К гармонии – через гимнастику
«По большому счету, Родина для спортсмена начинается с тренера», – говорит Ирина Винер. Ее имя на слуху не только у тех, кто интересуется художественной гимнастикой – о президенте Международной Академии спорта и президенте всероссийской федерации художественной гимнастики, «гимнастической маме» таких олимпийских чемпионок, как Алина Кабаева, Яна Батыршина, Юлия Барсукова и самой юной абсолютной чемпионки Яны Кудрявцевой, знают практически все. Она показывает не только спортивные элементы, она учит, как бороться, не сдаваться и побеждать. Почему Родина начинается с тренера? Потому что ты, в первую очередь, должен выложиться на 100% перед ним, доказать, что ваши совместные занятия не прошли даром, что он тот, кто способен научить, зажечь и поддержать .
«Я такая же учительница уроков физкультуры, как и все остальные, только немного более квалифицированная», – признается она. Многие скажут, что воспитывать талантливых, гибких и пластичных просто. Однако звездный тренер теперь взялась и за учеников обычных московских школ.
Международная Академия Ирины Винер и Департамент образования Москвы сотрудничают в рамках образовательной программы «Физическая культура. Гимнастика», разработанной для ребят 1-4 классов, и физкультурно-оздоровительной программы «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» для детей от трех лет. Учителя проходят курс повышения квалификации, готовится к запуску курс дистанционного обучения педагогов, а еще есть учебно-методический комплект, который поможет вырастить здоровых людей, а, возможно, и будущее поколение чемпионов.
Учебник по физкультуре – это вещь уникальная. Физическое воспитание становится не просто набором упражнений, а предметом с научнообоснованным подходом.Если мы говорим о физкультуре, то о ней складывается превратное впечатление, как о чем-то, стоящем в ряду далеко после русского, математики и физики», – недоумевает заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Татьяна Васильева. Книга «Физическая культура. Гимнастика» под редакцией Винер – это структурированный материал для учителя: методики координации гибкости и быстроты, базовые эстафеты и танцевальные движения, рекомендации по составлению индивидуальных спортивно-тренировочных траекторий. Но в то же время – это учебник и для самих детей не в меньшей мере: здесь описана история физической культуры и гимнастики как ее базовой составляющей, упражнения для самостоятельного выполнения, которые можно делать и дома, а главное – яркие иллюстрации, демонстрирующие схемы выполнения заданий, и их запоминающиеся названия – «Цапля», чтобы научиться держать равновесие, «Тутти», чтобы стать гибким, как герой книги Юрия Олеши. Двухтомный учебник не просто расскажет, как делать махи ногами и вращения головой, здесь написано и о таких желаемых родителями танцах – шаги, позиции, основные элементы. «Дети учатся слышать и понимать музыку, передавать движениями краски окружающего мира, они должны научиться быть выразительными и творчески активными», – резюмируется в рекомендациях учебного пособия.
17 октября в московской школе №705 состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам физического воспитания школьников на уроках физкультуры с участием заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Татьяны Васильевой, президента Всероссийской федерации художественной гимназии и главного тренера сборной России Ирины Винер, директора школы № 705 Людмилы Калининой, тренера-педагога Международной академии спорта Ирины Винер Анастасии Пуховой и учителя физической культуры Алексея Монахова.
Перед тем как обсудить проблемы физического воспитания детей и программу «Физическая культура. Гимнастика», разработанную для ребят 1-4 классов, с учащимися школы № 705 был проведен мастер-класс, в ходе которого присутствующие смогли убедиться, что гимнастические упражнения для школьников – это не только полезно, но еще и интересно. После тридцатиминутного отрытого урока с мячами, растяжкой, бегом и танцами с показательными выступлениями на ковер спортивного зала вышли воспитанники Международной Академии спорта Дарья Алмазова и Семен Калюжный.Гимнастика – это начало начал, занимаясь ей, потом можно уйти в любой вид спорта», – уверяет детей Ирина Винер. «Надо улыбаться и делать все веселее! Зажигайте, будьте бодрее! Вам надо учиться танцевать – ведь скоро вы пойдете на дискотеки, не будьте такими закомплексованными»!, – подгоняет она смутившихся от количества людей и фотокамер малышей. Они посылают ей негромкое «спасибо», но улыбаться начинают.
Сделать физкультуру любимым предметом, приучить к здоровому образу жизни детей младшего школьного возраста и развить в них быстроту, координацию, гибкость – вот основная задача программы. «Физкультура – это не просто свисток, мяч и освобожденные, которые сидят на лавочке. Сегодня мы увидели прекрасный, динамичный и интересный прежде всего для детей мастер-класс. Уроки физического воспитания в школе – это три часа в неделю, и они могут быть разными», – считает Татьяна Васильева.
Рассказывая об образовательной программе «Физическая культура. Гимнастика» для 1-4 классов и физкультурно-оздоровительной программе «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» для детей от трех лет, которые реализуются в основном и дополнительном образовании Москвы, Ирина Винер отметила, что на уроках, проведенных по этим методикам, могут заниматься дети с любым уровнем физической подготовки. «Гимнастике должны обучаться и мальчики, и девочки, потому она учит нас владеть предметом, быть ловким и раскрепощенным. Нужно быть свободными людьми. У нас сейчас демократическая, свободная страна, и не надо быть такими закомплексованными. Вообще гимнастикой сейчас детей увлечено больше, чем футболом. Чем больше ребят – тем больше выбор и шансов страны на победу. Ведь взрослые чемпионы получаются из маленьких школьников!»
Проводившие мастер-класс Анастасия Пухова и Алексей Монахов утверждают, что гимнастические занятия полезны для всех видов спорта, потому что являются основой основ, а пока ребенок ходит на такую физкультуру, он преображается, учась держать спину и тянуть носочки. Эта программа подходит даже для тех, у кого специальная группа здоровья. Некоторые упражнения дети могут делать просто «в меньшей дозировке» – резкий бег, например, а следить за этим должен педагог, у которого, конечно, помимо знания всех методик есть и информация об уровне физической подготовки учеников.
Отвечая на вопросы журналистов, Ирина Винер сказала, что однажды ей хочется создать такую же программу и для тренировок родителей с детьми, которые в таком случае будут физически и культурно совершенствоваться вместе. «А как заинтересовать ребенка уроками физкультуры»? – спросили известного тренера. «У каждого человека есть искра. Только у кого-то ее видно сразу, а других надо раскачивать. И это – основная задача учителя, увлекать детей и быть с ними в полном контакте», – посоветовала она.
Физкультура далеко не у всех детей любимый предмет: у одних спортзал не оборудован, у других учитель сам интереса к своему предмету не испытывает, третьим просто лень нарезать круги по стадиону. «Начиная со следующего года одним из критериев, оценивающих качество преподавания в школах, станет мониторинг физического развития ребенка. Это не значит, что школьник должен пробежать 100-метровку за какое-то количество секунд; из этого следует, что ученик должен развиваться в первую очередь относительно себя», – говорит Татьяна Васильева.
Школьная физкультура для многих давно превратилась в бесконечную череду нормативов, но ведь действительно 3 часа спорта в неделю необходимы растущему организму, полному энергии. Людям хочется сохранять гармонию внутри себя. Пожалуй, начинать надо с ранних лет. Теперь гармонию можно постигать и с помощью занятий гимнастикой.