Директора школ - крепостные ДОгМ?
Споры, кто в школе главный - ученик, учитель или директор, идут в образовательном сообществе давно. Большинство заинтересованных приходит к такому выводу: с этической стороны, без сомнений, самый главный - это ученик. Но с организационно-управленческой, безусловно, директор. Тот, кто стоит во главе образовательного учреждения, координируя и направляя учебный процесс. А кто же стоит над директором ? Кто решает вопрос о приеме его на работу или, наоборот, об увольнении ? В девяностые годы, когда директора во многих школах выбирались трудовым коллективом, вопрос о работодателе решался однозначно - им выступала школа. Согласно сегодняшним реалиям - работодателем директора является орган управления образованием - ДОгМ. Именно в Департаменте хранится личное дело директора, его трудовая книжка и другие документы. Руководитель Департамента должен заключить с директором трудовой договор, обеспечить соответствующие условия труда…
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, НО ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ…
Уже на словах про заключение трудового договора многие директора столичных школ могли бы грустно улыбнуться… Или, может быть, даже раньше - вспомнив, что их основной работодатель имеет говорящее имя-аббревиатуру - ДОгМ. Его руководитель, Исаак Калина, в марте этого года на заседании Клуба будущих директоров так охарактеризовал суть работы школьного директора: «Директор занят организацией целенаправленной деятельности других людей, но если учителю это нужно сделать с 25 маленькими ребятишками, то директору всего с 5-7 своими заместителями. Второе намного легче. Делаю вывод, что тот, кто справляется с учительской работой, справится и с директорской. Никаких противоречий не вижу…».
Если же директор не справляется с работой, наверное, его увольняют. Впрочем, это неточно. В СМИ и блогосфере сегодня много историй о том, как увольняют хороших директоров, несмотря на просьбы родительской и учительской общественности, а также о том, как директоров, явно не справляющихся с обязанностями, оставляют «у руля», разрушаемых ими школ. Все зависит от того, насколько данный директор удобен для руководства ДОгМ. Мы об этом не раз писали на страницах журнала «Столичное образование». Но сегодняшний наш материал - даже не о том, что руководитель Департамента образования назначает и увольняет директоров исключительно по собственному усмотрению. Мы говорим о другом: о том, что даже прием на работу и увольнение в ДОгМ не могут оформить грамотно.
ПРЕЦЕДЕНТ ЕЛЕНЫ ИСАЕВОЙ
Случай с Еленой Валентиновной Исаевой - бывшим директором школы № 183 - одновременно типичный и беспрецедентный. Он один из многих, потому, что, скорее всего Е.В. Исаева - не первый и не последний директор, принятый на работу с нарушениями в заключении трудового договора, который был расторгнут, опять же, неправомерно, по инициативе ДОгМ. И ситуация исключительна - в силу того, что Елена Исаева решила бороться за свои права и отстаивать их в суде.
Государственная инспекция труда по г. Москве в ходе проверки выявила ряд нарушений в отношении трудоустройства директора школы № 183. Их количество поражает - всего зафиксировано около 10 нарушений законодательства ( ! ) при приеме на работу и увольнении. При этом, как уверяет Елена Валентиновна, практически все директора школ г. Москвы точно так же оформляются ДОгМ при устройстве на работу. На прошедшем судебном заседании - судья Мещанского суда Т.В. Жолудова, воскликнула, обращаясь к двум адвокатам Департамента образования Москвы: «Как же у Вас там директора работают? Они же вообще никак не оформлены ! Как они за детей могут отвечать при таком оформлении? Как они свою жизнь могут планировать при таком трудоустройстве ?». Несмотря на то, что судья отказала бывшему директору школы № 183 в иске против ДОгМ по поводу незаконного увольнения - вопросы остались. Найти на них ответы Елена Исаева планирует в ходе следующих судебных заседаний. «Имея железобетонные доказательства своей правоты, собираюсь пройти все судебные ступени, если понадобится», - написала она в нашу редакцию.
ДОгМ: ВСТРЕТИМСЯ В СУДЕ ?
Итак, несмотря на то, что Е.В. Исаева пока не выиграла суд против ДОгМ, ее решимость обнадеживает. Трудовые споры должны решаться в суде, а не манипулятивным желанием только одной стороны. (Хотя… не зря "Яндекс" на запрос «Как уволить директора школы», ох не зря, первой строчкой выдает: «Как уволить директора школы без его согласия».) И если остальные директора, также оформленные с нарушениями, последуют примеру Елены Исаевой, возможно, лед, сковавший столичную систему образования, наконец тронется. Ведь директорам тоже нужно понимать «как они могут свою жизнь планировать при таком трудоустройстве»? Трудовые отношения - они на то и трудовые, что регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.
Мы не зря начали свой материал с того, что над директором стоит работодатель - Департамент образования г. Москвы. Но над ДОгМ стоит Закон - в том числе и законодательные акты Трудового кодекса, которые необходимо соблюдать и в соответствии с которыми заключается трудовой договор. Если директор не справляется с обязанностями - его увольняют. Но что делать, если со своими обязанностями не справляется другая сторона, непосредственно руководитель Департамента Исаак Калина ? Если он оформляет трудовые договора не в соответствии с нормами права, допускает неправомерные назначения «по срочному договору», «по совместительству», назначает на ответственные должности лиц, с которыми не находится в трудовых отношениях ?
Надеемся услышать этот ответ в самое ближайшее время. Хотя бы для того, чтобы понять - может ли труд директора школы, как раньше, называться почетным? Или столичные директора сегодня - это крепостные работники руководства Департамента образования города Москвы, работающие и увольняемые без всяких оглядок на законодательные нормы?
Вернуться назад или поделиться