Бакалавриат: специалист-«недоучка», или полноценное высшее образование?
Несмотря на то, что Россия перешла на двухступенчатую систему высшего образования ещё в 2009 году, слово «бакалавриат» у многих по-прежнему вызывает недоверие и скептическую ухмылку: «бакалавр – значит недо-специалист». Не только школьники, но и их родители не знают, чем отличается бакалавриат от специалитета, и какое отношение к этому всему имеет магистратура.
У недавно принятой системы высшего образования есть как минусы, так и плюсы. Да и перенос западного шаблона на российскую почву предполагает некоторые особенности. Попытаемся в них разобраться.
В соответствие с принципами Болонской системы, получившей широкое распространение в Европе и Северной Америке, высшее профессиональное образование имеет два уровня: за первые четыре года обучения студент получает степень бакалавра, после чего может продолжить обучение, поступив в магистратуру. В России до 2009 года существовала совсем другая система: все высшие учебные заведения готовили студентов по программам специалитета в течение 5-6 лет, после чего студенты могли выбрать обучение в магистратуре и аспирантуре.
Для российских студентов новая система высшего образования оказалась непонятной во многом потому, что при её «обязательности» в вузах страны продолжали и продолжают готовить специалистов. А кому-то даже «посчастливилось» защитить два диплома: бакалавра и специалиста. Причём первый – «на всякий случай» и «между делом», – возможно, поэтому систему так и не признали ни студенты, ни преподаватели старой советской школы.
Система «бакалавриат-магистратура» – это мировой стандарт высшего образования. Программа бакалавриата рассчитана на 4 года и подразумевает фундаментальную подготовку по выбранному направлению обучения. Принципиальное отличие бакалавриата в том, что он даёт общую базу знаний, но не узкую специализацию. По окончании обучения выпускник получает диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр». Этот документ даёт ему право занимать должности, требующие высшего образования, решать задачи, которые предполагают наличие обширных познаний в его области работы. Бакалавры вузов работают рядовыми сотрудниками самого широкого круга организаций: инженерами, экономистами, журналистами, менеджерами.
Как правило, первые два года студенты изучают общие предметы, а на третьем курсе выбирают дальнейшую траекторию. Например, все студенты направления «Торговое дело» получают знания по экономическим дисциплинам, а на третьем курсе определяются, какой из предлагаемых факультетом профилей подходит именно им: «Маркетинг», «Коммерция», «Логистика» и так далее. В дипломе будет написано: «Бакалавр экономического образования», а также указан профиль – «Коммерция».
С разделением образования на два уровня изменились и условия поступления. Теперь приём абитуриентов в вузы проводится отдельно по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Поступить на обучение по программам бакалавриата можно как после 11 класса школы, так и имея среднее профессиональное образование. Для поступления нужно будет сдать ЕГЭ.
Диплом бакалавра соответствует общепринятым международным квалификационным стандартам, что особенно актуально для тех выпускников, которые планируют работать за границей: там диплом бакалавра действителен без подтверждения, в отличие от диплома специалиста. Возможно и поступление в магистратуру – как за границей, так и на Родине.
Магистратура – вторая ступень высшего образования. Она даёт углублённую подготовку по конкретному направлению деятельности, предоставляет возможности для специализации. В отличие от аспирантуры, у студента нет необходимости сосредоточиваться исключительно на научно-исследовательской деятельности. Но магистерские программы имеют серьёзный исследовательский компонент, приучают студентов к сбору, анализу и грамотному использованию информации, что не будет лишним при необходимости принимать решения. Кстати, заниматься научно-исследовательской деятельностью по праву могут и выпускники бакалавриата: степень бакалавра считается академической степенью полного высшего образования.
Высококвалифицированные кадры с магистерским образованием ценятся в вузах и исследовательских организациях, а также в компаниях, занимающихся самой разнообразной деятельностью.
По окончании курса студент защищает магистерскую диссертацию на заседании Государственной аттестационной комиссии, после чего ему присваивают соответствующую квалификацию.
Болонская система имеет свои безусловные преимущества. Например, можно освоить несколько магистерских программ, ограничиваясь только рамками своего направления. Это поможет расширить и углубить знания в выбранной сфере. Каждый курс подразумевает двухлетнее обучение, – но только не одновременно по нескольким профилям.
Есть и недостатки: переход на двухуровневую систему существенно сократил количество бюджетных мест в магистратуре. Поэтому велика вероятность, что учиться придётся платно. При этом стоимость обучения в магистратуре в Москве варьируется от 50 до 300 тысяч рублей в год. Если сразу найти такую сумму не удастся, то можно поработать несколько лет, чтобы накопить на обучение на втором уровне высшего образования, – закон это позволяет.
Магистратура является в России «средним» звеном между специалитетом и аспирантурой. Во многих вузах по-прежнему можно освоить программу специалитета, получив перед этим диплом бакалавра. Наличие магистерского диплома или диплома специалиста обязательно при поступлении в аспирантуру, – с дипломом бакалавра туда не примут.
Аспирантура предназначена для тех, кто желает связать своё будущее с преподаванием или занятием наукой. В аспирантуру, которая является специализированным подразделением вуза или научно-исследовательского учреждения, примут далеко не всех. Для поступления важно получить согласие научного руководителя, который разглядит в своём студенте потенциал будущего учёного или преподавателя, и согласится консультировать его в научной работе. Для этого будущий аспирант проходит собеседование с потенциальным руководителем. Также придётся сдать три вступительных экзамена – по специальной дисциплине, соответствующей профилю направления подготовки, философии и иностранному языку.
Обучение в аспирантуре российского вуза продолжается, как правило, три года. Во время учёбы аспирант должен пройти педагогическую практику – не менее
50-100 академических часов, а также посещать занятия по иностранному языку и философии.
Для успешного окончания обучения в аспирантуре необходимо подготовить диссертацию и сдать кандидатский минимум – всё те же три экзамена. Аспирант, окончивший обучение, получает статус кандидата наук, после чего при желании может продолжить обучение в докторантуре.
При переходе на Болонскую систему планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневому образованию. Однако на практике выяснилось, что по некоторым специальностям подготовить полноценного квалифицированного профессионала за 4 года не получится. К таким специальностям относятся, например, технические и медицинские, а также военные. Поэтому во многих вузах две системы существуют параллельно, создавая путаницу на образовательном рынке и рынке труда.
Многие эксперты образовательного сообщества выступали против внедрения Болонской системы, объясняя это тем, что в российском образовании многое придётся менять. В Италии, откуда система родом, после школы обязательно обучение в колледже, без диплома которого невозможно поступить в институт. Именно за счёт этих дополнительных лет обучения студент приобретает необходимые специалисту его отрасли знания. Также перечень дисциплин, осваиваемых специалистом в России, гораздо более широк, чем список необходимых для изучения бакалавром. Многие считали, что подготовить за 4 года хорошего профессионала почти невозможно. Тем не менее, система существует в России, и абитуриентам, так же, как и работодателям, придётся искать в ней преимущества и мириться с её недостатками.