Ванильное поколение Apple в эпоху общественного потребления
Кто все эти манерные мальчики и девочки в очень узких джинсах, напоминающие с первого взгляда бродячих художников, у которых откуда-то вдруг оказалась в руках новомодная техника?! Они – хипстеры!
Хипстеры – течение уже не юное, но получившее новую жизнь в нулевых годах среди молодёжи. И говорят ведь: «Всё новое, это хорошо забытое старое». Только модернизированное, конечно. Эта субкультура имеет свою любопытную историю происхождения с продолжением…
Происхождение субкультуры
Первые хипстеры появились в США в 1940-е годы. Это движение набрало обороты после Второй мировой войны.
Тогдашние хипстеры слушали джаз и образовывали некое подобие околобогемной культуры, которая формировалась, собственно, вокруг тех же джаз-музыкантов. Хипстер принимал его образ жизни, включая всё или многое из следующего: одежда, сленг, ироничное отношение к жизни, саркастический юмор, добровольная бедность. Термин «хипстер» образовался (в среде битников) от околоджазового слова «hip» (ранее «hep»), означавшего «тот, кто в теме»; термин, образованный от жаргонного «to be hip», что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Слово это первоначально означало представителя особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки. Эти продвинутые ребята, которые были «в теме», «тусовались» с музыкантами, странно одевались и вели преимущественно ночной образ жизни.
Особенно популярным это течение было в Нью-Йорке, где хипстеры, по-щёгольски одевшись, ходили по улице Таймс-сквер, заходя ночью то в один, то в другой джаз-бар.
Вот отрывки из статьи американского писателя Джека Керуака «Происхождение разбитого поколения» – некий взгляд изнутри: «…Как и для моего деда, моя настоящая Америка заключалась в ощущении дикой самоуверенной индивидуальности. Но к концу Второй мировой войны, с гибелью стольких клёвых парней (думаю, где-то с полдюжины только в моем собственном окружении) это чувство стало исчезать… Однако чуть позже совершенно неожиданно оно всплыло вновь снова – появились хипстеры, фланирующие по улицам, потрясая благопристойных граждан, которые с сокрушенным видом качали головой и говорили вслед: «Эй вы, сумасшедшие!!!»
В свою очередь, американский прозаик Норман Мейлер в своем эссе 1957 года «Белый негр» писал: «Экзис-тенциалистский хипстер – это человек, сознательно отчуждающий себя от общества, в которое он не верит. Уделом человека XX века становится жизнь под угрозой смерти, начиная с отрочества и до безвременной старости – в таких условиях единственной жизненной позицией, разумеется, оказалась та, которая требует принять мысль о смерти, живя с ощущением ее поминутной близости и, отделяясь от общества и порвав со своими корнями, чтобы отправиться в непредсказуемое путешествие, подчиненное бунтующим императивам личного человеческого «я»… После Второй мировой войны, живя в постоянном ощущении страха смерти, угрозы нападения, взрыва атомной бомбы, многие пытались как-то спрятаться от действительности, погружаясь в мир хипстеризма. Это были люди, старавшиеся не думать о страшном прошлом и будущем, они жили здесь и сейчас». Потом он продолжал мысль: «Ты либо хипстер, либо добропорядочный (альтернатива, которую начинают постигать все новые поколения, вступающие в мир американской реальности), ты либо бунтарь, либо конформист, либо пионер, прокладывающий собственную тропу на диком Западе американской ночной жизни, либо пленник добропорядочности, как тисками придавленный тоталитарными наростами на теле американского общества». А затем в 1960-е Америку захлестнула волна молодёжных движений и направлений – панки, хиппи, скинхеды и прочая разношёрстная публика, которая вытеснила хипс-теров из мейнстрима. И о хипстерстве на время забыли…
Как узнать современного хипстера
Хипстерская субкультура переродилась и сильно транс-формировалась уже в начале XXI века как закономерное последствие развития общества потребления.
В новом словаре Оксфордского университета слово «хипстер» теперь толкуется так: «Личность, которая следует самым последним тенденциям моды».
Как правило, хипстеры – это молодые люди (от 15 до 30 лет), представители среднего класса, увлекающиеся альтернативной музыкой, артхаусным кино, современным искусством. Они любят винтажные вещи, технику Apple и Canon, социальные сети (Мой Мир, ЖЖ, ВКонтакте, Facebook, Tumblr, Твиттер, Instagram). И хипстеры всегда хотят быть в тренде. Есть даже такой известный анекдот:
– Сколько нужно хипстеров, чтобы заменить лампочку?
– Три. Один меняет, второй фотографирует, третий пишет об этом в Твиттер!
Обычно субкультуры объединяет в первую очередь какое-то общее восприятие мира или увлечение: хиппи хотели свободы и любви, ролевики изучают и восстанавливают исторические события и битвы, металлисты и панки любят тяжелую музыку. А хипстеров объединяет внешний вид. Основу этой субкультуры составляют одежда и определенные аксессуары, по наличию или отсутствию которых они оценивают достойность окружающих. А ещё это эдакие современные снобы, формирующие свои предпочтения исключительно на основе того, что какие-то вещи или произведения искусства похвалили представители элиты (журналисты, модельеры, звезды). Хипстеры ходят исключительно на те выставки и кинофильмы, которые признал хорошими какой-нибудь авторитетный модный источник (например, «Афиша» или «Тайм аут»). Современные хипстеры утверждают, что их не волнует общественное мнение, что они одеваются так, как нравится, и слушают то, что хочется. Главная задача хипстера – достижение полной независимости взглядов и действий; главное правило хипстера – соблюдать нонконформизм. Однако на деле получается, что хипстеры одеваются в соответствии со стандартами традиционного облика хипстера, слушают и читают то, что положено читать хипстеру. В своём стремлении к нонконформизму хипстеры образовывают некую общность похожих друг на друга людей.
Стоит отметить, что хипстеры делятся на две категории – «cool» и «hot». Первые ведут себя очень спокойно, они предпочитают держать все свои мысли в себе и проводить время с молчаливыми друзьями. «Hot» хипстеры являются противоположными к «cool» хипстерам. Они открытые, очень эмоциональные, даже в хорошем понимании – немного сумасшедшие. Такие люди часто перебегают из одного заведения к другому, чтобы найти новых знакомых. Несмотря на внешний вид хипстеров, они образованные люди (каждый хипстер стремится получить высшее образование). Также человек, который относится к этой субкультуре, увлекается искусством фотографии и литературой (хипстеры много читают, в особенности это книжные новинки современных писателей, например – Пауло Коэльо). Эти ребята любят слово «креатив», стараясь ему всецело соответствовать. А профессии хипстеры выбирают творческие, такие как пиарщик, рекламщик, художник, дизайнер, фотограф. Также наблюдается много хипстеров среди старшеклассников и студентов. В отличие от хиппи хипстеры не принадлежат к каким бы то ни было религиозным конфессиям – чаще всего они агностики или атеисты.
Политические взгляды
Большинство хипстеров аполитичны: не выходят на площадь с транспарантами и даже «не кричат» о вопиющей несправедливости этого жестокого мира в своих блогах и ЖЖ. Они не лезут на баррикады – манерные эстеты, с иронией смотрят на окружающую действительность и, в сущности, безвредны. Ключевым словом для американских хипстеров является «deck», что означает «клёво». Противоположность – fin (неклёво), что по смыслу очень похоже на lame, но на итальянский манер. «Бородатые» критики часто упрекают новомодную хипстер-культуру в безразличии и индифферентности, погрязнувшую в поисках того, что стильно, что клёво… Но некоторые из представителей субкультуры (наверное, самые продвинутые) вникают в политику и провозглашают себя наследниками традиций буржуазной молодёжи дореволюционной эпохи. Зачастую они при отсутствии позиции довольно активно проявляют себя в различных акциях и некоторых митингах. Кто-то называет хипстеров «антикапиталистами», либералами с социалистической философией. Сами ребята ничего открыто не пропагандируют, они всячески за внешнюю и внутреннюю свободу человека, оттого иногда и поддерживают различные движения, к примеру – за женские права.
Культура хипстеров
Хипстеры в большинстве своём не производят культуры, а только потребляют, выбирая из общего потока то, что подходит под определение «круто» и выпадает из сферы интересов большинства. Наверняка, вы видели на музыкальных форумах и в социальных сетях такие посты: «Это крутая музыка, её вообще никто не слушает, кроме меня!» Но, несмотря на безвредность для общества этой субкультуры, в Интернете о ней часто пишут с явно негативной окраской: «Растет поколение, которое ничего не хочет и не может, у них постепенно атрофируется самостоятельный мыслительный процесс в связи с отсутствием необходимости: все ответы и мнения подскажут Интернет и журналы. Вы представляете, как страшно: целая армия людей, которые могут только запоминать и воплощать чужие идеи и готовы все отдать за очередной модный аксессуар». А вот что положительно в субкультуре хипстеров, так это то, что каждый уважающий себя хипстер должен разбираться в искусстве, быть в курсе всех последних новинок музыки, кино, живописи и литературы. Более того, ценность личности хипстера повышается, если он сам занимается художественной фотографией, играет на каком-нибудь инструменте, пишет стихи или прозу и вообще занят в каком-либо виде искусства. Однако всё это повальное увлечение искусством и модой зачастую производится весьма поверхностно и осуществляется лишь для того, чтобы оставаться в кругу таких же «ценителей»…
Отличие русских хипстеров от американских
Удивительный парадокс в том, что американский и русский хипстеры из общего имеют только любовь к джинсам скинни и желание быть не как все. Но американский хипстер в этом смысле пассивен – он просто игнорирует власть и насаждаемые обществом ценности и представления о так называемом успехе. Он беден, пьет дешевое пиво Пабст, носит копеечные майки Американ Аппарель, потому что на них нет никаких надписей и это не «Бренд», работает официантом с Старбаксе или продавцом в маленьком магазине виниловых пластинок, снимает на пару с приятелями квартирку в Вильямсбурге, курит сигареты American Spirit, часто вечный студент, и всем средствам транспорта предпочитает велосипед. Он слушает инди-музыку на виниле, смотрит независимое кино, ходит в маленькие клубы и до старости находится в поисках себя – пишет роман, который никогда не выйдет, снимает невнятное документальное кино, фотографирует всё подряд…
Русский, а особенно московский, хипстер – это совсем другое явление. Отечественное хипстерство появилось из нашего гламура, унаследовав от него всё что можно – привязанность к брендам, снобизм, благосостояние. Наши хипстеры, условно говоря, на такси в булочную ездят. Московский хипстер вполне обеспечен (либо живёт за счёт родителей), нередко он работает в глянце или при каких-нибудь клубах, скупает продукцию Эппл, а велосипед держит исключительно для того, чтобы было чем по-хвастаться перед друзьями. Он носит хорошие кеды и имеет абонемент в фитнес-центр или на курсы йоги. Он любит жить богато (если на то позволяют возможности), любит путешествовать, предпочитает комфорт, следит за распродажами в бутиках «эксклюзивных марок» и крайне привязан к тусовке в отличие от американского собрата. Если американский хипстер – это непродуктивная богема, то наш – просто средний класс, но с претензиями.
«Делать лук»
Каждый уважающий себя (российский) хипстер «делает лук» (под «лук» имеется в виду look, т.е. создавать образ). А создавать образ для хипстера – очень важно. Свои образы хипстер создаёт с помощью одежды и аксессуаров, а потом выкладывает получившиеся фотографии в свой блог либо в социальные сети.
Стиль, который можно отнести к данной субкультуре, – «унисекс». Одежду такого направления могут носить как парни, так и девушки. Одинаковыми для них являются широкие рубашки, куртки, большие джемпера, кеды. Часто хипстеры ходят в узких джинсах скинни, в объёмных шарфах, больших очках в массивной цветной пластиковой оправе (например, Ray Ban Wayfarer), обычно без затемнения. Хипстер использует винтаж в сочетании с последними модными тенденциями. Нередко хипстеры носят бороды и выглядят нарочито небрежными, надевая к тому же растянутые футболки и свитера. Прическа хипстера может быть аккуратной с использованием средств для укладок волос, а может быть совсем небрежной. Девушки хипстеры часто красят волосы в невообразимые цвета: зелёный, синий, розовый и др. А ещё носят цветные леггинсы и специально разодранные до больших дыр колготки. У хипстера всегда с собой будет что-то из продукции фирмы Apple (iPod, MacBook, iPad) и зеркальный фотоаппарат. И да, хипстер отважно подворачивает джинсы! Каждый хипстер покупает вещи исходя из своих возможностей. Если это обеспеченный молодой человек, то он носит дорогие вещи из последних коллекций известных модельеров, отдавая предпочтения винтажным коллекциям. Если же его возможности ограничены, то он может покупать одежду в сэконд-хэнд магазинах и на распродажах, находя там что-то оригинальное. В тату-салонах хипстеры набивают себе татуировки в виде треугольников – это их отличительный знак.
Зачекиниться в Жан-Жаках
После того как хипстеры создают свои «луки» (одевшись во всё модное), они отправляются в клуб либо в кафе, особенно они любят кафе «Жан-Жак», в общем, в культовые места на их взгляд (ну, не совсем их, а те, что порекомендовали в модных журналах…). Приходя в то или иное заведение, хипстеры непременно чекинятся. Зачекиниться, означает зайти в социальную сеть (например, в Instagram) на своём айфоне или айпаде и оставить там данные о своем местонахождении (что позволяет объединять и координировать действия пользователей на основании того, какие люди присутствуют в тех или иных местах или какие события происходят в этих местах). Тот, кто набирает большее количество посещений того или иного места, начинает именоваться как «мэр», например – «мэр» кафе Старбакс на Арбате и др. А его звание потом может перейти к другому человеку, который в будущем наберёт большее количество чекинов в конкретном заведении. Тут же они выкладывают фотографии своих «походов». К слову, чекиниться они стараются везде, а снимать на плёнку они любят всё без разбору.
Музыка хипстеров
Хипстеры всегда следят за последними тенденциями в музыке, они могут иметь у себя в коллекциях даже виниловые пластинки. Слушать хипстеры предпочитают некоммерческую музыку. Тяжёлую музыку часто не принимают вообще. В основном, слушают джаз во всех его ипостасях, неофолк, поп-рок, брит-рок, ретро-музыку, трип-хоп, элект-ронную и инди-музыку. Инди-музыка – это такая «независимая музыка» (от англ. independent), к которой можно причислить любой из вышеназванных стилей, главное, чтобы инди-группа или исполнитель записывались в домашних условиях и были малопопулярными, отчего они автоматически становятся супер-оригинальными, а оттого особенно ценимыми в среде хипстеров. Из известных групп (в их среде) большинство хипстеров предпочитает слушать Balmorhea (кстати, весьма мелодичная музыка), Arcade Fire, Kaiser Chiefs и т.д. Быть хипстером весьма утомительно: чтобы знать всех перспективных дебютантов и ориентироваться в новых терминах, приходится за год прослушивать несколько сотен свежих релизов и столько же старых – надо же понимать, откуда корни растут. Болезнь поколения или уже норма?
В Интернете хипстеров недолюбливают и называют нелестно: форма без содержания, псевдоинтеллектуалы, инкубаторы, снобы, ванильные ребята, люди из пластилина и т.д. Казалось бы, что эти мальчики и девочки делают плохого? Напротив, зачастую они ведут правильный образ жизни, занимаются спортом, не едят мясо, читают книги и путешествуют. Что тут не так собственно? Да, и ещё они не гуляют по кладбищам, как готы. Но это с одной стороны. А с иной – молодежная субкультура хипстеров опасна другим – потерей личности и заменой ее на вещи, аксессуары и модные тренды. Если говорить о внутренней сущности этих молодых людей, которые только стоят на пути формирования собственных убеждений, то бывает, что у них, в буквальном смысле слова, засоряется голова от блеска глянцевых журналов, голливудских фотографий, последних новинок одежды и техники. И внешняя оболочка иногда начинает подменять внутреннюю. Этим людям ничего не нужно, они не способны создавать, придумывать, изобретать. Они хотят сидеть в кофейнях и обсуждать одежду, журналы и поездки в Лондон (ведь это такой свободный город!). Растет поколение потребления, не имеющее собственного мнения и вкуса. Невольно я оглядываюсь на некоторых своих знакомых, друзей младшего брата, на интернет-приятелей из социальных сетей и задумываюсь: а чем они не хипстеры? Судя по кругу интересов и образу жизни, они хотя бы отчасти представители этого течения, сами, конечно, отрицающие сей факт. И понятно почему: ведь все так хотят быть яркими индивидуальностями, а не чьими-то клонами. Так может, хипстеризм уже перестал быть субкультурой и давно вышел далеко за её рамки в нашем обществе потребления? Ведь у многих представителей современной молодёжи прослеживаются многие черты хипстеров, это факт. Существует даже сайт, где можно узнать, насколько процентов ты хипстер. То есть, это стало нормой.
А ведь известно, что ни одно явление, как и ни одно течение не возникает на пустом месте. Стать хипстером – это возможность убежать от реальности, перенестись в ванильный яркий мир цветных лосин, рискуя в этой современной игре с мишурой потерять себя истинного, становясь чьей-то копией. И может быть, каждый так называемый хипстер в какой-то мере пытается убежать от реальности, как и когда-то в США, когда зародилось это течение после Второй мировой войны? Только вот тогда люди боялись нападения, а чего же боится современное молодое поколение: взрослеть, работы, ответственности или чего-то другого? Или всё-таки представление о хипстерстве сильно утрированное и это лишь временное модное явление, которое вскоре перестанет существовать? Может и так. И, наверное, это повод для размышления каждому.
Известные хипстеры
Закари Дэвид Александер «Зак» Эфрон (США) – американский актёр и певец. Снялся в культовых молодёжных фильмах: «Классный мюзикл», «Классный мюзикл 2» и «Лак для волос».В 2007 г. Зак попал в список самых богатых людей, не достигших 25-летнего возраста. Этого актера тоже можно добавить к списку хипстеров из шоу-бизнеса: узкие джинсы, большие очки, модная прическа и творческая профессия.
Джастин Бибер (США) – американский певец. Кто-кто, а этот человек больше всего показывает, как должен выглядеть настоящий хипстер! Чего стоит только его прическа, которую трудно не заметить! Так как же Джастин Бибер стал суперзвездой? Все началось в 2007 году. Именно тогда юный певец начал выкладывать свои видеоролики на самый популярный видеопортал в мире YouTube. В своих видео Джастин Бибер пел песни знаменитых певцов в своем исполнении. Его ролики в YouTube'е завоевали очень большую популярность. Стоит отметить, что именно из-за этого факта биографии Джастина Бибера певца называют – звезда YouTub'a. Тогда у Джастина начали появляться первые поклонники. Но что еще важней для его карьеры – им заинтересовались очень знаменитые продюсеры. Первым был Скутер Браун, который предложил Биберу отправиться в Атланту, чтобы заключить контракт с именитым продюсером и исполнителем Ашером. И Джастин подписал с ним контракт. Так в 13 лет Бибер начал свою мировую карьеру звезды. Теперь Джастин Бибер ездит по всей планете со своими выступлениями и собирает полные залы поклонников.