕ (большинство) хорошие учителя! Раньше такая была замечательная атмосфера ! Такая душевная! Как я скучаю по тому времени! Что стало со школой ? Не могу перестать скучать по той школе, что БЫЛА РАНЬШЕ». И, через несколько сообщений, радостный возглас: «Всё, Поручикова не работает у нас. Ура!». Родители школы № 1355 обрадовались, но через некоторое время встревожились родители школы № 554. Как видим, это не случайные ошибки директора школы, разрушающего работу эффективного педагогического коллектива, а программа действий, одобренная руководством Департамента образования города Москвы.
… В биографической статье на школьном сайте есть такие строки о директоре Светлане Поручиковой: «Создание команды единомышленников произошло в процессе работы и подкрепляется, на её взгляд, общностью интересов. Но, конечно, не последнюю роль сыграло её умение расположить к себе людей, уважительное отношение к их труду, способность ценить и поощрять работу каждого. … Кредо Поручиковой: относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. А самая главная забота — воспитать достойных граждан нашей Родины»…
Относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе - очень правильный подход. Неужели Светлана Николаевна не видит, как к ней относятся родители и педагоги, которых она вынуждает уволиться ? Неужели Департамента образования не видит, что творит назначенный им руководитель ?
P.S.
Поводом для подготовки этого материала, стало обращение родителей в редакцию журнала "Столичное образование". Как правило, прежде чем предать гласности свою проблему, неравнодушные родители сначала стараются найти решение и обращаются в разные структуры государственной власти. Но почему-то авторам обращений отвечают те, на кого... жалуются. В итоге - замкнутый круг. Вот и получается, что проблемы со зрением вовсе не у учеников школы № 554 , а у чиновников Департамента образования и его руководителя Исаака Калины.
Вернуться назад или поделиться