Лидерство в школе - кому и зачем это нужно?
"Наилучший руководитель – тот, кто обладает достаточным чутьем, чтобы выбрать подходящих людей, способных выполнить нужную работу, и достаточной сдержанностью, чтобы не путаться у них под ногами, пока они ее выполняют".
Теодор Рузвельт
В российских школах проходят "Уроки лидерства". Это полноценные занятия – с учебным планом, дополнительными материалами, ответами у доски. Ответы могут быть разными – от биографий знаменитых людей до определения, кто в классе лидер, а кто – нет и почему именно. Насколько эти уроки полезны для российских школьников ? И, прежде всего, какие знания и умения они должны развивать ?
Я бы в лидеры пошёл - пусть меня научат!
«Здравствуйте! Садитесь. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера. Не быть лидером это то же самое, что блуждать в огромном лесу без фонаря, компаса и карты.»… Именно так начинается открытый урок в одной из школ. Урок лидерства. То есть, уже с первых, вступительных слов дети осознают - не будешь лидером, потеряешься в огромном лесу без карты. То есть - станешь лузером, от слова to lose - («потеряться»)
Каково же наполнение «лидерских уроков»? Согласно тому же плану, на занятиях объясняют, кто такой лидер, учат выражать свою точку зрения, развивают мышление и воспитывают гражданственность. Да, именно так - и все это в ходе нескольких уроков. В числе необходимых обучающих материалов - презентации «Выдающиеся люди» - доступный иллюстративный набор для юного лидера.
Конечно, "Уроки лидерства" может постигнуть судьба разнообразных уроков этики и других «мертворожденных» дисциплин.В лучшем случае - школьники будут слушать о том, как хорошо быть лидером, совершенно не пропуская материал через себя. В худшем - если отнесутся к урокам серьезно.
Кто такие лидеры
На уроках ученики слышат о биографиях выдающихся людей и не всегда могут соотнести их с современной российской действительностью. Тем более, что о том, «кто такой лидер» не могут порою договориться даже педагоги. Число формулировок достаточно велико: от «человека, приказы которого выполняют» - до «человека, который может вдохновлять людей и вести их за собой». Как правило, большинство все же склоняется в сторону второго определения.
Лидер, от английского «to lead» - "вести". В русском языке есть практически калька – «заводила». Но здесь есть нюанс – заводила, как правило, лидер неформальный. Тот, кто стоит во главе всех интересных новых начинаний, о которых далеко не всегда осведомлены учителя и администрация. Тот, кто пользуется авторитетом, кого слушают, с кем хотят общаться. И на кого хотелось бы стать похожим.
При этом, школьные педагоги далеко не всегда считают, что именно этот ученик – пример для подражания. Для них он может быть «порчей, чумой и язвой здешних мест» - двоечник, нарушитель дисциплины, разрушитель авторитетов. Однако у школьников – собственная система ценностей и, как правило, они хотят быть похожими на неформального классного лидера, а не на директора школы или полководца Суворова.
Каждый ли человек может стать лидером?
В подростковом возрасте кажется, что тебе никогда не стать таким как одноклассники – увлеченным Валерием или блистательной Аллой. И это становится причиной достаточно серьезных страданий и травм. Хороший психолог на "Уроках лидерства" мог бы, если и не избавить от них совсем, то значительно облегчить острые переживания подростков. Но это в том случае, если такие уроки будут поручены действительно хорошим психологам, которые объяснят, что просто копировать Аллу или Валерия бесполезно.
Сложно стать баскетболистом, к примеру, если природа даровала тебе невысокий рост. Невозможно стать хорошей певицей без голоса и слуха. Но у каждого есть какие-то свои способности, которые, при должном развитии, могут заинтересовать окружающих. Например, умение хорошо играть в шахматы, клеить модели кораблей, фотографировать... Это позволит получить свою долю внимания и популярности. Уверенность – это вторая составляющая успеха, без нее лучше и не пытаться завоевать авторитет в классе. Но, ведь, уверенность можно тоже, при желании, развить…
Уроки лидерства
Мы пришли к главному. Лидер - это двигатель и вдохновитель дела. А дело может быть любым - от озеленения улиц до театральной постановки. Важно понять: лидер - это важная часть команды. Но без команды, сам по себе он, вряд ли, сможет сдвинуть дело с мертвой точки. Надорвется после нескольких попыток.
Есть хорошие стихи: «Дорогу делает не первый, а тот, кто вслед за ним идет»… Если за лидером, полным вдохновения и энтузиазма, никто не пошел, стоит задуматься - а лидер ли это? Но если все же пошли, предмет для раздумий будет совсем другой: а только ли это заслуга лидера?
"Уроки лидерства" потому и кажутся несколько сомнительными, что их итогом, у не самых этичных педагогов, как раз и может оказаться разделение мира, в детских глазах, на первых и вторых. И это может привести не только к печали и депрессии, но и к тому, что школьник будет в будущем любой ценой стремиться «в начальники», потому что на занятиях не объяснили, кто такой лидер на самом деле. Не назначенец, поставленный сверху, а командир, чье главенство – решение коллектива.
И может случиться так, что подросток, стремясь к лидирующей позиции, как он её понимает, вырастет и зароет в землю свой настоящий талант, например, ювелира, врача, строителя… Дело, которое могло бы приносить ему не только определенные средства, но и моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы. Профессионалов всегда ценят друзья, сослуживцы, авторитетные специалисты. И, даже, если они не станут в полном смысле слова лидерами (помешает застенчивость или интровертность), настоящие лидеры, думающие о пользе дела, всегда будут рады видеть их частью команды. Потому что они знают: главная заслуга лидера - это умение собрать нужных людей для нужного дела. И ни в коем случае не мешать им.