Высшее образование для сироты
Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что социальная политика - это обеспечение «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Поэтому не случайно на состоявшемся заседании Комитета Госдумы по образованию обсудили вопрос продления льготного поступлении в вузы для детей-сирот. Забегая впёред ,скажем, что итогом дискуссии стало голосование за пролонгацию существующих льгот ещё на два года.
Открывая мероприятие, председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов сказал: «…Количество тех регионов, в которых существуют вузы с подготовительными отделениями, выросло, и сейчас уже в половине субъектов РФ такие вузы есть. Но при этом целый ряд вопросов, по-прежнему, остается открытым. Подготовительные отделения, которые должны подтягивать абитуриентов, большой популярностью у детей-сирот не пользуются. В прошлом году, например, вузы получили 2281 место, а дети-сироты заполнили только 402. Причин много: во время учебы на подготовительном отделении дети-сироты не имеют полного гособеспечения, как студенты-первокурсники, не получают право на бесплатный проезд к месту учёбы и обратно, гораздо ниже стипендия и нет гарантий на получение места в общежитии. Закон "Об образовании в РФ" гарантирует койко-место только студентам».
На подготовительных отделениях вузов учатся не только дети-сироты, но и военнослужащие. Демобилизованные, как правило, могут приступить к учебе только в октябре-ноябре, поэтому начать учебный год с 1 сентября подготовительному факультету сложно. В этом году, например, учёбу на подготовительных отделениях начали с 10 января, а аттестаты дети-сироты получили в июне.
«Что ребята должны делать с июня до января ? Где они должны жить? На какие средства доехать до места обучения ?- вопросов больше чем ответов… Кроме того, предусмотрев возможность для полного государственного обеспечения для тех детей, которые учатся в бакалавриате или в магистратуре, не предусмотрели возможность социального обеспечения тех детей, которые учатся на подготовительных отделениях. И вопрос на самом деле повис в воздухе, то есть реально механизм не может работать…Что в этой ситуации мы должны сделать?» – обратился к участникам мероприятия Вячеслав Никонов.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Святослав Сорокин проинформировал участников заседания о том, что его ведомство ежегодно проводит конкурсный отбор вузов на предоставление соответствующих бюджетных мест. Если посмотреть статистику, то в 2014 году было предоставлено 2715 бюджетных мест для обучения на подготовительных факультетах, из них более 1700 – это места по очной форме обучения. В 2015 году количество мест было увеличено до 2930. А в 2016 году установленное количество мест составляет 3390 бюджетных мест. На протяжении последних трех лет увеличивается количество вузов, которые готовят на подготовительных факультетах ребят, и география этих вузов. В настоящий момент таких вузов 65 и расположены они в 44 субъектах РФ. Однако выделяемые квоты в настоящее время заполняются неполностью. Так, например, в 2014 году на 2715 мест, которые были выделены подготовительным факультетам, поступило 1014 человек, из них ребята, которые относятся к категории сирот - 402 человека, и категория лиц с ограниченными возможностями, инвалиды – 123 человека. Такая тенденция сохранилась и в 2015 году.
На сегодняшний день дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, могут получить высшее образование, поступив в вуз по квоте, или стать студентом отучившись на бесплатном подготовительном отделении и успешно сдав экзамены.
Вузовская льготная квота составляет 10 -12 процентов от общего количества мест учебного заведения. Чтобы стать студентом, достаточно результатов ЕГЭ с минимальным проходным баллом. Но ,к сожалению, учатся ребята из этой категории не очень успешно. Уровень знаний гораздо ниже, чем у однокурсников, поступивших по конкурсу. В итоге после первой сессии отчисляется до 7 процентов льготников, а среди "конкурсных" студентов таких 1,2 процента. В заключении чиновник Минобрнауки сказал, что все негативные моменты, о которых было сказано, необходимо минимизировать, чтобы ребята из категории детей-сирот могли получить необходимую подготовку для поступления в вуз и дальнейшего освоения образовательной программы в полном объеме, без отчисления после первой сессии.
Директор Департамента медицинского образования Минздрава РФ Татьяна Семёнова согласилась с низким уровнем подготовки ребят, особенно поступающих в медвузы, подчеркнув, что учёба в медицинских вузах архисложная. Спикер также коснулась проблем обеспечения студентов общежитиями и социально-бытовой неурегулированности. Несмотря на все сложности, которые существуют на сегодняшний день, Татьяна Семёнова поддержала инициативу Комитета Госдумы по образованию о пролонгации существующих льгот ещё на два.
«Мы не сделали самого главного - мер поддержки детей-сирот в общеобразовательных организациях – отметила в своём выступлении заместитель председателя Комитета ГД по образованию Ирина Мануйлова. - Если родительские дети в случае неуспешности имеют возможность получить некие консультации за рамками школы, то у детей-сирот в силу отсутствия финансовых инструментов эта возможность отсутствует. Нам нужны рекомендательные нормы для общеобразовательных организаций начального, среднего, основного, общего и среднего общего образования, о возможности выделения финансовых средств на обеспечение дополнительной подготовки этой категории детей».
Депутат Алёна Аршинова обратила внимание представителей Минобра на многодетные семьи, у которых на попечении находятся по 10-12 детей: «Важно всячески помогать таким семьям - это одна из тех льгот, на которую они очень рассчитывают».
Принявший участие в дискуссии, руководитель подготовительного отделения МГУ Владимир Мамонтов поделился своим мнением: «… Мы очень трепетно и внимательно работаем с такой категорией, как военнослужащие, уволенные в запас, дети-сироты. Накоплен интересный опыт, которым готовы поделиться». И предложил возродить Совет по подготовительным отделениям, который раньше существовал при Минобре. «Нам нужно встречаться, обмениваться мнениями, это поможет привести к общему знаменателю нашу работу» - подытожил В.Мамонтов.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов в своем выступлении подчеркнул, что «ситуация в общем образовании, как бы она не менялась, эту проблему не изменит. Почему? Потому что в детей, растущих в семьях, дополнительно делаются очень серьёзные вложения на уровне посещения тех компаний, которые занимаются гарантированной подготовкой к ЕГЭ и берут за это деньги на коммерческих условиях, на уровне репетиторства, которое тоже является достаточно дорогостоящим, на уровне покупки решебников, которые продаются сегодня, как коммерческий продукт и стоят очень дорого… Но у обсуждаемой нами категории детей - ни родителей, ни родственников, как правило, нет. Поэтому насколько бы мы не пролонгировали эту льготу , чтобы Министерство образования ни делало в системе общего образования, которое на сегодняшний день стремительно деградирует, мы это видим, и какую бы статистику мы не заслушивали в конце этого года, ситуация, на мой взгляд, будет только ухудшаться. Поэтому предлагаю сделать эту льготу бессрочной, а потом принимать решение об её отмене…»
Участники заседания рекомендовали правительству проработать вопрос о социальной поддержке детей-сирот, выбравших подготовительные отделения, и предоставить этой категории полное гособеспечение .
Также на заседании было рассмотрено предложение Государственного Собрания - Эл Курултай республики Алтай пополнить федеральное законодательство понятием - «Трудовое воспитание». Член Совета Федерации Татьяна Гигель сообщила присутствующим, что действующее законодательство запрещает привлекать школьников к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия родителей. «Выходит, что трудовое воспитание полностью зависит от образовательной программы, принятой в той или иной школе. Это неверно. Если мы говорим о едином образовательном пространстве, то такую важную часть, как трудовое воспитание нельзя делать сферой ответственности отдельных образовательных организаций. Оно должно быть регламентировано федеральным законодательством» - сказала спикер.
«В республике Алтай 74 процента школьников живут в сельской местности,- сказала Татьяны Гигель, - и дети с удовольствием работают на приусадебных участках для того, чтобы удешевить обеды в школах. Но для того, чтобы привлечь ребенка к этим работам, завучам и директорам приходится собирать заявления с каждого родителя с подтверждением, что они не возражают, чтобы ребёнка привлекали к этим работам. Если таких подтверждений нет, то прокуратура серьёзно наказывает руководство школ». «Действующие нормы закона не регламентирует все аспекты трудового воспитания, - подчеркнул Вячеслав Никонов. Данный законопроект составлен не совсем корректно. В нём есть такое понятие, как «основные виды детской трудовой деятельности». В нашей стране детский труд запрещён». В связи с этим, парламентарии вернули законопроект на доработку.
Вернуться назад или поделиться