Медиасообщество
Симпатичная корреспондентка, за плечом которой стоит оператор – добрый молодец с камерой наперевес, ведущий авторской программы, главный редактор журнала с тиражом под 200 тысяч экземпляров… Эти (и не только эти) социальные модели заставляют абитуриентов штурмовать двери журфаков. Это как с актерской профессией: популярности добиваются сотни, всенародной любви – единицы, о неблагодарности и зависимости профессии не говорил только ленивый, но конкурс на соответствующий факультет каждый год измеряется двузначной, а то и трехзначной цифрой.
Впрочем, для многих история превращения Золушки в принцессу отступает на задний план перед возможностью иметь отношение к творческому, непредсказуемому и сумасшедшему миру редакции. Предупредить хотим сразу: заоблачные гонорары получают немногие медийные лица: и журналист, и редактор, и фотограф прочно занимают место в ряду представителей среднего класса, а заработок менеджеров от месяца к месяцу может отличаться на порядок. Не страшно? Тогда вперед!
Издатель
Простите, но начнем с прозы жизни – то есть с определения: «Издатель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства (подготовку, производство и выпуск) произведений печати или продукции средства массовой информации, в том числе владелец сайта или другого электронного издания.
Издателем также называется владелец издательства». Прочитайте это определение 3 раза. Задумайтесь над ключевыми словами – «обеспечивает материально-техническое обеспечение производства». Подумайте, надо ли Вам это (особенно, если Ваша фамилия не Рокфеллер или, перебираясь ближе к русским пейзажам, – не Дерипаска, Потанин или Вексельберг). Издание чего бы то ни было – занятие крайне хлопотное и не такое уж выгодное. Нет-нет, мы не отговариваем…
Просто в наше время, чтобы открывать издательство, надо быть сумасшедшим – в хорошем смысле этого слова. И сочетать любовь к своему делу с очень холодной головой. Дискуссия о переходе СМИ от бумаги к электронным чернилам длится уже несколько лет. Пока курилка жив – но прогноз больше, чем на 5 лет будет отдавать неминуемым шарлатанством. Что касается книг – но и тут все под большим вопросом. Сектор книжного рынка, которому гибель точно не грозит, – это раздел дорогих подарочных изданий. Казалось бы, что проще: бери да печатай проверенную временем классику. Но даже если оставить за скобками вопрос об авторских правах, то проблем остается немало. Где печатать? (лучше, особенно если речь идет о богато иллюстрированной книге – в Италии). Кто будет иллюстратором? Сколько времени понадобится художнику для работы над рисунками? Что именно печатать, наконец?
Очень интересный и перспективный сегмент – детская литература. Но тут проблема другая: мало современных авторов, а в России – совсем мало. Или их еще просто пока не нашли?
Гораздо проще, конечно, начать с интернет-проекта. Вложения (и соответственно риски) намного меньше, а эффект может быть потрясающий. Тут главное – придумать идею. Это сейчас нам кажется, что Google, Wikipedia и Facebook и были всегда: но на самом деле Google официально стартовал в сентябре 1998 г., Wikipedia, как гласит соответствующая статья самой Wiki, открылась в январе 2001 года, а студенты Гарварда впервые смогли зайти на Facebook в феврале 2004-го.
В любом случае, любой издательский проект очень персонифицирован и отражает многие качества своего владельца: не случайно многие издательства носят имена своих владельцев. И еще одно общее правило – чутье на идею, тему или автора. В конце 1990-х годов начинающий издатель Игорь Захаров напечатал небольшим тиражом книгу человека, скрывшегося под псевдонимом Б. Акунин. Что из этого получилось – известно всем. Григорий Шалвович Чхартишвили продолжает сотрудничать с издательством, а Игорь Валентинович Захаров обрел финансовое положение, давшее ему возможность печатать, кого ему угодно…
Редактор
Отношения автора и редактора замечательно сформулировала Зинаида Гиппиус, написав в письме Владиславу Ходасевичу от 22 сентября 1926 г. буквально следующее: «Пишущий должен знать, что ему предоставлена свобода самому ограничивать свою свободу, а достоин ли он такой свободы, – это редактор, конечно, решает...»
От редактора зависит физиономия издания или программы, то самое лицо, по которому его будут узнавать… или не будут. Редактор отбирает и размещает различного рода информацию, работает с корреспондентами и фотографами, подгоняет информацию под формат, дописывает или переписывает. Если это редактор телепрограммы ,то в его обязанности входит и монтаж сюжетов.
Работа редактора гарантирует, что скучно не будет. Спокойно – тоже, так что стрессоустойчивость является профессиональным качеством.
Если речь идет о редакторе в области печатных СМИ, то вполне вероятна ситуация, когда за один день до сдачи номера (дедлайна) нет обещанного комментария Очень Важного Эксперта к тематической статье. И надо срочно искать либо этого человека, либо того, кто сможет дать этот комментарий. Все это ложится на плечи редактора. Конечно, бывает и ситуация, когда за один день до дедлайна нет и самого ключевого материала – но это скорее все-таки форс-мажор. Бывает, что журналист принесет материал, который читать надо долго и вдумчиво. Автор текста, как существо творческое и трепетное, уверен, что создал нетленку, но жестокий редактор видит, что шанс быть прочитанным до конца у материала нулевой. А вместе с тем в нем и тема поднята хорошая, и информации автор накопал немало… И тогда редактор садится редактировать. Может быть, нужно разбить текст на главы, может быть – переставить части, может быть – написать броскую подводку. Каждый раз все нужно придумывать заново. В итоге, конечно, лавры пожнет журналист. Удел же редактора – оставаться в тени… и коллекционировать профессиональные байки. Впрочем, профессионализм и честолюбие помогут занять кресло главреда, персоны публичной. Но тогда рабочий день будет длиться 25 часов в сутки.
Еще одно качество редактора – эрудиция. В идеале, факт-чекер – это отдельная ставка или профессиональная совесть журналиста, но это в идеале. Так что редактор должен помнить, что Ахмадулина пишется с одной Л, в слове адронный буквы Н нет, Фурсенко – это фамилия не только министра образования, но и президента РФС… Ну и так далее. Именно поэтому многие предпочитают видеть на должности редактора человека с хорошей гуманитарной подготовкой. В идеале – филфак или журфак, обучение на которых, во-первых, дает неплохой общий кругозор, а во-вторых, прививает стойкое недоверие к печатному слову.
Редактор на ТВ умеет работать не только с текстами, но и со звуком и видео. Иногда он сам выступает и в роли журналиста, и телеведущего: особенно это характерно для авторских и информационно-аналитических передач.
Сейчас очень востребованы редакторы интернет-порталов. Требования – быть уверенным пользователем, знать иностранные языки (часть контента переводится, особенно это касается «горячих» новостей) и уметь поставить собственную креативность на благо продвижения сайта, то есть владеть навыками СО-оптимизации.
Журналист
Сколь бы ни был профессионален редактор, в кратчайший срок обрабатывающий материалы для самой востребованной газеты, он не может начать свою работу, пока репортеры не сделали свою, собрав «урожай» хроники, фактов и комментариев.
Кстати, эти факты отнюдь не легкодоступны, не лежат на поверхности. Их нужно сначала выкопать, выловить, создав для этого «сеть» информаторов, вызвав «знающих людей» на откровенный разговор…
Естественно, для этого нужно обладать особенным, «журналистским», складом характера – ловкостью, любопытством, умением с ходу определить ту тему, которая будет интересна читателям издания. Иногда работа журналиста бывает сродни детективной – он должен уметь улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части одного целого.
Кроме того, журналисты должны помнить, что «в жизни все не так, как на самом деле», а факты далеко не всегда соответствуют истине. У каждого, даже самого искреннего очевидца события может быть своя правда. А какие-то пропущенные детали способны исказить впечатление, созданное опубликованными фактами.
Когда сбор информации окончен или, по крайней мере, близок к завершению, приходится выстраивать хронологию фактов по порядку, отбрасывая все незначительные и не имеющие отношения к вопросу данные, затем нужно свести все к «несухому» остатку четкого рассказа и предоставить материал в редакцию в нужный срок. Дисциплинированность – одно из важнейших качеств, по которому оценивается журналист любого СМИ.
Что касается специального журналистского образования, то о его необходимости для газетчика до сих пор идут споры. Однако если не специальное, то хорошее гуманитарное образование требуется в любом случае. Его компонентами должны стать язык, литература, история, политические науки, экономика, социология и психология.
В небольших изданиях репортеры обычно не имеют специализации: сегодня они могут писать о страстях, кипящих вокруг образовательных стандартов, завтра – о Нобелевской премии. С одной стороны, это очень интересно, с другой – требует от журналиста дополнительной подготовки. В самом деле, не пойдешь же на интервью к Андрею Гейму или Константину Новоселову, не имея ни малейшего представления о графене, или к Лео Бокерия, не умея выговорить без запинки «кардиошунтирование» и не зная значение словосочетания «медицинская деонтология». Что касается культуры – то все почему-то мнят себя в этой области чуть ли не профессиональными критиками и без даже минимальной подготовки. Не удивительно, что многие профессионалы не любят представителей «четвертой власти» и считают общение с ними пустой тратой времени. А зря, но подробнее об этом – в другой раз.
Репортеры, корреспонденты, журналисты – это, безусловно, «органы чувств» любого издания, они не могут просто выполнять ту работу, которую им поручил редактор отдела, им следует постоянно генерировать новые идеи, которые называются инициативным сбором информации.
Журналистика он-лайн и фриланс
С появлением всемирной глобальной Сети журналистика вышла на принципиально новый уровень. Некогда, задолго до этого, оперативностью и своевременностью могли похвастать и газеты. Телеграфные информационные агентства завоевывали свою репутацию тем, что первыми сообщали о важнейших событиях, о которых читатели обычно узнавали из местных газет. Радио, а затем и телевидение с его оперативной подачей материала лишило прессу этого преимущества. А эпоха интернета установила новые стандарты быстроты и своевременности, позволив при этом газетам выйти на новый уровень своего развития, публикуя важнейшие новости и расширяя свою аудиторию с помощью таких новаторских проектов, как онлайновые послеполуденные издания или прямая трансляция события на сайте.
Кроме того, одна из основных черт журналистики «в сетях» – это интерактивность.
Корреспонденты публикуют свои электронные адреса для корреспонденции, что обеспечивает мгновенный отклик читателей на только что выпущенный материал, а также на газетные статьи, прочитанные утром за чашкой кофе.
Все это позволяет журналистам и редакторам получать своевременную и важную информацию от тех читателей, которые осведомлены о проблеме, теме публикации и могут поделиться авторитетным мнением, предоставить дополнительные источники или поднимают вопрос о возможной несбалансированности или несправедливости опубликованного материала.
Разумеется, это накладывает на корреспондента дополнительные обязательства. Одно дело – во время вручения премии…ну, например, «ТЭФИ» звонить в редакцию или отправлять sms своему бдящему у компьютера коллеге и сообщать лауреата номинации. И совсем другое – иметь мужество прийти на Манежную площадь с собственной (и очень недешевой!) профессиональной аппаратурой во время небезызвестных декабрьских событий и почти в режиме он-лайн выкладывать фотографии и короткие комментарии на сайте…
С распространением социальных сетей появился еще один… вид журналистики или все-таки хобби? – ведение блога. Правила – те же: быть интересным и/или актуальным и иметь ярко выраженную узнаваемую стилистику. Примеры суперудачных блогов – это, например, Top-5 в Живом Журнале: Drugoj, Tema, Sergeydolya, Pesen_net, Navalny. У Сергея Доли и Славы Сэ (pesen_net) «по просьбам трудящихся» уже вышли книги, а пост Евгения Гришковца о том, что он решил покинуть пространство ЖЖ, возглавляла список новостей на литературных страничках «бумажной» периодики…
Что касается фриланс-журналистики, то здесь подводный камень только один: непредсказуемость количества заказов. Но если у автора уже сложился постоянный круг работодателей, которые устраивают его и которых устраивает он, то ему можно только позавидовать.
Фотограф
Фотография возникла гораздо позже журналистики – в 1839 г. Но с момента своего рождения она достаточно быстро пошла «рука об руку» с четвертой властью.
Ширилась сеть иллюстрированных изданий, развивался и один из важнейших жанров фотографии – фоторепортаж, наглядно демонстрирующий то, что газета писала в текстовом формате.
Моменты значимых событий, отраженные в фоторепортаже, порой становятся не только летописью (светописью) истории, но и шедеврами фотоискусства. Не зря фоторепортаж долгие годы составлял центральную линию развития отечественной фотографии.
Художественность будущего снимка, его выразительность, эмоциональность во многом зависят от того, что именно снимается… Если фотографом при выборе темы, сюжета, момента события, точки съемки, ракурса, светотени руководит не только талант, но и осознанная идея, если он осмысливает жизненный материал, событие или явление, то в результате получается не просто снимок – рождается образ.
Профессия фотокорреспондента требует от человека не только таланта, но и физической выносливости. Фототехника, даже современная, цифровая – не самый легкий груз, особенно вместе со штативом и прочими «слагаемыми» эффективной фотосъемки.
Кроме того, нелишними для фотокорреспондента будут такие качества, как терпение, выдержка, упорство и способность общаться.
Фотокорреспондент может учиться самостоятельно, на специализированных курсах или на соответствующем отделении факультета журналистики.
Что касается востребованности – начнем с того, что хороший фотограф нужен всегда. А пресс-фотография позволяет специалисту отточить свое мастерство в самых разных жанрах – в спортивной, криминальной, глянце… Кстати, для профессионала с внушительным арсеналом оптики хорошим финансовым подспорьем может стать либо заказная съемка в свободное время (например, студийная, благо стоимость почасовой аренды фотостудии не зашкаливает), или стоковая фотография. Правда, серьезные сайты требуют составить для каждого изображения «паспорт данных» – и если там изображен человек, то обязательно требуется согласие модели на публикацию снимка…
Менеджер по рекламе и PR
Сейчас почти в каждом журнале или газете есть рекламная секция. Еще несколько лет назад, до кризиса, выходили и полностью рекламные издания, но сейчас с рынка они фактически вытеснены более успешными коллегами-конкурентами, печатающими не только модули, но и тематические статьи.
Работа менеджера по рекламе и PR в СМИ тесно связана со спецификой самого издания. Начальник отдела рекламы участвует во всех летучках и планерках наряду с начальниками отделов – и чем сильнее зависимость периодического издания от рекламы, тем более значимой фигурой является менеджер по продаже площадей. Его обязанности – составление базы, работа с клиентами, ведение рекламной кампании. Например, менеджер журнала о красоте узнает, что компания-гигант запускает новую линию косметических средств. Это – прекрасный информационный повод для того, чтобы позвонить в PR-службу этой компании и предложить… например, цикл статей. Менеджер был обаятелен, грамотно говорил по-русски, умело рассказал о «своем» издании и о системе дополнительных скидок, поэтому произвел приятное впечатление и получил разрешение на повторный звонок через три дня. И о, удача: его предложение руководство заинтересовало. Дальше в «родном» издании менеджер совместно с главным редактором обсуждает план кампании и тематику статей. Параллельно выясняются пожелания заказчика к оформлению, содержанию и, по возможности, стилистике текстов. Журналисты, получив инструкции от редактора, делают работу и готовые материалы отправляются на согласование. При непосредственном участии менеджера по рекламе, который, с одной стороны, помнит, что клиент всегда прав, но с другой – понимает, что журналист скорее всего правильно нашел порядок слов, а корректор – расставил запятые. После согласования текстов (которое длится от одного дня до плюс бесконечности) наступает очередь дизайна. Очень часто представления о прекрасном у главреда и представителя заказчика не совпадают, поэтому приходится искать разумные компромиссы. Бильд-редактор сначала приходит в состояние эйфории, потому что ему предоставили картинки этих самых продуктов новой линии, а потом падает с небес на землю, а оттуда рушится в бездну отчаяния, поскольку иллюстрации прекрасно подходят для интернет-сайта, но совершенно не годятся в печать. Менеджер по рекламе отпаивает бильд-редактора валерьянкой и обещает клиенту прислать фотографа. Еще один этап согласования верстки, после которого на счет редакции поступает вся сумма договора, а не только предоплата. Все, менеджер получает свой процент (от 5 до 20%, в зависимости от суммы контракта). Можно ждать следующего месяца…Или когда там у них выходит следующий новый продукт или планируется участие в выставке?