МАТЕМАТИКУ В ШКОЛЕ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ ПОНЯТНОЙ
В Департаменте образования г. Москвы представили проект «Понятная математика», основным нововведением которого может стать выбор школьником своей траектории математического образования, которая бы в максимальной степени отвечала его способностям в научной дисциплине.
Как подчеркнул директор Центра непрерывного математического образования Иван Ященко, проект не предусматривает деления школьной математики на уровни сложности. «Проект связан с тем, чтобы чётко выделить направления требований к математическому образованию, – сказал И. Ященко. – С тем, чтобы на выходе было понятно: такой набор умений, задач, которые человек решает, нужен для того, чтобы продолжать работу в творческой области. Такой набор нужен будущему инженеру, а такой, – для успешной жизни в обществе – нужен каждому». При этом все школьники будут осваивать курс на таком уровне, чтобы успешно сдать государственный экзамен.
Проект уже вызвал широкие общественные обсуждения. Не совсем понятно, как смогут пятиклассники со всей ответственностью выбирать уровень своего погружения в предмет, как оценки ребят, обучавшихся по разным траекториям, отразятся в аттестате и каким образом они будут учитываться при поступлении в тот же инженерный вуз. Ведь «отлично» по математике сможет получить тот, кто изучал предмет на базовом уровне, «для жизни», и тот, кто выберет для себя творческое направление, станет изучать математику как искусство.
Саму идею уже одобрил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, сказав, что «одновременно с высоким уровнем владения фундаментальными знаниями в области математики у наших школьников недостаточный уровень применения этих знаний на практике. О том, чтобы изменить эту ситуацию, как раз и идет речь».
Вице-президент РАН, директор Математического института имени Стеклова РАН Валерий Козлов в интервью РИА Новости сказал, что по его мнению новый подход может нанести серьёзный ущерб школьникам: «Я считаю, что это большая ошибка, и это потом аукнется… Это отход от наших традиций, когда школьников всех без исключения старались научить не просто минимуму знаний. Ребята напрягались, но обучение – это не прогулка, надо заставлять себя, иначе ничего не получится. А математика имеет смысл не только прикладной – это один из немногих предметов, который по-настоящему учит умению рассуждать», – добавил вице-президент РАН.
Необходимость появления проекта «Понятная математика» директор Центра педагогического мастерства объяснил так: «Есть неудовлетворенность семей тем, какое математическое образование получают ребята и как они его получают. Это приводит в том числе и к серьёзным общественным обсуждениям вопроса, нужна ли нам математика вообще? Согласно исследованиям последних двух лет, до 20% выпускников школ по уровню математической компетенции находятся на уровне 8 класса, до 40% – на уровне 9 класса. Конечно, мы довольны тем, что около 20% ребят – это те, кто может идти учиться в математические вузы, что резко растёт количество олимпиадников и тех, кто может творчески работать в области математики, но их количество не удовлетворяет растущих потребностей вузов и промышленности. Более половины уроков в 10–11 классах неэффективны, ребята не готовы к урокам, они формально делают домашние задания, формально рассказывают материал. Анализируя итоги ЕГЭ, мы установили, что в три раза больше тех ребят, которые ошибаются в задачах, связанных с подсчётом таблеток, расписанием поездов, сдачей в магазине, чем тех, кто ошибается в решении логарифмических уравнений. Это не означает, что ребята прекрасно освоили материал про логарифмы, это чаще всего означает, что их на этот материал «натаскали», – на техническое выполнение, без понимания сути».
По словам представителей ведомства, в рамках проекта «Понятная математика» в Москве появятся математические кружки, которые будут вести свои занятия в шаговой доступности, также будет поддержана и расширена сеть математических классов, в школах могут появиться профильные классы, ориентированные на IT-направление. Уже сегодня во многих профильных математических школах ребята показывают хороший уровень владения гуманитарными и естественнонаучными предметами, что подтверждают предметные олимпиады.
Чтобы школа стала участником проекта, директора, коллективы и родители должны подать заявку. Такая возможность у некоторых школ появится 1 сентября 2014 года. Планируется, что проект сначала будет запущен в математических школах в пилотном режиме.
Как отметил присутствовавший на встрече директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский, решение Правительства разработать концепцию математического образования и предоставление ребятам возможности выбрать направление изучения математики по силам – «счастливое решение, которое стопроцентно совпало с желаниями социума». Он отметил, что инженер всегда успешен: «Математика как мало что ещё формирует культуру принятия решений. Первая волна бизнес-элиты в РФ не были выпускниками экономических факультетов, это были студенты МИФИ, Физтеха, механико-математических факультетов и так далее».
Руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина отметил, что оценка сегодня является единственным языком общения в системе «ученик–
родитель–школа». «Когда ребёнок приходит из школы, его родители не спрашивают «Что ты сегодня изучил?», а спрашивают, увы, «Что ты сегодня получил?» Попутной задачей в проекте может стать поиск такого языка, чтобы родителей интересовало прежде всего то, что ребёнок изучил и узнал».
Как особо подчеркнул руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина, проект ещё не утверждён, работа над ним ещё ведётся, уже проведено несколько экспертных обсуждений, и обсуждение общественностью приветствуется. «Никакая из озвученных версий не может считаться утверждённой и не подлежащей никаким дискуссиям», – завершил Исаак Калина.