Спорт: профессиональное обучение
«В здоровом теле – здоровый дух»… Насколько актуален этот афоризм в современности, легко убедиться самому. Здоровый, спортивный образ жизни давно уже вошел в моду. Издания – от престижных до массовых – рекламируют спортивные центры и фитнес-салоны, «индустрия» физкультуры и спорта развивается постоянно – по тем видам спорта, о которых мы еще недавно даже не слышали, проводятся соревнования, организуются клубы. Популярные курорты, места отдыха, где вроде бы предполагается «блаженное ничегонеделание», стремятся обзавестись полным комплектом спортивных возможностей – во всяком случае, современный курорт невозможно себе представить без собственного тренажерного зала, футбольного поля и теннисного корта. Не остаются без работы и многочисленные фирмы, выпускающие одежду и «оборудование» для самых разных видов спорта.
Такую популярность можно только приветствовать. Технический прогресс, избавив нас от множества неприятных бытовых хлопот, одновременно и «наградил» нас значительно меньшей физической подвижностью. Все «прелести» современной жизни – и экологическая обстановка, и стрессовый уровень существования в мегаполисе, и обыкновенная сидячая работа – отнюдь не способствуют сохранению «здорового тела» и «здорового духа». К сожалению, тот же прогресс так и не смог подарить человечеству панацею от всех болезней, а вот специфические «хвори» современных жителей врачи уже отмечают. Роль спорта в укреплении здоровья (и сохранении красоты) – бесспорна. Но – и это очень немаловажное «но» – при правильном руководстве.
Говоря «технологически», человеческий организм (особенно растущий) – это достаточно сложная «система», развитие и изменение которой требует внимательного и профессионального контроля. Не случайно привычно сокращаемые школьниками в дневниках до «физры» уроки носят полное название «физическая культура». И не случайно это именно уроки – то есть то, чему можно и нужно учить. И не только потому, что все спортивные игры и занятия имеют свои правила… Хотя в настоящее время физической культуре и спорту «все возрасты покорны»… С одной стороны, это обеспечивает профессионалу возможность выбора, причем выбора заинтересованного. Обязательные занятия, оценки, зачеты, нормативы – то, чем является физкультура во времена школы и института – сменяются занятиями по выбору – тем, что доставляет удовольствие, помогает поддерживать себя в форме. С другой стороны, этот же фактор обеспечивает и большую требовательность к уровню специалиста. Спорт «на свой вкус», по выбору, как правило – оплачиваемый, предоставляет право каждому участнику требовать профессионала – преподавателя, тренера… Уметь «согласовываться» с желаниями и возможностями «индивидуального клиента» и в то же время создавать климат психологической совместимости в «ведомой» им группе – необходимо профессиональному преподавателю, в каком бы виде спорта он ни работал. Впрочем, психологическая подготовка всегда необходима, где бы ни планировалось работать впоследствии – от детского сада до санатория.
То, что спорт (от «большого» до «школьного») обязательно предполагает понятие тренера, учителя, знают и взрослые, и дети. Эта профессия предполагает многочисленные варианты – как существуют конкретные вариации спорта. Но настоящий профессионал обязан быть в некотором роде универсалом. Помимо собственной специализации, которая может быть и узкой, и более объемной, современный специалист обязан обладать своеобразной «опорной базой» общих знаний, как в теории, так и на практике. Касается это и преподавателей физкультуры и спорта. Узкая специализация может быть самая разная – специальность «педагог по физической культуре» может подразумевать, например, такие разновидности, как «спортивная подготовка», «физическая реабилитация», «организация физкультурно-массовой работы», «спортивно-оздоровительный туризм», «менеджмент в физической культуре и спорте» и «организация физкультурно-спортивных праздников». Но у любой из этих специализации будет своя опорная база, состоящая как из общего набора необходимых знаний, так и из специфики конкретной деятельности.
Объем знаний, который необходимо усвоить будущему преподавателю-«физкультурнику», немал… Все-таки он работает с самым сложным на свете «материалом» – человеком. В общую базу входят необходимые гуманитарные и социально-экономические, математические и естественно-научные дисциплины. Кроме того, в багаж его знаний включаются педагогика и психология, методика обучения, как в целом, так и предметно… Необходимыми знаниями становятся анатомия и физиология. Блок знаний по специальности также предполагает набор общих дисциплин, но уже рассматриваемый «через призму» спорта (его история, теория и методика, психология, физиология, социология, а также экономика и менеджмент). Учитываются медицинские дисциплины (спортивная медицина, гигиена физического воспитания и спорта, лечебная физическая культура и массаж, биохимия, рекреационная физическая культура). Как уже говорилось, необходимо будущему специалисту и знание психологии применительно к специальности: в дисциплины профессиональной подготовки входит такой предмет, как «психология здоровья». И, конечно, непосредственно спортивные дисциплины: гимнастика, легкая атлетика, плаванье, лыжный спорт, спортивные игры, подвижные игры, туризм, единоборства, силовой атлетизм, фитнес, спортивные танцы …
Как видим, образовательная база будущего профессионала-«физкультурника» весьма объемна. Однако в области современных физической культуры и спорта есть специализации, которые потребуют еще большего объема знаний. Правда, и будущая работа объективно – сложней. В современных условиях кафедры экономики и менеджмента стремятся открыть у себя практически все вузы – и дело не только в популярности этих специализаций. Экономическая составляющая в современности играет важную роль буквально во всех областях человеческой жизнедеятельности. Особенно в тех, что пользуются популярностью. И спорт, несомненно, относится к ним – мода на здоровый образ жизни, надо полагать, установилась надолго… Но, как уже упоминалось, спорта без профессионала-тренера, руководителя – не бывает. Соответственно, и рабочие места обеспечены. Но не только тренерам-профессионалам современная ситуация предоставляет возможность «престижной работы с хорошей зарплатой». Современное спортивное «предприятие» (например, фитнес-центр) нуждается в эффективном и правильном управлении ничуть не меньше, чем обыкновенное предприятие. И потому специальность «менеджер в спорте» становится все более актуальной и необходимой. Что обеспечивает профессионалу не только успешное получение рабочего места, но и достойную карьеру. Но стоит учитывать, что (как и во всякой популярной и выгодной области «приложения профессионализма») молодому специалисту стоит ожидать серьезной конкурентной борьбы, а это значит, что для успеха в своей будущей деятельности необходима не «корочка» диплома, а качественный уровень знаний и навыков.
Образовательная база будущих специалистов-менеджеров в спорте предполагает больший объем специальных знаний. Это – основы менеджмента, экономическая теория, маркетинг, финансы и кредит, бухгалтерский учет, рекламная деятельность, налогообложение, стратегический менеджмент, антикризисное управление, управление персоналом, финансовый менеджмент и многие другие дисциплины… Разумеется, после базовых знаний последует их профессиональное «воплощение»: экономика и маркетинг в физической культуре и спорте, менеджмент спортивной организации, организация и финансирование инвестиций, бизнес-планирование в физической культуре и спорте, менеджмент в туризме. Так что у будущего профессионала есть возможность «найти себя» в самых разных сферах деятельности.
Разумеется, как и в любой области, чтобы добиться настоящего успеха, придется постоянно совершенствоваться. Все популярное в современном мире развивается со средней скоростью общего технического прогресса – очень быстро. Впрочем, каждому, кто связал свою жизнь со спортом, по определению понятно, что прогресс – не мгновенная случайность, а результат долгих усилий. Равно как и то, что работа не заканчивается ни занятым первым местом, ни иной «позицией лидера». Спорт – как и любое совершенствование – это труд, полезный, увлекательный и постоянный. Возможно, и этот навык профессионал, обучающий искусству создания и сохранения здорового тела и, соответственно, здорового духа, сумеет передать другим…