Нужна ли астрономия в школе?
35% россиян думают, что Солнце вертится вокруг Земли. Об этом сообщил глава Российской академии наук Владимир Фортов.
Что день сегодняшний готовит?
Из большинства общеобразовательных школ астрономия исчезла перед 2009 годом – по странной иронии судьбы именно его Генеральная ассамблея ООН объявила Международным годом астрономии. Да, в том году прошло четыре века с тех пор, как Галилео Галилей собрал телескоп и направил его на небо, делая открытие за открытием. Он обнаружил пятна на Солнце, горы на Луне, спутники Юпитера и кольца Сатурна. И вот, через четыреста лет в российских школах астрономию стали «закрывать».
Сегодня в России школьного астрономического курса не существует – ни в вариативной, ни в инвариативной части учебного плана, предлагаемого Министерством образования. Астрономические знания дают в рамках курса физики – всего 4–5 часов в «обычных» школах и 14 часов – в классах с «углубленной» физикой.
В результате – учителя сегодня рассказывают о массовой астрономической безграмотности, которая косит ряды современных школьников. По результатам некоторых опросов, некоторые всерьез уверены, что Солнце вращается вокруг Земли – труды Галилея пропали даром. Другие путают астрологию с астрономией. И это в то время, когда наука переживает второй расцвет: всерьез говорят о грядущих полетах на Марс, о других принципиально новых космических программах. Когда ведущие астрофизики получают Нобелевку за Нобелевкой за свои исследования. Когда любая технически развитая страна считает должным участвовать в глобальных проектах, включающих космические исследования и астрономические наблюдения. И буквально каждый год открываются новые возможности для того, чтобы познавать Вселенную. Кто будет познавать ее – если в детстве и юности не привита необходимая к таким исследованиям база и мотивация? Психологи и педагоги утверждают – каждый ребенок интересуется звездным небом и тем, насколько мы одиноки во Вселенной. Этот интерес достигает своего пика в 11–13 лет. Если же он не поддерживается, то естественным образом угасает, обращаясь к более «приземленным» вопросам.
Чем дело кончится?
Разговоры о необходимости возвращения астрономии в школьное расписание среди педагогов и родителей идут давно. Однако большинство экспертов уверено – даже если астрономия вернется, она вернется отнюдь не в прежнем, «советском» виде. Прежде всего, встанет проблема с учебными пособиями. Как только астрономию исключили из базисного плана, учебники из списка рекомендованных и допущенных пособий исчезли и издательства не взялись за их переиздание: зачем? А пособия, выпущенные более пяти лет назад, как известно, школы использовать не могут. Преподавателей для курса астрономии сегодня тоже будет затруднительно отыскать.
Но это не все сложности. Главное затруднение – в том, что изменилось само образование. Раньше астрономический курс венчал собой весь цикл естественно-научных дисциплин. Теперь, когда старшая школа стала профильной, отдельный курс астрономии может просто не достигнуть своей цели. К тому же, подготовка к ЕГЭ сегодня требует всего времени старшеклассников, и некоторые преподаватели- «физики» признаются, что, если бы не два–три экзаменационных вопроса «про Кеплера», они бы использовали «астрономическое» время для повторения материала по физике. С таким подходом согласен и Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию. Недавно он предложил вернуть астрономию в школьный курс физики: «Нам нужно ориентировать ребят на космонавтику, но есть одно «но». Современная школьная программа категорически перегружена. Наше предложение заключается в том, чтобы ввести астрономию не отдельным предметом, а значительным разделом физики. То, что астрономия исчезла из школьной программы даже в виде раздела физики, это очень плохо». Да, это очень плохо, когда современные школьники не могут назвать даже фамилий космонавтов – своих соотечественников. Чего уж говорить про серьезные и фундаментальные знания из области астрономии. Уже сегодня космическая отрасль начинает ощущать недостаток профессионалов в области космических исследований – что же будет дальше, через пять, десять лет?
Сегодня, когда в старших классах естественно-научные дисциплины вытесняются правом и физкультурой, ОБЖ и экономикой. Не забудем и про Основы религиозных культур. Все это, безусловно, важные учебные дисциплины, требующие учебных часов. Но если этих часов не хватает на астрономию – не получится ли так, что лет через двадцать мы будем всерьез обсуждать идею трехдневного происхождения земли и тот факт, что она покоится на трех слонах, трех китах и большой черепахе?
…Конечно, это несколько преувеличенная перспектива. Хочется думать, что такая деградация невозможна. Ведь человек всегда хотел дотронуться до небесных светил – рукой, взглядом или мыслью. А светила смотрели на него сверху и подталкивали: «Исследуй, твори – дерзай». Ведь если звезды зажигают, значит кому-нибудь нужно изучать их и понимать – как они вспыхивают и почему гаснут…
Вернуться назад или поделиться