Где учат Родину защищать?
Фразу «Есть такая профессия – Родину защищать» помнит большинство из нас. Этот кинематографический афоризм – один из первых, утверждающих в массовом сознании воинскую службу именно как профессию. А любая профессия предусматривает обучение. Герои фильма «Офицеры», Иван Варавва, а также Трофимов-старший, награжденный за призовую стрельбу и понимание текущего момента красными революционными шароварами учились военному делу «на практике», а также в Академии Генштаба – поскольку в детстве они не могли предполагать, что именно с такой службой свяжут свою судьбу. Однако Ваня Трофимов осваивал свою будущую профессию уже с самых ранних лет – так же, как и многие его сверстники из девятнадцатого и даже восемнадцатого столетия.
Военное образование: история с географией
Дворянское здание в старой России предусматривало воинскую службу «автоматом». То есть, в те времена – саблей, бердышом, пищалью. Однако, до определенного времени военному делу – верховой езде, обращению с оружием, азам командования – боярские и дворянские дети учились в домашних условиях.
При этом в некоторых европейских государствах первые школы для подготовки молодых дворян к воинской службе появляются в середине семнадцатого века – приблизительно в 1650-1660 годах. В 1716 году только что ставший королем Пруссии Фридрих I создает первую Берлинскую роту кадет. Кадет – в переводе с французского значит «младший». Именно так стали называть воспитанников военных учебных заведений по всей Европе.
А что же в России? А в Российской Империи в это время Петр Великий рубит окно в Европу. При этом – никак не может оставить без внимания военное образование своих будущих офицеров, которые должны помочь в обустройстве и безопасности этого «окна». В 19701 году в Москве основана Школа математических и навигацких наук, в 1712 году – Артиллерийская и Инженерная школы. Уже к закату петровского правления из Навигацкой школы выделилась Морская академия, а инженерные школы, число которых к тому времени выросло до трех – объединены.
После смерти Петра I это начинание, как и многие другие, некоторое время «почивало в забытьи». Его племянница, царица Анна Иоанновна, подписывая в 1731 году указ об основании в Санкт-Петербурге Корпуса Кадет Шляхетных детей, стремилась, чтобы новое учебное заведение полностью соответствовало западным формам и традициям. Корпус был создан для того, чтобы готовить молодых людей дворянского звания не только к военной, но и к гражданской службе. При Елизавете Петровне он получает новое имя: Сухопутный Шляхетский корпус. С этого времени в нем гораздо меньше муштры – и гораздо больше обучения изящной словесности и искусствам.
В учебную программу корпуса входили не только военные дисциплины, но и начала естественных, точных и гуманитарных наук. Это было достаточно важно – так как в те времена в России гражданская и военная служба жестко не разделялась. Военнослужащие могли достаточно просто перейти служить «по штатской части» – и наоборот. Так могло произойт и с учебным заведением. Например, Горное училище в Санкт-Петербурге сначала превратилось в Горный кадетский корпус – а потом опять стало «штатским» и получило имя Горного института.
Но это будет позже – а пока в Сухопутном Шляхетском корпусе только начинается процесс кристаллизации главного принципа кадетского образования в России: оно должно опираться на крепкий фундамент из общеобразовательных дисциплин. Как позднее скажут (в шутку и немного всерьез): «Русский офицер знает все – от Баха до Фейербаха».
Царствование Екатерины Великой было благотворным для развития кадетского образования. Иван Бецкий в 1766 году составил Устав Императорского Сухопутного Шляхетского корпуса – основу уставов будущих кадетских корпусов. Главное – теперь в корпусе дети должны были находиться с 6 лет – 15 лет безотлучно, а свидания с родственниками разрешались нечасто. Воспитанники Шляхетского кадетского корпуса делились на пять «возрастов», в каждом из которых кадеты пребывали по три года. В дальнейшем эта система была несколько смягчена – поскольку организовывались все новые и новые корпуса, и подобные строгости устраивали далеко не всех.
Кадеты былых времен: как это было
Чтобы унифицировать образовательную систему в кадетских корпусах в 1805 году, уже в царствование Александра I создается Совет о военно-учебных заведениях – этому органу должны подчиняться все корпуса, кроме Морского кадетского. Каждый корпус объявил о своих условиях приема и собственных правилах. Они могли быть настолько разнообразны, что император Николай I в 1826 году пишет: «Обозревая с особым вниманием устройство учебных заведений, в коих российское юношество образуется на службу государству, я с сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого единообразия, на коем должно быть основано воспитание и учение».
Так что с 1830 года все кадетские корпуса России действовали, согласно утвержденным Николаем I «Общими положениями и Уставом для военно-учебных заведений». С этого времени в каждой губернии открываются новые однотипные кадетские корпуса – интернаты с численностью от 100 до 1000 воспитанников. Все воспитанники разделены на роты – гренадерскую, мушкетерскую, неранжированную (в эту роту записывались «новенькие»). Каждая рота состояла из 4-х отделений, по 25-30 кадет.
С 1836 года, в соответствии с новым Уставом военно-учебных заведений, введенным великим князем Михаилом Павловичем, кадетские корпуса делятся на два класса.
К 1-му классу были отнесены: Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Дворянский полк, 1-й и 2-й Санкт-Петербургские кадетские корпуса, 1-й и 2-й Московские кадетские корпуса, Финляндский, Павловский, Новгородский, Орловский, Воронежский. Полоцкий, Брестский, Петровский-Полтавский, Оренбургский и Сибирский кадетские корпуса. После окончания одного из этих корпусов, кадет мог получить офицерское звание.
2-й класс – это Александровский малолетний, Александрийский сиротский, Тульский, Тамбовский, Владимирский, Киевский кадетские корпуса. Здесь кадеты учились пять лет – и затем могли поступить в корпуса, относящиеся к 1-му классу.
Тогда же – в 1836 году – для всех кадетских корпусов вводится единый учебный план. В кадетских корпусах 1-го класса обучение шло 8 лет, с разделением на три курса: приготовительный (1 год), общий (5 лет) и специальный (3 года). В приготовительном классе учили основам Закона Божьего, чтению и письму по-русски, по-французски и по-немецки, арифметике, чистописанию и рисованию. Образование в общих и специальных классах включало в себя Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, аналитическую геометрию, механику, естественную историю, физику, химию, русскую и всеобщую историю, географию, законоведение, статистику, артиллерию, тактику, военную топографию, начертательные искусства, гимнастику, фехтование и танцы. Кроме того, в специальных классах в программу были включены дифференциальное и интегральное уравнения – для тех кадетов, кто готовился поступать в Инженерное и Артиллерийское и училища. Кадетская образовательная программа специально создавалась в расчете на «среднестатистического» кадета и была обязательна к усвоению. Неуспевающих наказывали – в то время, как имена лучших выпускников заносились на доски из светлого мрамора, имена худших воспитанников высекались на черном мраморе. Впрочем, «высекались» и сами кадеты – телесные наказания в корпусах применялись до начала XX века.
Летом кадеты тоже не отдыхали – на летних лагерях старшие, из тех, кто оставался на лето в корпусе, занимались строевой подготовкой, маневрами и топографией «а практике». Культурная жизнь кадетов тоже была «на уровне» – издавали даже специальный литературный журнал для чтения, где были собраны лучшие литературные произведения своего времени.
Кадетские корпуса: время перемен
Военная реформа шестидесятых годов изменила кадетское образование незначительно. Обучение сократили до 7 лет. К учебным дисциплинам добавили минералогию, физиологию, риторику законоведение и космографию. Для обучения риторике приглашали знаменитых артистов и режиссеров. В программу законоведения ввели раздел о различных системах нравственности и философии. Курс физического развития разнообразили обязательными экскурсиями и военными походами, которые могли продолжаться 5-7 дней.
В начале двадцатого века система российского кадетского обучения полностью сложилась. Были разработаны и применялись единые образовательно-воспитательные подходы и принципы.
Церковь, духовное образование – все это занимало достаточно важное место в жизни кадета. Интересно, что у каждого корпуса был главный праздник – дата окончания строительства корпусного храма. При этом уважением пользовались все конфессии: иноверцы освобождались от уроков Закона Божьего, могли не посещать православную церковь, а ходить в собственные храмы.
Итак, к моменту революции, в феврале 1917 года, в России существовал 31 кадетский корпус, включая Морской и Пажеский. 10 тысяч человек – вот каким было общее число кадет.
Около 2 тысяч из них в период революции и Гражданской войны оказалось в эмиграции – по данным, которые приводит В.А. Гурковский в книге «Кадетские корпуса Российской империи». Они держались дружно, объединялись в кружки и ассоциации, издавали собственную прессу.
А что же в Советском Союзе? Удивительно, но и там слово «кадет» не исчезло, не забылось. Так достаточно часто стали называть воспитанников суворовских и нахимовских училищ, которые начали появляться в СССР в годы Великой Отечественной войны. Война – это сиротство, и сирот принимали в такие училища в первую очередь. Но кроме того, война – это время, когда на практике понимаешь необходимость военного образования. С 1943 по 1944 годы открылось 17 учебных заведений для «юных суворовцев». Та, например, в городе Горьком в 1944 году начало свою работу Московское суворовское училище, в которое принимались мальчики с 10 лет на 7 летний срок обучения. Именно в этом училище, судя по всему, учился Ваня Трофимов из «Офицеров». И почти все пункты из старых «Обязанностей кадетов» можно было бы применить к воспитанию суворовцев и нахимовцев. Ну, кроме благочестия, разумеется.
Кадетство: день нынешний и день грядущий
Что собой представляет военное образование в современной России? Оно достаточно неоднородно. Прежде всего, суворовские и нахимовские училища по-прежнему работают, раскрывая свои двери перед юношами 14-15 летнего возраста, пригодными по состоянию здоровья и сдавшими вступительные экзамены. Учатся в них три года.
Суворовские и нахимовские училища – учебные заведения под эгидой Министерства обороны России. Администрация и педагогический коллектив здесь – офицеры армии и флота. Образовательный процесс соответствует курсам среднего образования и программам военной подготовки, разработанным Министерством обороны Российской Федерации. Обучение в училищах позволяет выпускникам поступать в высшие учебные заведения Министерства обороны.
Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) подчеркивает, что «при поступлении в училище в заявлении оговаривается согласие родителей (лиц, их заменяющих) на направление обучающихся после окончания училища для дальнейшего обучения преимущественно в военные образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится училище».
90-е годы прошлого века считаются временем возрождения кадетских корпусов. Так, в 1993 году, по распоряжению Правительства Российской Федерации открывается Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус. Это образовательное учреждение создается на базе Санкт-Петербургского высшего артиллерийского командного училища Минобороны России. Каждый год корпус выпускает 200 человек.
В 1995 году выходит распоряжение Президента Российской Федерации, где предписывается увеличить в системах Минобороны и МВД России количества государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего и среднего профессионального образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола – суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских корпусов.
В 1996 создается ряд кадетских корпусов в системе Министерства обороны: кадеты здесь учатся три года, с 9 по 11 класс, на полном государственном обеспечении. В Санкт-Петербурге открываются Военно-космический кадетский корпус и Кронштадский морской корпус, срок обучения в которых – 7 лет. Свои кадетские корпуса создаются МВД РФ, Минюстом России, МЧС.
Кроме того, кадетские корпуса начинают открываться в системах органов образования, а также «на общественных началах» – военно-историческими, духовными объединениями.
Популярность кадетского образования растет поразительными темпами – достаточно привести такую статистику: в 2000 году в Москве в кадетских корпусах было 60 свободных мест. И на них заявилось более 1500 человек.
Чему же учат кадет современности? Типовое положение о кадетской школе разработано Минобразованием России в 1997 году. Согласно этому документу, главные задачи кадетского образования – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Положением предусмотрено, что кадетов обучают по общеобразовательным программам, а также на дополнительных курсах и программах. Эти программы – они очень разные. В современной России пока не нашлось нового Николая I, который бы озаботился унификацией кадетского образования «под одну гребенку». Может быть, это и к лучшему. Разнообразие по многим причинам лучше единообразия. Пусть где-то учат на базе интерната, а где-то – после классов каждый день возвращаются домой. В одних корпусах принимают девочек, а в других – «блюдут традиции». Ценят фехтовальные и верховыек традиции или предпочитают пейтбол… И, естественно, далеко не все из новых кадет, девушек и юношей, наденут в будущем погоны.
Но дело не в этом. Ведь кадетские корпуса дают возможность не только изучать военные дисциплины. Они формируют очень важные в жизни качества. Умение держаться в одном строю, прикрыть от беды товарища, с военной четкостью планировать свою жизнь, и, конечно же, – не отступать и не сдаваться. А еще – ценить каждый мирный счастливый день, и на отведенном тебе судьбой месте всеми силами стараться, чтобы война никогда не пришла в твой дом. В сущности, это ведь и означает – Родину защищать…
Обязанности кадета:
Кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних.
Каждому кадету надлежит быть: благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно повиноваться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны.
Кадет обязан строго и точно соблюдать воинскую дисциплину и порядок в корпусе. Он обязан также точно и добросовестно исполнять все служебные обязанности, возложенные на него во внутренней, строевой и хозяйственной службах.
В течение первого года обучения кадет должен хорошо усвоить основные служебные требования, обязательные в его повседневной жизни.
По всем надобностям он обязан всегда обращаться только к своему непосредственному начальнику. По делам же личным, до него касающимся и не относящимся к службе, он имеет право обратиться непосредственно к ротному командиру, но только с разрешения своего непосредственного начальника. О случившемся с ним нездоровье кадет обязан без промедления доложить своему непосредственному начальнику.
Кадет не имеет права самовольно отлучаться из корпуса, не получив на то разрешения.
Каждый кадет должен иметь и вне корпуса бодрый и молодцеватый вид. Соблюдать со всей точностью правила отдания воинской чести.
Кадет обязан вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках. Он должен помнить, что по его поведению за пределами корпуса будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит.
Обо всех замечаниях, сделанных ему встретившимися начальниками, или переданных приказаниях кадет обязан доложить своему непосредственному начальнику.
Оружие, снаряжение, обмундирование и прочие состоящие на нем казенные вещи кадет обязан беречь и содержать всегда в полной исправности. При отправлении в лазарет, в отпуск или в карцер он обязан сдать казенные вещи (указанные в перечне) в цейхгауз.
Кадет должен быть чистоплотен, опрятен и соблюдать в этом отношении установленные для всех правила.
Вернуться назад или поделиться