Александр ФЕДУЛИН
Индустрия туризма и гостеприимства: живая карта России
Россия, по идее – это туристический Клондайк. 10 часовых поясов, типы климата – от арктического до субтропического, 1150 лет государственности (если считать от приглашения на княжение Рюрика), национальные мифы и культурные памятники…
Саммит АТЭС, Универсиада-2013 в Казани, Зимние Олимпийские игры 2014 г., Чемпионат мира по футболу 2016 г., Чемпионат мира по хоккею 2018 г…
Welcome! Bienvenida! Добро пожаловать!
На туристическую привлекательность страны влияет множество факторов. Однако большинство туристов руководствуются простейшими критериями. В стране должно быть интересно, безопасно, комфортно и не так дорого. Что касается России, то в глазах иностранца не вызывает сомнений только первый пункт, а российский гражданин в большинстве случаев предпочтет внешний туризм внутреннему.
Надо признать, что в настоящее время государством уделяется особое значение развитию инфраструктуры туризма и гостиничного сервиса, обеспечению качества, доступности и конкурентоспособности российского туризма на внутреннем и внешнем рынках. Строятся мини-отели, прокладываются новые туристические маршруты, создаются региональные бренды. Однако основным сдерживающим фактором развития туризма и гостеприимства является низкий уровень квалификации кадров туристской и гостиничной сферы. О том, как можно изменить ситуацию к лучшему, рассказывает ректор РГУТиС, доктор исторических наук, профессор А.А. Федулин.
– Александр Алексеевич, можно ли поставить знак равенства между памятником истории или архитектуры и туристским объектом?
– И да, и нет. В понятие «туристский объект» обязательно заложена некая история о том, почему именно этот объект выделен из ряда себе подобных или, если он уникален – то в чем именно. Пример целого региона, который является туристическом объектом, не изобилуя памятниками истории или архитектуры, – это Дубай. 60 лет назад он был рыбацкой деревушкой, сегодня благодаря грамотной политике – один из наиболее привлекательных регионов мира для делового туризма. В России чаще, к сожалению, наблюдается другая ситуация: когда памятник истории или архитектуры ветшает и теряет свой туристический потенциал, будучи, зачастую, абсолютно уникальным объектом: как, например, усадьба Муромцево в трех километрах от Судогды – готика, переосмысленная в эпоху модерна...
Сейчас не хватает не только реставраторов, которые занялись бы восстановлением многих памятников, но и тех, кто смог бы создать ему достойное обрамление. «Культурный шлейф» объекта – это работа культурологов, историков, этнографов… И не в последнюю очередь энтузиастов – прежде всего, из числа молодежи. Сухим официальным языком это называется «создание условий для привлечения молодежи к изучению и участию в восстановлении культурно-исторического, природного, рекреационного наследия». Замечу, кстати, что РГУТиС стал победителем Всероссийского конкурса учебных заведений Российской Федерации на право стать центром привлечения волонтеров для участия в организации и проведении XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г в г.Сочи в номинации «Обслуживание мероприятий и работа со зрителями».
А возвращаясь к теме, скажу, что у каждого региона должен быть свой «туристский паспорт» – база данных всех объектов культурного и природного наследия с описанием их состояния.
– Реализация проекта РГУТиС «Живая карта» – шаг к выполнению этой задачи?
– Да. «Живая карта» – это крупномасштабный научный проект Университета, методологическая и информационная основа формирования электронной базы данных туристских ресурсов регионов РФ. Изначально он был представлен как гуманитарный проект, объединяющий всех неравнодушных судьбой региона идеей изучения туристских ресурсов, находящихся в нем. Вместе с тем – это новый способ изучения туристского пространства страны, формирующий особую методическую основу комплексной характеристики туристского потенциала российских регионов. В идеале, со временем, будет создан интернет-портал, дающий возможность постоянно систематизировать и пополнять информационные базы данных о туристских ресурсах российских регионов с учетом выделения ключевых типов туристского пространства. Он будет основываться на интерактивной карте РФ, позволяющей находить информацию о достопримечательностях, объектах туристской инфраструктуры, памятных местах, туристских маршрутах и многом другом, что может заинтересовать путешественника. Через систему гиперссылок этот интернет-портал будет взаимодействовать с другими ресурсами – персональными страницами краеведов, сайтами общественных организаций и объединений в области индивидуального, группового, самодеятельного туризма и т.д.
Проект получил образное название «Живая карта России» потому, что он способен передавать пользователю все многообразие информации в интерактивном режиме. Туристские карты, построенные по этому принципу, создаются сейчас во многих регионах России и странах СНГ. Значительный опыт накоплен и зарубежными странами: в частности, Францией, Финляндией. Италией, Испанией... Вместе с тем пока ни одна страна мира не имеет полноценной официальной базы данных по туристским ресурсам, хотя глобальное информационное пространство перегружено самодеятельными сайтами.
Каждое туристское направление, создавая свой интерактивный ресурс, использует собственные методические и технологические подходы к демонстрации туристских возможностей территории.
Для реализации проекта «Живая карта» предлагается сформировать особую методику изучения российских туристских территорий, опираясь на категорию «туристское пространство».
– Какие типы пространства выделяет проект?
– Естественное (природное) туристское пространство, которое составляют особо охраняемые природные территории, – государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; дендрологические парки и ботанические сады и пр. Культурно-историческое туристское пространство – памятники истории, культуры, архитектуры, усадьбы, музеи, галереи, сакральные объекты. Рекреационное туристское пространство – объекты лечебного туризма: санатории, пансионаты, лечебницы, ванные корпуса, бюветы, курортные галереи, терренкуры, стадионы, и другие спортивные сооружения. Сервисное туристское пространство – гостиницы, пансионаты, рестораны, кафе, предприятия сферы бытовых услуг и торговли. Антропологическое (этническое) туристское пространство – этнокультурные центры, мастерские ремесел, народные художественные промыслы. Событийное туристское пространство – выставки, фестивали, ярмарки, форумы, слеты, спартакиады, конкурсы, юбилеи, театральные сезоны, и другие события. Мифологическое туристское пространство. Основой для формирования мифологического пространства являются легенды, эпос, народные предания, художественный вымысел, устное народное творчество.
О нем хочется сказать отдельно: в регионах России растет число примеров того, как фольклорный объект становится турпродуктом. Дед Мороз «получил прописку» в Великом Устюге, Снегурочка – в Костроме, в Ярославской области поселили Бабу-Ягу, из Мышкина сложно не уехать без сувенира, имеющего отношение к маленькому грызуну, а в Муроме туристам предлагают посетить дом Ильи Муромца. Многие города ищут собственных героев или придумывают новых. В регионах считают, что именно мифы, превращенные в туристическую программу, помогут российским городам, селам и деревням не только выжить, но и заявить о себе как о туристических центрах. Подобные проекты, как правило, инициируются государственными органами управления, которые выступают основным заказчиком и инициатором проектов, обеспечивают его финансированием и в том числе через механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).
– Как выглядит на примере РГУТиС система непрерывного образования?
– В университете ведется многоуровневая подготовка кадров для всех сфер индустрии сервиса и туризма. Представлены четыре ступени образования: высшее профессиональное (бакалавриат, магистратура), послевузовское (аспирантура), среднее профессиональное и дополнительное образование. Подготовка ведется по различным формам обучения: очной, заочной, очно-заочной, экстерната. РГУТиС занимает одно из ведущих мест среди сервисных вузов страны, является лауреатом Международного конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России» и лауреатом премии «Хрустальная ладья» в номинации «Лидеры-партнеры в обеспечении деятельности гостиничных предприятий г.Москвы», удостоен золотой и серебряной медалей VI Международного салона инноваций и инвестиций за представленные инновационные разработки. ФГБОУ ВПО «РГУТиС» – один из крупнейших вузов страны, в системе которого функционируют 7 факультетов, 16 филиалов, разветвленная сеть которых охватывает города Российской Федерации и стран СНГ, от Калининграда до Камчатки, от Екатеринбурга до Сочи и Еревана.
В университете обучаются свыше 35 тысяч студентов из Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
Для абитуриентов в вузе работают подготовительные курсы Sтарт. Разумеется, в первую очередь ставка делается на квалифицированных преподавателей, инновационные методики и учебные материалы. Мы сделали курсы максимально вариативными по программам и формам занятий, поскольку нужно учитывать немалые школьные нагрузки.
Главное, школьник заранее адаптируется к вузовской системе обучения, поскольку ни для кого не секрет, что средняя и высшая школа базируются на совершенно разных принципах обучения и переход на другую модель у первокурсника вызывает стресс и, как следствие, падение успеваемости.
– В каких форматах осуществляется сотрудничество РГУТиС с зарубежными партнерами?
– Вот уже пятый год в нашем университете совместно с Международной Школой Бизнеса (International Busines School, Будапешт) – стратегическим партнером Оксфорд Брукс Университета (Oxford Brookes University, Великобритания), проводится программа обучения на степень бакалавра по направлению «Бизнес».
Студенты, занимающиеся по этой программе, в течение трех лет совершенствуют знания бизнес-лексики английского языка, проходят всевозможные тренинг-курсы, изучают специальные дисциплины – такие как «study skills», «critical thinking», «management skills».
Чтобы вести курсы и читать лекции, постоянно приезжают специалисты из Великобритании и Венгрии, а профессор Джон Неттинг, читающий лекции по стратегическому менеджменту, – штатный преподаватель РГУТиС. Часть обучения проходит на английском языке. На четвертом курсе студенты направляются на обучение в МШБ в Будапешт, где все обучение и защита проекта проходит только на английском. В финале студенты получают два диплома: ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» и Совмещенный диплом Международной Школы Бизнеса и Оксфорд Брукс Университета. Выпускники программы получают глубокие знания по теоретическим и практическим аспектам маркетинга, в области управления персоналом и стратегического управления. У них есть общее понимание международного и европейского бизнес-права, международной политики и стратегии бизнеса, экономики в глобальном бизнесе и интеграции. Они могут работать менеджерами и маркетологами в туристическом бизнесе, индустрии гостеприимства и не только, в HR- и PR-компаниях, поскольку в состоянии критически оценивать бизнес организации и брать на себя ответственность за принятые решения, а также обладают навыками проведения переговоров, презентаций, интервьюирования, межличностного и интерактивного общения.
– Есть ли выпускники этой совместной программы?
– Да, в 2011 г. 15 студентов Экономического факультета РГУТиС успешно завершили обучение в МШБ. В течение года они жили в общежитии со студентами из разных стран, сдавали экзамены и защищали дипломную работу на английском языке. Их оценки были перезачтены в РГУТиС, что дало ребятам возможность пройти государственную аттестацию и получить диплом и нашего вуза тоже.
Похожая партнерская программа существует с Колледжем туризма и гостиничного менеджмента (College of Tourism and Hotel Management, Никосия, Республика Кипр). Студенты Экономического факультета и Факультета туризма и гостеприимства обучаются по совмещенным учебным планам РГУТиС и Колледжа туризма и гостиничного менеджмента. Преподавание ведется на русском языке по европейским академическим стандартам и стандартам РФ. Дополнительно студенты не менее 6 часов в неделю в течение первых пяти семестров изучают бизнес-лексику английского языка. Кредитные (зачетные) единицы, полученные студентами в РГУТиС, перезасчитываются Колледжем для присвоения европейской степени бакалавра по направлению «Менеджмент гостеприимства», что позволяет получить два диплома. Студенты, обучающиеся по направлению бакалавриата, на 6-й и 7-й семестр направляются на обучение в Колледж туризма и гостиничного менеджмента. Преподавание ведется на английском языке. Летом между 6-м и 7-м семестрами студенты проходят оплачиваемую практику в отелях Кипра. По возвращении в РГУТиС студенты пишут и защищают дипломную работу на русском языке. Экзаменационной комиссией РГУТиС производится взаимозачет кредитных единиц, полученных студентами за время обучения в Колледже. Продолжить обучение можно по программам магистрата в РГУТиС или CTHM. Договоренность о совместной магистерской программе существует между РГУТиС и барселонской Graduate School of Management. Студенты уезжают в GSM на 10-й семестр, все это время они обучаются в РГУТиС по индивидуальному плану. Взаимозачет дисциплин происходит на основе эквивалентных таблиц двух вузов. В зависимости от выбранной программы выпускнику присуждается степень Магистра Государственных университетов Барселоны, а в сентябре он проходит итоговую государственную аттестацию в РГУТиС для присуждения квалификации «Специалист». В GSM открыты следующие магистерские программы: MSc in International Marketing, MSc in International Human Resource Management, MSc in International Tourism and Hospitality Management, MSc in Global Business, MSc in International Financial Management, Master in Information Sciences in Business and Marketing.
– Какое качество Вы назвали бы главным для работы в индустрии туризма и сервиса?
– Оригинален не буду: умение видеть красоту повседневности. Работа в индустрии туризма только кажется «работой мечты». Воображаешь себе что-то подобное должности смотрителя острова Гамильтон в Австралии, которую признали «лучшей работой в мире» за 2009 г. Кормить черепах, китов, погружаться с аквалангом, снимать все это великолепие на фото и видео, раз в неделю делать записи в блог, принимать и отправлять электронную почту – и получать за это хорошее вознаграждение… Заманчиво, согласен. Но очень быстро этот пейзаж как из рекламного буклета станет привычным… и скучным. Нужно постоянно удивляться самому, искать вокруг себя то, что может затронуть красотой душу другого человека, дать ему стимул к развитию… Потребность в новизне – одна из базовых, так что о перспективности подготовки в области туризма и индустрии гостеприимства говорить можно долго.