«Автостоп до Киева доведет» или «Кто дальше?»
«Охота к перемене мест» прекрасно иллюстрируется анекдотом: «Сидят на квартире несколько хиппи. Вдруг один из них говорит: «Супчика бы»… «Да, супчик – это клево», – поддерживают его. Но все сидят. Через час-другой повторяет: «А может супчика?» «Да, супчик – это пять», – соглашаются хиппи, не двигаясь с места. Но внезапно третий предлагает: «Айда в Питер по трассе». И через пять минут квартира пуста».
С этой веселой и незамысловатой истории про то, что духовное (дорога) в мировоззрении некоторых людей все еще предпочтительнее материального (супчик), истории мы и начнем рассказывать про автостоп. Что это такое?
Способ практически бесплатно путешествовать для любителей вещей «числом поболее, ценою подешевле»? (Такая версия тоже есть, помнится, взрослая родственница спрашивала: «А где выдают такой документ, чтобы, как и ты, бесплатно ездить?») Или способ узнавать мир и даже целая особенная философия, как утверждают некоторые стопщики? Думается, истина, как всегда, лежит посередине от этих двух крайностей.
История с географией
Что такое автостоп? Говоря коротко – это «бесплатное передвижение на попутном транспорте с согласия водителя». Но это определение, как и все определения, нуждается в дополнениях. И в обстоятельствах.История автостопа (или хитчхайкинга, для англоязычных) началась вместе с историей автомобиля. Вернее, с тех пор как «не роскошь, а средство передвижения» массово распространяется по городам и трассам. Естественно, родина автостопа – Америка, родившая первый «доступный населению» автомобиль. И тогда, чтобы повысить эту доступность, не считалось зазорным взять с собой попутчика. Почему бы и нет, если по дороге?
Во время Второй мировой войны автостоп перемещается в Европу и начинает входить в жизнь «простого обывателя». Да и как не войти, если именно благодаря попутным водителям многие жители Франции смогли эвакуироваться, избежав оккупации. В Великобритании правительство всячески поддерживало это движение – как морально, так и материально. Объявлялись специальные акции, по условиям которых водитель, подвозивший соседа с работы, получал льготы на бензин. Был выпущен плакат: «Водитель, если сиденье рядом с тобой пустует, значит, в нем сидит Гитлер!»
После окончания войны в Европе и Америке автостоп стал понемногу «сходить на нет». Но это на Западе. В восточных странах он только начал свое продвижение в жизнь – там автомобиль был, покамест, если не роскошью, то все же – редкостью. Движение хиппи возродило автостоп в Европе в 60-х, с началом движения хиппи. Хиппи любили путешествовать, любили заводить новые знакомства и совершенно не признавали денежную форму расчетов. Поэтому автостоп для них был прекрасным средством попасть из пункта А в пункт В, не имея ничего, кроме желания и в некоторых случаях – личного обаяния.
В 90-е годы автостоп в Европе практически прекратился. Зато буйным цветом расцвел в России и странах бывшего СССР. В стране и ранее вполне поощрялось автостопное движение, считавшееся даже чем-то вроде вида спорта. Но после того как в бурных девяностых были отменены многие недорогие маршруты общественного транспорта, для многих этот способ путешествия стал единственным. И неповторимым.
«И я пройти еще смогу соленый Тихий океан, и тундру, и тайгу» или зачем это нужно автостопщику?
Итак, зачем люди все-таки отправляются в путь автостопом? Напрашивающийся ответ «Чтобы сэкономить финансовые средства» верен лишь отчасти. Ни один опытный автостопщик не пойдет на трассу совсем без денег. Всегда возможны непредвиденные случайности, когда придется все же добираться «на собаках» или другим общественным транспортом, да и просто еды купить надо. Однако автостопщики стараются не тратить лишних денег, если нет такой необходимости – это их жизненный принцип.
Любят путешествовать автостопом студенты, журналисты, фрилансеры, блогеры, переводчики и музыканты. Среди автостопщиков вообще очень много людей «вольных профессий», которые работают и зарабатывают по Сети. Следовательно, они не привязаны к какой-то конкретной точке на карте и могут спокойно двигаться в нужном им направлении. И правда, зачем сидеть в каменной коробке офиса или дома, если вокруг столько интересного? А трасса – это новые места, новые знакомства, новые открытия. Здесь главное: отдаться ее течению, не думать «что я буду делать, если не получится?» Есть у автостопщиков свои понятия о мистике Дороги, иногда достаточно ироничной. Автостопщица Галина рассказывает: «Ночь, дождь, холодно. Никто не останавливается. Хочется есть. Приближается грузовик. Голосую. Он не останавливается. На повороте грузовик занесло и на проезжую часть вылетает пакет. Приближаемся – в пакете мороженое мясо. В ту ночь мы так и не уехали, зато поели шашлыка».
Берегись автомобиля или зачем это нужно водителю?
Недавно в Сети в очередной раз прозвучал вопрос недоумевающего водителя: «Зачем кто-то подсаживает автостопщиков? Ведь они же хотят проехаться – на халяву, бесплатно. А я за бензин деньги плачу. И этот человек с рюкзаком испортит мне все удовольствие от дороги». Как правило, автостопщики со стажем – прекрасные психологи. И они умеют вычислять именно таких водителей, которые возьмут их. Зачем? Прежде всего далеко не для всех «водил» поездка – это удовольствие. Для многих – это работа, причем рутинная. А присутствие в салоне другого человека, который будет разговаривать с водителем, – гарантия от внезапного попадания в объятья Морфея. Проще говоря – заснуть боятся. Есть и такие водители, которым просто скучно в пути в одиночестве. И они тоже с удовольствием разделят этот путь с кем-либо. Ведь попутчик – тот, с кем тебе по пути – это возможность услышать новые истории, познакомиться с новым мировоззрением, да и просто с новым человеком. Неправы те, кто считает, что стопят исключительно из любви к «халяве». Автостоп считается взаимовыгодным мероприятием не только среди самих стопщиков, но и среди водителей. «Пассажиры – для денег, попутчик – для души», – полагают они.
Автостопщики – люди и легенды
В те времена, когда не был так распространен Интернет, автостопщики общались между собой преимущественно на специальных сборах, которые происходили на «Эльбах» – местах заранее договоренных встреч. «Эльбы» зачастую – отправная точка в соревнованиях автостопщиков, когда важно не просто дойти от Москвы до Хабаровска, но и сделать это «на скорость». Сложившаяся субкультура автостопщиков не могла не породить своих легенд. И они, конечно же, появились. Любому новичку расскажут историю про Сбитого Стопщика, или про мертвый пост ГАИ, или про черный автомобиль с водителем-молчуном, который ни в коем случае не надо стопить. Потому что никто из тех, кто его стопил, на «Эльбу» больше не возвращался.
Но есть и другие легенды и рассказы. Про то, как «мы в такие шагали дали, где не очень-то и дойдешь»… То есть – истории про тех людей, которых называют «гуру автостопа» – им удалось очень далеко продвинуться (в прямом и переносном смысле) на этом пути. Эти рассказы поучительны и занимательны как древние «хождения». Еще бы! Например, член Петербургской лиги автостопа Филипп Леонтьев путешествовал из Петербурга… нет, не в Москву, а в самый Дакар. Он шел два месяца, был в 15 странах и на своем пути пользовался 197 видами транспорта, включая самолет до Лиссабона с грузом мороженой рыбы. Так что, как видите, рекламная шутка про «застопить самолет, глотнув «Фанты» – не такая уж и шутка. И эта история – не единична, подобные подвиги повторялись и будут повторяться. Ибо нет конца Дороге…
Виды автостопа – дороги, которые мы выбираем
Вы видите, «автостоп» – это не только путешествие на авто. Это движение на не принадлежащем тебе транспорте. А транспорт может быть любым – технический прогресс на месте не стоит. Профессионалы хитч-хайкинга различают автостоп по родам – то есть по видам транспорта.
Автостоп нулевого рода – на немеханических средствах передвижения. То есть «это едет дядя Степа по бульвару на осле». Встречается очень редко – в связи с редкостью вида транспорта.
Автостоп первого рода – собственно «автостоп», путешествие на автомобильном транспорте. «Легковушка», фура, грузовик, автобус – все, что автостопщику в помощь. Самый распространенный вид автостопа.
Автостопом второго рода считают путешествие на «собаках» или «дизелях» – попутном железнодорожном транспорте. Иногда можно «вписаться» даже в скорый – но это зависит от везения.
Автостоп третьего рода – это «гидростоп», передвижение на водных транспортных средствах. Теплоходы, баржи, моторные лодки – все, что бороздит водные просторы.
Автостоп четвертого рода – аэростоп. Движение с помощью попутных самолетов и вертолетов. А что вы смеетесь? Некоторым это удавалось, и не только в рекламных роликах.
Автостоп пятого рода подразумевает возможность «застопить» космический транспорт. Пока возможности «космостопа» не существует в природе. Но неутомимые путешественники верят, что она обязательно будет. Ведь им нужен мир – и желательно весь. Чтобы прийти, увидеть, рассказать. И двигаться дальше.