Субкультура с японским акцентом
Косплей – современная субкультура, завоевавшая популярность на нескольких континентах и накрепко вошедшая в обыденную жизнь своей родины. В Японии косплей – поистине часть национальной культуры.
Игра с переодеванием сопровождает кинофестивали, детские и национальные праздники, презентации видеоигр. Во всём мире это движение так же прочно ассоциируется со Страной Восходящего Солнца, как сакура, хокку и гейши. Яркое, необычное увлечение разбудило интерес и в среде российских поклонников аниме и манга.
Костюмированная игра – именно так переводится англоязычный термин «costumed play», переделанный японцами способом сокращения, свойственным их языку, в «cosplay». Косплей – это представление, праздник, перевоплощение исключительно в японском антураже. Субкультура возникла как форма реализации действия, совершаемого на экране: прототипами костюмированной игры стали персонажи аниме, видеоигр, мифов и легенд, комиксов, реально существующие музыканты, герои фильмов о самураях. Словом, поклонники всего японского могут перевоплощаться и творить в этом жанре всё то, что им самим интересно.
Фанаты аниме поначалу не всегда понимали и принимали косплей, поэтому косплейщики перенимали первый опыт «жизни в образе» у представителей ролевого движения – ставили представления подобно ролевикам, моделировали костюмы.
Увлечение перешагнуло границы страны во второй половине 1980-х и вышло на мировой уровень, приобретя коммерческий оттенок: на рынке появились фирмы – производители специальной атрибутики, специализированные магазины. Во всём мире стали проводиться косплей-коны – фестивали субкультуры. Сегодня косплей перешагнул рамки фестивалей и сопровождает многие светские события и даже обыденную японскую жизнь. В районе Токио Акинабара работает первое в мире косплей-кафе, в котором посетителей обслуживают герои аниме и персонажи популярных компьютерных игр.
Косплей по-русски
В сообществе косплееров считается, что первые представители субкультуры появились в России в 1999 году, тогда же о них стали писать российские издания, в частности «Великий Дракон» – журнал о видеоиграх и аниме. Российский сайт, посвящённый косплею, появился через два года, именно на нём стали появляться первые опыты перевоплощения российских отаку.
Настоящим событием стал в 2002 году фестиваль аниме в Воронеже, где впервые российские поклонники косплея демонстрировали свои костюмы публике, разыгрывали сценки и устроили большую фотосессию, доказав всем сомневающимся, что и в России можно делать качественный косплей.
Конечно, косплей на русской почве, как и всё в нашей стране, отличается особым колоритом. Даже в японскую традицию российские косплейщики стараются внести что-то новое. Например, практика «отыгрывания» своего персонажа популярна именно в России, и практически отсутствует в Японии. Японские отаку, как правило, сосредоточиваются на качестве костюма, не пытаясь показать ещё и драматическое мастерство. Причину этого следует искать в изначальной связи косплея в России с ролевым движением. Кстати термином «косплей» у нас с удовольствием пользуются ролевики и исторические реконструкторы – для обозначения внешнего облика персонажа, одежды, – вне зависимости от принадлежности его к японской культуре.
Суть субкультуры в представлении наших фанатов сводится к тому, чтобы доказать, что выбранный персонаж существует в реальности. Делается это путём создания максимально убедительного образа. И дело не только в костюме! Каждый косплеер должен полностью копировать поведение выбранного персонажа, его манеру говорить, характер, жесты. Костюм, конечно, имеет немаловажное значение: настоящий представитель субкультуры, как правило, создаёт его самостоятельно, по собственному эскизу. Хотя в Японии и многих странах мира, «заразившихся» японской болезнью, можно приобрести готовые костюмы и подобрать к ним аксессуары.
Виды косплея
У костюмированной игры есть свои разновидности, хотя чёткого разделения и не существует. Косплей по аниме или манге можно считать традиционным. Нередко в качестве дополнительного персонажа используют кукол. Они нужны для раскрытия образа или для использования в показе. Кукольный костюм может повторять костюм автора, или воплощать персонажа, который нравится автору, но воплотить его сам он по какой-то причине не может. Есть представители оригинального косплея, которые не ограничивают себя рамками образа существующего персонажа, а воплощают свои собственные идеи. Такой образ сложно оценить, поскольку у него нет прототипа. Поэтому оценивается он с точки зрения мастерства исполнения и сложности создания.
К изготовлению костюмов для фотокосплея участники фестивалей подходят не менее серьёзно, чем к костюмированным шоу. Фотокосплей – это косплей, запечатлённый фотографом. Понятно, что на фото не изобразишь пластику, речь и походку, образ можно передать только с помощью мимики и застывших жестов. В качестве фонов и декораций для фотокосплея обычно используются природа, постройки и городские пейзажи. В кадре запечатлеваются сцены из аниме, фильма или манги. J-rock cosplay – копирование поклонниками j-rock музыки сценических образов любимых исполнителей и групп. Пока что в западных странах такой вид костюмированной игры не популярен, а вот в Японии людей, примеряющих образ исполнителя музыки в стиле j-rock, – множество. Интересной тенденцией современного косплея становится перевоплощение в героев западных сериалов. Пока ещё у этого направления субкультуры нет названия. Появление нового вида косплея связано с огромным успехом у японцев сериалов «Матрица», «Звёздные войны», «Властелин колец» и «Гарри Поттер». На такой влиятельной субкультуре, как косплей, столь оглушительный успех фильмов не мог не сказаться.
Ещё одной интересной тенденцией в косплее стало использование элементов одежды современной моды или старинных туалетов. К примеру, популярна стилизация одежды под наряды фарфоровых кукол викторианской эпохи. Но неограниченные рамками комиксов или другими жёсткими правилами перевоплощения не очень часты в среде косплееров.
Отаку в мире
Международный косплей стал развиваться стремительно. Сначала косплей пришёл в азиатские страны, а потом распространился по всему миру, заняв почётное место на мероприятиях, посвящённых фэнтази и научной фантастике.
В Америке и Европе изначально популярными стали персонажи из исторических и фантастических фильмов, американских комиксов. Если в Японии стараются максимально точно воссоздать копируемого персонажа, то в Америке это всегда вызывало нарекания: герои комиксов имеют некоторые отличительные черты, которые трудно воссоздать досконально, например – неправдоподобно длинные конечности или слишком большую грудь, огромные мышцы.
Косплей в Японии отличается свободой взглядов: например, в нём допустимо использовать фашистскую амуницию, ведь она является одеждой многих персонажей. Конечно, на Западе такой подход совсем неуместен.
В США и Канаде фестивали косплея собирают множество поклонников субкультуры со всего мира, в настоящее время японская поп-культура на североамериканском континенте стала одним из самых популярных течений. На фестивали «Otakon», «Anime Boston» или «Sakuracon» съезжаются представители Азии, Европы, Австралии. Такой популярностью косплей обязан мультфильму Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», получившему в 2003 году Оскар как лучший анимационный фильм.
Косплей-коны и аниме-фестивали в Штатах и Канаде активно популяризируются: о них снимают репортажи, музыкальные каналы раскручивают грядущие события, даже традиционный Хэллоуин некоторые косплееры шутливо называют «днём косплеера».
Фестивали
Самым значительным событием для японских отаку является Comiket – рынок додзинси (японских комиксов). Мероприятие проводится два раза в год: зимой и летом, и каждый раз собирает сотни тысяч поклонников манга и несколько тысяч косплееров. Сюда приезжают в поисках талантов известные аниматоры, начинающие и профессиональные создатели манга продают здесь свои комиксы, а косплееры участвуют в различных мероприятиях, они – по-настоящему герои этого праздника. В России самым популярным фестивалем считается Аниматрикс. За время своего существования фестиваль превратился в международное событие, ежегодно собирающее более трёх тысяч участников со всех уголков России и мира. Аниматрикс зарождался в 2003 году с небольшой вечеринки в московском клубе «Матрица», сегодня же это событие проходит в театре имени В. Назарова. Обычно Аниматрикс – это яркое шоу со зрелищными номерами, роскошными дефиле и удивительными костюмами. Феерично выглядят стрит-фэшн и джейрок-дефиле (показ образов поклонниками музыки j-rock) – их фанаты признают самой впечатляющей частью действа.
В программе фестиваля «Аниматрикс» как косплей-шоу, так и выступления музыкальных групп, мастер-классы от звёзд фанатского объединения, тематические конференции, просмотр фильмов в жанре аниме, фотоуголки для фотографирования в образе своего любимого персонажа и многое другое.
Заметным событием в среде поклонников японской поп-культуры стал Всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже, который тоже внёс вклад в популяризацию косплей-конов в России. Это один из трёх фестивалей, к которому косплееры готовятся долго и тщательно. Со временем и другие российские города стали проводить собственные мероприятия: «Анифест» и «Отаку-фестиваль» прошли в Санкт-Петербурге, «Аниме-фестиваль» – в Благовещенске, «Дай-фест» – в Омске, «Отакун» – в Рязани, «Феникс» – в Казани, «Таносиба» – в Челябинске, «Animate it» – во Владивостоке, «ЧибиФест» – в Екатеринбурге, Animau – в Уфе, «Танибата» – в Ростове-на-Дону, Animania – в Нижнем Новгороде и многие другие. Для поклонников фестивали – это яркие впечатления, новые знакомства, общение и погружение в мир своих увлечений.
Аниме (от англ. animation) – японская анимация. Мультфильмы японцев рассчитаны не только на детей, но и на подростковую и взрослую аудиторию, за счёт чего аниме имеет высокую популярность в мире.
Аниме издаётся в форме телесериалов, фильмов. Сюжеты могут описывать различные эпохи, места, события. От традиционной мультипликации аниме отличает особая манера изображения персонажей и фонов.
Манга – японские комиксы. Манга имеет глубокие корни в раннем японском искусстве, но в современном виде начала развиваться после окончания Второй мировой войны, испытав влияние западной традиции. Манга в Японии популярна у людей всех возрастов, её воспринимают как форму изобразительного искусства. Поэтому комиксы выпускают самых разных жанров и тем: спорт, приключения, романтика, фантастика, ужасы, эротика, юмор, история и проч.
Манга обычно рисуется и издаётся чёрно-белой, но есть и цветные комиксы, так называемая «Colorful», что переводится как «красочный».
По самым известным комиксам часто снимают аниме.
Отаку – человек, который увлекается чем-либо. За пределами Японии, в том числе и в России, обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги.