КУЛЬТУРА
Денис Мацуев: надо играть, как в последний раз…
Имя Дениса Мацуева на слуху даже у далеких от музыки людей. Его называют самым известным русским пианистом на планете, «нашим ответом Клиберну», вторым Рахманиновым… Его виртуозной взрывной манере исполнения аплодируют короли и министры, а также, что может быть еще важнее – учителя и библиотекари. Но Мацуев – не только музыкант, он организатор всемирно известных музыкальных фестивалей – в Астане, Иркутске, Екатеринбурге. Эти фестивали «Крещендо» и «Звезды на Байкале» собирают не только слушателей, но и, с помощью благотворительных аукционов, средства для возрастания молодых талантливых музыкантов. Именно об этом – о том, как зажигаются звезды и кому это нужно – наша беседа с Денисом Мацуевым.
Мастер Малахитовой шкатулки
Сказки этого мастера непохожи ни на какие другие сказки в мире. Вроде бы и про волшебство, но связанное не с принцами и принцессами и тридевятыми царствами… Это волшебство было создано мастеровым и ремесленным людом, которому талант, «живинка в деле» не давались от рождения добрыми феями. Нет, «сметливый глазок» и верная рука – все это герои сказов получали не даром, а долгим и кропотливым трудом.
… И названия «Сысертский завод», «Полевая» и другие слышались сердцем так же, как потом будут звучать другие топонимы – из историй Толкиена, Ле Гуин и прочих создателей настоящих сказочных стран. Так отдаются в сердце те удивительные и загадочные места, где живут мастера, умеющие из металла и камня сотворить чудо.
Впрочем, это действительно сказочная страна – и расположена она в самом центре Евразийского континента. На географических картах ее рисуют синими и темно-зеленами тонами, напоминающими самый лучший в мире малахит. Это синие склоны гор, лесные пущи и зеленые крыши старых домов в Екатеринбурге. Здесь, правда, живут не гномы и тролли, а ящерки, Огневушка-Поскакушка, Голубая Змейка и их Медной горы Хозяйка. Но это – только присказка. А сказка – сказка пока еще не написана.
«Культурный код» Москвы от Сергея Капкова
Указом Президента 2014 год объявлен Годом культуры. Это знак того, что государство готово всячески поддерживать российскую культуру, которой сложно сохраниться и развиваться дальше без поддержки.
За государственную поддержку российского наследия на столичном уровне отвечает Департамент культуры Москвы во главе с Сергеем Александровичем Капковым. Именно он старается приблизить культурную среду города к уровню европейской столицы 21 века, – и москвичи считают, что у него это неплохо получается, припоминая как минимум модернизацию Парка Горького. Но Парк Горького – далеко не единственное достижение Департамента культуры. О современном приобщении москвичей к работе в этой области, которая «будет сделана и делается уже», – наш сегодняшний разговор.
Михаил Пиотровский: Культура так же важна, как и оборонные программы...
В текущем году нас ждет еще одна юбилейная дата – Эрмитажу исполнится 250 лет. Государственный Эрмитаж, на первый взгляд – сугубо академическое учреждение, не имеющее никакого отношения к сегодняшним проблемам общества, только к великому и вечному. Однако простой просмотр новостных лент утверждает, что это не так. Бренд Эрмитажа упоминается в них далеко не всегда в связи с намечающейся новой выставкой. Сегодня о том, как сочетаются веяния времени и вечные ценности, расскажет Генеральный директор Государственного Эрмитажа – председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский, которого давно называют «человеком с собственной позицией». Эта позиция выразилась, в частности, в том, что недавно Михаил Пиотровский отказался от подписи послания деятелей культуры в поддержку позиции президента РФ Владимира Путина по Крыму и Украине. Объяснил он это следующим образом:
– Если меня попросят высказать свое мнение, или если я сам желаю его высказать – я это сделаю. Тем более, что у меня есть мнение по поводу роли культуры в возникшем кризисе. В настоящее время на мировой шахматной доске идет новая геополитическая игра.
«Московские звезды» зажглись в Куркино
В школе № 1298 московского района Куркино прошёл Международный фестиваль искусств «Московские звезды».
По словам директора школы № 1298 Ольги Ярославской, с самого первого дня основания учебного заведения педагоги стремились дать ученикам возможность попробовать себя в разных сферах – в искусстве, науке, спорте, инновационных технологиях. «Мы все живём в эпоху стереотипов, думая, что школа должна заниматься только образованием. Но это не так. Школа должна развивать культурный уровень наших детей. В нашем районе до сих пор нет ни одной музыкальной, художественной и спортивной школы. Мало того, наша общеобразовательная школа переполнена – мы работаем в две смены, и, тем не менее, нашли возможность провести этот фестиваль, потому что есть понимание, что все дети должны быть увлечены творчеством».
Олег Митяев: «Лучшие люди нашего общества должны воспитывать детей»
Год 2014-й получил гордый титул Года культуры.
Это повод задуматься – чем наполнен «культурный пласт» нашего столетия?
В обыденном восприятии слово «культура» часто ассоциируется
с понятиями скучными или же элитарными.Подробнее...
ВДНХ: прошлое и настоящее выставки-символа
Один из 50 крупнейших выставочных центров мира, на чьей территории под открытым небом находится россыпь архитектурных и скульптурных шедевров, наконец вернул своё родное название, вместе с которым, – очень хочется верить, – начнётся новый виток его биографии.
Всероссийский выставочный центр снова стал Выставкой достижений народного хозяйства. А ведь именно так на протяжении 14 лет с момента переименования ВДНХ в ВВЦ москвичи и другие россияне продолжали называть это магическое место. Сюда ходили ностальгировать по советскому прошлому, вспоминать период расцвета выставки, любоваться её красивейшими павильонами и фонтанами, просто гулять. Люди старшего поколения с грустью смотрели на то, как былое великолепие со временем приходит в упадок, как безвозвратно утрачиваются жемчужины Выставки, а её территорию продолжают заполонять коммерческие предприятия. Сегодня у этого места есть шанс вернуть своё былое значение.
Всенародная выставка
На месте сегодняшнего ВДНХ когда-то были болота, и накрепко обосновался цыганский табор. Не самое привлекательное для строительства и туризма место, тем не менее, не напугало советское правительство, и в 1934 году здесь начинаются масштабные работы.
Современное прошлое
Уровень отечественной реставрационной школы был традиционно высок, а методы проведения работ отличались разнообразием, что объяснялось особенностями страны. Как известно, в России живет множество этносов со своими культурными составляющими, народы пользуются различными материалами в создании архитектурных сооружений. К тому же климатические условия в стране таковы, что сооружения подвергаются различным природным «испытаниям»: перепадам температур, осадкам. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что на Россию постоянно нападали враги, уничтожавшие, часто целенаправленно, дорогие сердцу каждого россиянина объекты, среди которых и усадьба Ясная Поляна, и Петергоф, которые именно благодаря усилиям реставраторов полностью восстановлены в первозданном виде из пепла и руин.
О работе современных реставраторов мы беседуем с генеральным директором реставрационно-производственного предприятия «Таргет-цель», членом-корреспондентом академии архитектурного наследия Вячеславом Суслиным.
– Вячеслав Иванович, остался ли уровень отечественной реставрационной школы и поныне высоким?
– Опыт прошлых лет не утрачен. Он постоянно накапливается и успешно применяется в работах на памятниках истории и культуры нашего отечества.
Карен ШАХНАЗАРОВ: Смысл существования нации – создание культуры
Карен Георгиевич Шахназаров, режиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», часто выступает в прессе по вопросам, касающимся каждого из нас, волнующим любого гражданина страны. При этом он не излагает прописные истины, не старается «заболтать» проблему и залакировать действительность. Поэтому его публичные выступления не проходят не замеченными.
– Карен Георгиевич, на Ваш взгляд, в каком состоянии находится в современной России культура?
– Если иметь в виду национальную культуру, то она, что называется, проигрывает. Вообще везде в мире одна и та же проблема: все национальные культуры сдают позиции.
Высшим курсам сценаристов и режиссёров – 50
С 11 мая 1963 года началась история уникального учебного заведения – Высших курсов сценаристов и режиссёров. ВКСР в то время и сейчас – один из главных центров подготовки творческих кадров в России, СНГ, Европе и мире, где обучались или преподавали практически все ведущие режиссеры, сценаристы, писатели. А полвека назад ВКСР могли послужить и не менее уникальным портретом эпохи послевоенного СССР, выразительным оттиском личности своего создателя, выдающегося советского режиссера Ивана Пырьева.
В чем же была идея создания Высших режиссёрских курсов (предшественник ВКСР) при том, что уже работал ВГИК? Иван Пырьев увидел две сошедшиеся проблемы, черты времени. Первая – период так называемого послевоенного «малокартинья», когда отголоски всесоюзных разоблачительных кампаний, строгость идеологических киноначальников, трусость киночиновников довели кинопроизводство СССР до уровня девяти картин в год. Кроме того, война выбила из накатанной биографической колеи школа–вуз–кинопроизводство значительную группу людей. Для ВГИКа поступающие были переростками, полный вузовский пятилетний курс они не могли себе позволить, да им, с их «университетами»: громадным пластом военного опыта, особого понимания жизни, обостренным чувством справедливости – это было и не нужно. Но профессиональный базис будущим режиссерам, сценаристам был необходим.
Ответом и стали пырьевские «Курсы», подготовившие новую волну кинематографистов, предопределившие будущие мировые успехи советского кино.
Страница 1 из 2