Подготовка кадров - национальная задача России
На заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке был рассмотрен вопрос «Развитие механизмов участия работодателей в оценке качества подготовки кадров по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам».
Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов подчеркнул, что при подготовке кадров нужно ориентироваться на рынок труда, а не на образовательные стандарты, которые устаревают быстрее, чем разрабатываются, но идея использовать профстандарты, как образовательные стандарты, интересная.
Член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович в своём выступлении сказал: "Роль профессиональных стандартов должна усиливаться, но есть некоторые сложности в применении. Какие ? Прежде всего законодательство, которое определяет применение стандартов. Оно прописано таким образом, что сроки, с момента когда появляются требования рынка труда до практической реализации - достаточно велики и часто происходит так, что пока требования рынка труда доходят до образовательных организаций - они уже устаревают.
Одно из наших предложений, которое мы внесли и получили одобрение Национального Совета состоит в том, чтобы сделать профессиональные стандарты документами, которые непосредственно могут использоваться образовательными организациями напрямую вместе с образовательными стандартами и тем самым, не будут ждать каких-то еще дополнительных сигналов для применения в своей практической деятельности.
Александр Лейбович также проинформировал: “Мы на сегодняшний день имеем уже более двухсот центров оценки квалификаций. Эта инфраструктура развивается и она, безусловно, определяет требования рынка труда в качестве подготовки кадров. Изменение и приведение законодательства в соответствие с этой новой реальностью - было бы правильным шагом и позволило бы уйти от ситуации, когда каждый работодатель по отдельности должен выдвигать какие-то свои требования". Спикер также отметил, что когда работодатели участвуют в оценке результатов у них больше стимулов и понимания того, что нужно помогать системе профессионального образования и инвестировать в эту систему.
В своем выступлении член Комитета ГД по образованию и науке Лидия Антонова сказала: "Что меня лично волнует? Мы понимаем состояние дел, мы понимаем, что должны достичь, но не можем найти инструмента соединения тех механизмов законодательной базы, которые позволят это реализовать. Мы уже предлагали подумать о том, чтобы стратегия развития подготовки рабочих профессий вышла за рамки одного или даже нескольких министерств и стала бы Национальной стратегией - иначе мы этот вопрос не решим. Мы приняли огромное количество документов, но состояние дел оказалось прежним - образовательные учреждения регионального уровня максимально что могут сделать - это выполнить "майские указы" президента по зарплатам. Все остальное сегодня отдано, как функция, директору учреждения. Он должен каким-то волшебным образом найти деньги на все. Поэтому трудно ожидать, что мы завтра подготовим выпускников , сильно отличающихся от сегодняшних, а сегодня мы с трудом готовим специалистов 3-4 разряда. Пока мы работаем точечно и не охватываем массы. Подготовка рабочих кадров - это национальная задача России и должна стать Национальной программой".
Заслушав докладчиков, Комитет Госдумы по образованию и науке принял к сведению информацию и счёл целесообразным изучить представленные Национальным советом предложения по совершенствованию законодательства. Глава Комитета Вячеслав Никонов предложил вернуться к рассмотрению вопроса в осеннюю сессию 2018 года.
Вернуться назад или поделиться