Подданные авиации
Значит, нужно крылья сделать.
Если нас поманит дно –
Будет создана U9.
Нам ни плавать, ни летать
Не положено по чину...
Скажем миру: «Наплевать!
Это, право, не причина –
Чтоб ни плавать, ни летать».
Алькор
«Дороги, которые мы выбираем»… Бывает, что эта фраза приобретает не переносное, а самое прямое значение. В жизни любой страны пути из пункта А в пункт Б необыкновенно важны, проложены ли они на земле, на море или в небесах. Причем, в условиях российских географических реалий воздушные пути имеют особое значение – даже в XXI в. на карте страны существуют территории, куда не добраться иначе, чем «свалившись с неба». Поэтому именно воздушные трассы, невидимые никому, кроме профессионалов, связывают страну в единое пространство.
…С тех самых пор, как появились самолеты, начали пользоваться популярностью профессии, связанные с полетами. Далеко не все специалисты, занятые в авиации, поднимаются в небо.
Однако от этого они не становятся менее востребованы и незаменимы.
«Летчик водит самолеты –это очень хорошо». Но сначала самолет нужно спроектировать, построить, подготовить к полету.
Служба небу на земле
Безопасность и эффективность полетов «с земли» обеспечивает команда специалистов, относящихся к самым разным областям деятельности. Они не совершают подвигов, во всяком случае, надеются, что не возникнет такой ситуации, когда придется их совершать. Наоборот, они делают все возможное для того, чтобы сам самолет, его оборудование и средства связи были исправны. То есть для того, чтобы работа экипажа проходила в штатном режиме.
Желающие оказаться в числе этих профессионалов должны получить специальное образование. На территории России это можно сделать в Московском государственном техническом университете гражданской авиации, Академии гражданской авиации, Санкт-Петербургском авиационно-транспортном колледже, Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации, Бугурусланском и Сасовском летных училищах.
Предлагаемые в этих образовательных учреждениях профессии многообразны: здесь обучают не только будущих пилотов и штурманов, но и авиационных инженеров, авиационных техников по различным специальностям. Также ведется подготовка по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, вычислительных машин, комплексов, систем и сетей, по безопасности технологических процессов и производств…
Все профессии «наземных рабочих Воздуха» описать невозможно – настолько они разнообразны. Так, инженер-механик выполняет работы по техническому обслуживанию и ремонту самолетов и вертолетов, их систем, средств наземного обслуживания, обеспечивающих заправку летательных аппаратов горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами. Инженер-электрик осуществляет обслуживание и ремонт авиационного оборудования летательных аппаратов: электрооборудования, электрических систем и устройств управления силовыми установками, пилотажно-навигационного оборудования, высотного специального снаряжения, бортовых автоматизированных систем контроля состояния авиационной техники.
Инженер-электромеханик занимается обслуживанием оборудования салона и кабины пилотов (а в военной авиации дополнительно обеспечением технического обслуживания и ремонта прицельных систем, ракетного, бомбардировочного и артиллерийского вооружения летательных аппаратов, наземных средств технического вооружения). Радиоинженер обеспечивает техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов и наземных радиотехнических средств. Связь – одна из самых важных «полетных ценностей». В экстремальных условиях именно от связистов зависит успешный исход «нештатных ситуаций».
Технический прогресс современности дошел до того, что специалисты, обеспечивающие полет, при необходимости могут обеспечить посадку летательного аппарата даже в сложных метеоусловиях практически без участия пилота. Правда, подобные чрезвычайные обстоятельства случаются крайне редко.
В небе – на службе у Земли
Не так давно были опубликованы результаты крупнейшего потребительского опроса на тему «Самая почитаемая профессия». Участникам данного опроса было предложено выбрать наиболее уважаемые профессии из 20 предложенных. Оказалось, что наибольшей популярностью пользуются профессии пилотов и пожарных, то есть работа, связанная с благородным риском.
Чтобы свести риск полета к минимуму, необходимы люди, которые будут отвечать за безопасность воздушного судна и его пассажиров. Кто же эти люди? В первую очередь – это летчики. Именно первый и второй пилоты управляют движением на всем протяжении полета, отвечая за его успешность и прибытие в конечный пункт точно по расписанию. К слову, сам полет можно условно разделить на несколько этапов: взлет, набор высоты, горизонтальный полет по маршруту, снижение и посадку. Каждый из них проходит под руководством диспетчера по управлению воздушным движением, с которым экипаж постоянно поддерживает радиосвязь. Конечно, «в условиях современности» существует множество приборов, помогающих вести самолет: от автопилота, самостоятельно поддерживающего заданный самолету курс, до радиолокатора, позволяющего самолету садиться в условиях полной оптической невидимости земли. Пилот управляет всеми этими приборами, находящимися в пределах доступности в его кабине. В то же время он постоянно анализирует поступающую от приборов информацию, представляя в деталях состояние и работу систем и агрегатов, положение самолета в пространстве, мысленно предвосхищая поведение его систем и агрегатов.
В отличие от обычной дороги, воздушную «глазами не увидишь», необходимо знать все ее рытвины ухабы и перекрестки. Эта обязанность возложена на штурмана (дословно – «человек за штурвалом» – от голландского stuurman).
В обязанность данного члена экипажа входит знание пространственного положения самолета в каждый момент времени. Проблема ориентирования в пространстве сложна и в большой степени осуществляется опосредованно – через разнообразные приборы (измерители скорости сноса, автоматические радиокомпасы, радиолокаторы, высотомеры). Штурман, соответственно, должен хорошо разбираться в работе всех этих приборов. Задолго до полета штурман начинает готовиться к нему, изучает будущий маршрут, составляет и тщательно выверяет полетные карты, знакомится с уровнем обеспеченности маршрута наземными радиотехническими средствами, с особенностями рельефа местности, над которой проходит маршрут самолета. Работа штурмана достаточно напряженна – иногда решение об изменении режима полета нужно принять в условиях дефицита времени, в считанные секунды определить схему обходного маневра и рассчитать основные параметры.
Понятно, что профессии пилота и штурмана требуют соответствующих качеств, далеко не все из которых можно приобрести в результате самовоспитания и тренировок.
Лучше всего об этом сказано в книге летчика-испытателя М.М. Громова «Тому, кто хочет летать и работать лучше». «Однажды к Герою Советского Союза летчику-испытателю М.М. Громову обратился молодой человек с просьбой принять его. «Мне хочется стать таким же отличным летчиком, как Вы», – объяснил он. Громов назначил встречу. Юноша явился с опозданием, объяснив, что забыл завести часы. Громов долго рассказывал ему о профессии летчика, а потом назвал адрес учреждения, куда нужно было обратиться. Юноша лихорадочно стал ощупывать карманы в поисках ручки или карандаша. «Вы всегда носите карандаш в одном и том же кармане?» – спросил Громов. Юноша не знал, что ответить. Адрес он записал небрежно и вспыхнул, когда ему сделали замечание. «Когда он ушел, – пишет Громов, – я невольно подумал, насколько не подготовлен он к избранной профессии. Достаточно было непродолжительного общения, чтобы заметить уже укоренившиеся недостатки в нем, которые в авиационной профессии могут сыграть плохую роль: неточность, небрежность, неорганизованность, плохая память, неумение владеть собой». (М.М. Громов. Тому, кто хочет летать и работать лучше. М., 1958)
«Я бы в летчики пошел»
На штурмана и пилота учат в МАИ и авиационных училищах. Перед тем, как сдавать вступительные экзамены, будущие летчики обязаны пройти медкомиссию. Понятно, что физическая подготовка для будущего летчика очень важна, ведь ему предстоит выдерживать перегрузки – как физические, так и психологические. Из-за определенных габаритов салонов самолетов существуют и ограничения в росте: для гражданской авиации – 1,90 м, для военной – 1,85 м.
Во многих летных училищах есть специальные тренажеры, на которых определяют мыслительную и двигательную реакцию абитуриентов. Очень важно, чтобы последняя была мгновенной, максимально приближенной к реакции спортсмена. Работа летчика даже при наличии самой современной техники не сводится к механическому переключению кнопок. Ему необходимо уметь быстро усваивать информацию и принимать правильные решения. Кроме этого, важен так называемый «мостик», соединяющий двигательный ответ и реакцию мышления, – информация по этому «мостику» должна проходить мгновенно, преобразуя верные решения в необходимые действия. Не обойтись и без волевого стержня, без решительности, смелости…
В полете может случиться всякое, к примеру, отказ механизма. Вдруг зажглась красная лампочка, а летчик, вместо того чтобы действовать, начинает паниковать «что будет, что будет»… Такого не может случиться, если экипаж самолета подготовлен грамотно.
Профессия летчика имеет свой возраст, предел которого здесь достигается раньше, чем в других специальностях, из-за упомянутых уже нагрузок.
Но хороший пилот не теряется и на земле. После перепрофилирования одни летчики находят работу в авиакомпаниях, становятся менеджерами коммерческих и экономических отделов; другие занимаются консалтингом и мониторингом, а также разработкой бизнес-планов авиакомпаний. Опытный пилот – это находка для диспетчерских служб и аналитических групп.
Набор «летных качеств» востребован и на земле. Иначе и быть не может, ведь, по словам авиатора В.А. Пономаренко: «Ум – это качество психики видеть и чувствовать то, что в будущем окажется главным. Ум летчика – видеть за горизонтом».