Продолжатели дела Гутенберга
Электронные системы быстро завоёвывают мировое информационное пространство: газеты и журналы переходят в интернет, книги читаются в электронном формате, в связи с чем «эксперты» предрекают исчезновение печати… Но объёмы полиграфического производства только увеличиваются!
Полиграфическая промышленность является самой динамичной отраслью в мире. Если раньше она держалась в первую очередь на книгоиздании, то теперь, в эпоху рыночных отношений, на первое место выходит создание упаковки, рекламы (баннеров, плакатов, листовок) и даже современных денег – пластиковых карт, которые также являются продуктом полиграфического производства. В таких условиях профессия печатника – рабочего полиграфического производства – становится не только востребованной, но и перспективной. Благодаря быстрому развитию рынка и сильной конкуренции, полиграфические технологии развиваются даже с большей скоростью, чем ИТ.
Что происходит в полиграфии?
Издательско-полиграфическая отрасль с самого своего рождения была индикатором уровня культуры, научно-технического прогресса и экономического развития страны. Появление книгопечатания на Руси в XVI веке стало одним из значимых событий в истории нашей культуры, сравнимым с изобретением колеса. Оно открыло новую эпоху и было главным орудием распространения знаний вплоть до нашего времени.
Тем не менее, современные тенденции печати принято оценивать пессимистически: тиражи тают, издания либо закрываются, либо переходят в электронный формат. Но есть и другая, малозаметная сторона действительности: растёт количество новых печатных СМИ, увеличивается ассортимент книжной продукции, полиграфисты занимаются созданием печатной рекламы, упаковки, этикеток, деталей интерьера. Кроме бумаги сегодня запечатываются многие другие материалы: каждый день мы берём в руки кружки, сумки, карандаши с напечатанными на них изображениями и текстами. Развиваются смежные печатно-цифровые технологии (бумажные проездные, «считываемые» электронными кондукторами в транспорте – пример самого широкого использования таких технологий). Всё это ведёт к тому, что теперь крупные полиграфические комплексы, заточенные под печать огромных тиражей газет, журналов и книг стандартных форматов, постепенно уходят в прошлое. Наиболее перспективными и прибыльными становятся небольшие частные производства, способные подстроиться под запросы времени и выдержать новые условия конкуренции, где главное – оперативность, гибкость, широкий профиль, ориентированность на небольшие и часто даже индивидуальные заказы. В связи с этим профессия печатника даёт возможность в короткие сроки не только набраться опыта, но и подняться по карьерной лестнице. Пожалуй, главной перспективой для печатника становится открытие собственного бизнеса в этой отрасли.
Как стать печатником
Попасть в полиграфию можно без специального образования и опыта, устроившись помощником печатника в типографию, на полиграфический комбинат, в дизайн-студию или рекламное агентство. В процессе работы постепенно научат смешивать краски, готовить машины и материалы к печати, управлять печатным процессом и следить за качеством готовой продукции.
Однако один опыт не может дать тех преимуществ, которые даёт профессиональное образование. Опыт познакомит только с деятельностью на одном конкретном рабочем месте. Образование же даст полную картину полиграфического производства и возможность работать на разных машинах, участвовать в разных этапах производства, совершенствовать технологии работы. В результате дипломированный специалист в области полиграфии в современных рыночных условиях с большей долей вероятности устроится на хорошую работу.
На разных этапах полиграфического процесса требуются разные рабочие. Раньше это были десятки профессионалов от резчика деревянного шрифта до юстировщика – нумеровщики, бронзировщики, наборщики на ушедших в историю наборно-строкоотливных машинах… Теперь количество выполняемых с участием человека операций значительно сократилось, соответственно уменьшилось и разнообразие рабочих специальностей, стали востребованы универсальные работники. По данным сайтов рекрутинговых агентств, помимо печатника на полиграфических производствах ещё требуются такие люди, как брошюровщик, резчик, операторы машин для УФ-лакирования, фальцсклейки, вырубного пресса. Чтобы работать по одной из этих узких специализаций, достаточно пройти курсы при профильном техникуме, университете или полиграфическом предприятии. Но чтобы стать печатником – мастером полиграфического производства, квалифицированным технологом или работником полиграфии широкого профиля – необходимо окончить среднее специальное учебное заведение по направлению «Полиграфическое производство».
Сроки получения специальности в разных учебных заведениях могут отличаться. В среднем печатник, пришедший в техникум после 9 класса, будет учиться 3-4 года. А затем постоянно повышать квалификацию, потому что технологии полиграфического производства динамично меняются, появляются новые печатные машины и материалы для печати.
Итак, Что должен знать печатник?
Во-первых, он разбирается во всех этапах производства полиграфической продукции. Сюда входит допечатная подготовка изделия: выбор формата издания, подготовка текстовой и изобразительной информации к печати, вёрстка, работа в программах AdobePhotoshop, CorelDRAW, InDesign, изготовление фотоформ. Для печати цветных изображений, к примеру, нужно подготовить четыре фотоформы – пурпурного, желтого, голубого и чёрного цвета. Эти четыре цвета при наложении создают любой из существующих оттенков палитры. Кстати, чтобы качественно готовить красочные изображения к печати, технолог должен иметь хорошее чувство цвета, поэтому противопоказаниями к этой работе может стать слабое зрение и дальтонизм. Также, в связи с тем, что на других этапах приходится работать с краской, лаками и клеями, ещё одним серьёзным противопоказанием являются заболевания органов дыхания.
Следующий этап – непосредственно печатный процесс, в ходе которого печатник заправляет и настраивает печатные машины, следит за их работой и за качеством получаемых оттисков.
Затем изделия переходят на этап послепечатной обработки, на котором они приобретают законченный вид. Этот этап включает в себя обрезку и брошюровку готовых страниц с помощью специальных машин и их переплёт в готовые книги и журналы. Также сюда входит декоративная отделка любой печатной продукции. В полиграфии есть целый спектр «спецэффектов», применяемых для привлечения внимания потребителей: ламинирование, лакирование, дизайнерская обрезка ("вырубка"), использование различных материалов и т.д. Этот список постоянно пополняется новыми изобретениями технологов и дизайнеров.
В колледжах печатники изучают все перечисленные процессы и учатся работать на всех видах полиграфического оборудования. Они знакомятся с преобразованием изображений с учетом печатных процессов, с цветопробой, растрированием, языком postscript, технологиями изготовления фотоформ, штампов, особенностями работы с клеями, нитями, скобами при изготовлении книг. Узнают о таких тонкостях, как совместимость различных сортов бумаги и краски. Им открываются все секреты книгоиздания, в частности, для чего нужен форзац и почему количество страниц в любой книге кратно восьми.
Практика в типографиях и мастерских при техникумах является неотъемлемой частью обучения. Под руководством опытных мастеров и профессиональных педагогов они учатся на ошибках, познают секреты печатного дела. Там же проводят собственные исследовательские работы, по итогам которых пишут курсовые и дипломные проекты. Проекты могут быть посвящены внедрению в работу инновационных технологий, проектированию полиграфических комплексов и типографий, исследованию свойств печатных материалов.
Часто кафедры полиграфических ссузов сотрудничают с иностранными профильными учебными заведениями и предоставляют возможность своим студентам пройти стажировку или обучение по обмену в одной из стран своих партнёров.
Карьерные перспективы
Выходя из стен техникума с дипломом, выпускник получает квалификацию старшего техника-технолога полиграфического производства и может работать мастером на любом полиграфическом предприятии. Крупные компании, постоянно нуждающиеся в квалифицированных кадрах, заинтересованы в сотрудничестве с учебными заведениями, и поэтому студенты чаще всего проходят практику в этих компаниях и остаются там работать после окончания учёбы. Этот принцип взаимодействия с работодателями популярен ещё и потому, что предложения на рынке труда зачастую требуют определённого опыта и умения работать на конкретных машинах и в конкретных программах.
В связи с тенденцией уменьшения крупных производств до размеров небольших типографий полиграфисты получили новые интересные перспективы профессионального роста. Ещё совсем недавно позволить себе открыть собственную типографию могли только очень состоятельные люди. Теперь же, имея некоторый опыт и понимание того, как устроена отрасль (и накопив денег на собственное полиграфическое оборудование: для начала достаточно и одной печатной машины), печатник может открыть собственное производство, начав с небольшой типографии. Всё же, несмотря на всеобщие пессимистические настроения, полиграфия продолжает развиваться и предоставлять профессионалам всё новые возможности. Так, стать продолжателем дела инноватора Иоанна Гутенберга и первопечатника-просветителя Ивана Фёдорова теперь стало только проще.
Вернуться назад или поделиться