Исаак Калина – юным журналистам: «Капитан на корабле нужен только во время шторма»
Занятие журналистикой в подростковом возрасте полезно не только для будущих «акул пера». Журналистика – это умение грамотно писать, красиво излагать свои мысли, умение анализировать и видеть причинно-следственные связи. Это путь к успеху, потому что думающий человек всегда успешен. Для того, чтобы стать настоящим журналистом, недостаточно просто хорошо писать школьные сочинения. Нужно нечто большее: умение тонко чувствовать, наличие гражданской позиции и небезразличие к тому, что происходит не только с твоими близкими, но и в твоей школе, в твоем городе, в твоей стране.
Департамент образования Москвы, понимая, как важна для будущих журналистов самореализация, предоставил возможность получить ответы на актуальные вопросы по образованию и организовал встречу юнкорров с Исааком Калиной.
Юные корреспонденты столичных школ, члены журналистских кружков и студий, участники творческого объединения «ЮНПРЕСС» пообщались с руководителем Департамента образования города Москвы на традиционной пресс-конференции, которая в этот раз стала не традиционной: не было взрослых сотрудников СМИ, не было предсказуемых вопросов.
Встречу начали сами дети, сказав, что рады уникальной возможности получить ответы на интересующие их вопросы и высказать свои предложения по работе системы образования. Вопросы касались современной системы школьного образования: учебников, ЕГЭ, олимпиад, объединения школ с детскими садами, детских СМИ и школьного управления.
Так, например, ребят интересовал вопрос, как руководитель Департамента образования г. Москвы оценивает тот факт, что школьники общеобразовательных школ и школ с углублённым изучением отдельных предметов сдают экзамен наравне. «Раньше получить пятёрку в школе с углублённым изучением математики на экзамене было намного сложнее, чем в обычной школе, – ответил Исаак Калина. – Поэтому, зачастую получалось, что у одного школьника в аттестате стоит «5», а у другого – «4», хотя ученик с «четвёркой» знает математику лучше, чем первый. Вот это казалось несправедливым. Теперь все могут сдавать экзамен в едином формате, при этом понятно, что тот, кто изучал предмет углублённо, пойдёт выше, получит больше баллов». Исаак Калина также добавил, что он сторонник введения в школах спецклассов с углублённым изучением предметов: «Очень важно иметь многопрофильные школы, чтобы в каждой школе были классы с углублённым изучением всех предметов, в том числе физической культуры и технологии, ведь для многих ребят именно эти предметы могут стать основой успешной жизни. Если человек учится в спецшколе, ему сложнее уйти в другую. А вот если бы в его школе были классы разных профилей, то ученик мог бы попробовать себя в чём-то другом. Пока человек молодой, у него должна быть возможность смены своих интересов».
Юные журналисты газеты «Пионерская правда» спросили, нужно ли вводить в школах обучение по единому учебнику. «Забудьте на секунду, что я – официальное лицо, я ещё и учитель математики, – сообщил министр. – Я достаточно скептически и иронично отношусь к так называемому многообразию учебников. Нет сущностного многообразия, есть, скорее, авторская вкусовщина. Я очень уважаю результат, а учебник – это ресурс. Вы всё равно учитесь по одному учебнику, разнообразие существует только для учителей. Вам выбрали учебник – вы по нему занимаетесь. Открою большой учительский секрет: если человек проработал учителем 2-3 года, у него сформированы собственные папки, учебные планы, по которым он и преподаёт. А остальное – для вас, как некий навигатор, компас».
На вопрос о том, будет ли введён третий обязательный экзамен, Исаак Калина ответил, что он не сторонник принуждения к учёбе: «Экзамены – не повинность, а возможность для ученика продемонстрировать результаты совместного с учителем труда за 11 лет. Мне очень хотелось бы, чтобы выпускники Москвы хотели демонстрировать тот высокий уровень результатов, которого удалось достичь за время учёбы. Надо мной, наверное, довлеет опыт тренерской работы. Я не представляю, чтобы мои ребята, тренировавшиеся хотя бы больше года, не хотели поучаствовать в соревнованиях. Выиграет, не выиграет, – неважно. Они просто хотят показать то, чему мы вместе научились за это время. А сегодня есть школы, где ни один выпускник не выбирает английский для сдачи в форме ЕГЭ. Мне говорят – «Ему не нужно для поступления». При чём тут поступление? Это следующий этап, а на этом никто не хочет продемонстрировать результат 9–11-летнего труда. Получается, что время на изучение тратится, а всё зря».
Вернётся ли в школу начальная военная подготовка? Этим вопросом почему-то заинтересовались девочки. Исаак Калина считает, что один предмет не готовит к армии: «К нормальной службе готовит вся школьная жизнь. Должна быть интеллектуальная готовность, хорошая физическая форма, очень серьезное отношение к жизни, к миру, к себе в мире – а это задача литературы, обществознания, и т.д. Должно быть понимание величия той страны, в которой ты живешь, чтобы осознавать, что ты защищаешь – это задача истории. Если все предметы вместе не формируют готовность, то одним предметом это не заменишь».
Начинающие журналисты с телестудии «Гермес ТВ» поинтересовались, для чего объединяют школы и детские сады? Самое главное преимущество такого объединения – то, что ребёнка не надо будет готовить к переходу с одной ступени на другую, – считает министр. «Сегодня многие школы организовывают подготовительные курсы для поступления в школу. Не могу понять этого. Вступительных экзаменов в школе нет, с детьми в саду занимаются хорошие воспитатели, и все равно в 80% школ устраивают платные курсы, и на них все ведут детей, потому что учиться в первом классе без подготовки невозможно. Объединение в один педагогический коллектив и объединение ответственности за этих детей моментально снимает эту необходимость. Кроме того, в комплексе можно пользоваться совместными возможностями – спортивными и актовыми залами, медицинским кабинетом».
Ребят волновали не только вопросы, касающиеся их учёбы. Сотрудница телекомпании при центре образования №345 спросила, хорошая ли зарплата у учителя. «Любая зарплата всегда стремится быть больше. Это естественно. За 3 последних года средняя зарплата выросла в 1,7 раза, она сегодня чуть больше средней зарплаты по экономике города. Но мне, как представителю этого сообщества, хочется, чтобы педагог получал еще больше. Мне этого хочется не только для учителей, но и для учеников, потому что учитель, который получает хорошую зарплату, имеет возможность больше думать не о том, как прожить и накормить своих детей, а что и как лучше, интереснее изучить с классом».
Интересным был вопрос о том, хороший ли уровень образования в стране сегодня. Его задал ученик студии «Юный журналист» Дворца пионеров на Воробьёвых горах. «Оценивать результаты образования можно только в прошлом. Мне легче оценивать результаты образования в стране в 70-80-е годы. И если бы я пользовался сегодня микрофоном, произведённым в России, я бы считал, что образование 90-го года было ещё лучше. Потому что образование само собой не измеряется, оно измеряется своим вкладом в другие результаты – общественные, экономические. Конкурентоспособна ли страна, живёт ли страна в мире и согласии, или нет, – всё это результаты прошлого образования. Поэтому я могу пожелать, чтобы вы учились так, чтобы Россия занимала в мировой экономике ещё более достойное место, чтобы в стране было больше спокойствия, взаимопонимания, потому что это – результат образования, в том числе и школьного».
На вопрос о том, как часто министр посещает детские сады и школы, Исаак Калина ответил, что современные возможности дают ему всю необходимую информацию: это и работа с обращениями граждан, посещение форумов и сайтов школ. «Не вижу необходимости вносить диссонанс в привычную школьную жизнь. Есть замечательная книга Стругацких «Стажёры». Там описывается, как корабль летит на Марс, капитан читает, а стажер спрашивает другого космонавта: «Почему Быков ничего не делает, а читает журналы? Капитан что, не нужен на корабле?» Дальше Стругацкие дают гениальный ответ – капитан на корабле нужен только во время шторма. Иногда само появление капитана вызывает шторм. Поэтому, если нет необходимости – не стоит руководителям вмешиваться в повседневные дела школ».
Юнкоры портала «Реальная школа» спросили о возможном введении 12-летнего обучения в школе. «Наверное, в Москве в этом нет необходимости. Вот, если бы тема поднялась в каком-то селе, то там имело бы смысл обсуждать это. Ребёнок вынужден уезжать из родного дома. На 1 курсе изучают много того, что можно изучить в школе. И я ничего страшного не вижу, если 1 курс вуза перейдет на старшую ступень школы. Я вообще считаю, что неправильно пытаться работу измерять в часах. В учебнике физики написано, что работа – это мощность, умноженная на время, поэтому если нам нужно много времени на какое-то действие, значит, у нас низкая мощность. Можно растянуть учёбу и на 15 лет и не получить результат, а можно и за более короткое время получить достойные результаты. Иногда надо вспоминать физику, чтобы оценить что-то в жизни».
Руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина поблагодарил молодых журналистов за интерес к системе образовании и выразил уверенность, что такие встречи вполне могут стать традиционными: «Будем считать, что критику за уникальность этой возможности я услышал, сделаем её вполне доступной. Ничего сложного в этом нет, – если вы готовы оторваться от уроков раз в четверть, то я тоже готов оторваться от дел для таких встреч. То, что сегодня происходит в школе, вы уж точно знаете лучше меня. Я могу вам рассказать, что должно происходить в школе, а вы расскажете, что происходит, и выскажете свои конструктивные предложения».