Возвращение астрономии в школу
Министерство образования и науки России открыло «Электронную приемную» по вопросам введения учебного предмета «Астрономия» как обязательного с 1 сентября 2017 года в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Данный ресурс доступен всем, включая педагогов и родителей. Письма в «электронную приемную» можно направлять по адресу
Уважаемые читатели ! Начиная свои размышления о месте астрономии в школе, предлагаем вам познакомиться с нашей статьей, которая была опубликована в журнале «Столичное образование» задолго до принятия Минобром решения о возвращении предмета «Астрономия» в курс школьной программы…
НУЖНА ЛИ АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ или ЧЕГО ХОТЯТ ОТ НАС ЗВЕЗДЫ? «Сквозь тернии – к звездам» - одной этой цитатой можно описать сложный научно-культурный пласт, повествующий о взаимоотношениях человечества и небесных светил. Как только человек поднял глаза от заросшей терниями земли, где выкапывал корешки, и устремил их на непонятные светящиеся точки в небе – его мир изменился навсегда. Он осознал, что в жизни существует нечто неизведанное, до чего не дотянешься рукой. Однако homo sapiens так устроен – он все применяет к собственной пользе. Со временем звезды, метеориты и кометы стали не только равноправными персонажами мифологических историй, но и незаменимыми ориентирами для путешественников, а также индикаторами для предсказателей погоды. Веками по звездам стремились предсказывать не только погоду, но и людские судьбы. Сегодня мы знаем – астрологические таблицы и выкладки послужили основой для появления новой науки – астрономии.
…Я помню учебник астрономии – небольшой темный томик, на обложке которого были расчерчены созвездия. Хотелось побыстрее дорасти до старших классов, где изучается такая интересная дисциплина. Мои одноклассники были со мной солидарны: мы уже успели побывать в планетарии, посмотреть в настоящий телескоп, выучить несколько созвездий. Оставалось дать всем этим разрозненным знаниям четкую научную базу.
Астрономия в школе: что было?
Изучение астрономии в российских школах началось с легкой руки Петра Первого – для школ и училищ она стала обязательной дисциплиной. В начале двадцатого века Фридрих Цандер сначала заинтересовался астрономическими науками, а после – стал разрабатывать проект межпланетного реактивного самолета. «Ревущие шестидесятые» сделали астрономию одной из самых популярных наук. Как иначе? Казалось все советские люди, от шести до шестидесяти лет, с жаром обсуждали космические полеты, возможность встретить разумную жизнь в далекой галактики и коварство «черных дыр». На изучение астрономии в советских школах было выделено 35 академических часов. Дисциплина преподавалась в полном объеме в последнем классе. Астрономия как бы подводила итог всем уже полученным на других предметах естественного цикла знаниям о том, как устроен мир и Вселенная. Конечно, в некоторых школах преподавание этого предмета велось достаточно формально: выпускные экзамены астрономических вопросов не предусматривали, а «необязательное» время последнего класса зачастую уходило именно на подготовку к экзаменационному марафону. При этом забывалась принципиальная роль этой дисциплины в общей структуре образования.
Все дело в том, что астрономия – не просто еще одна естественная наука. Она формирует мировоззрение человека. Изучая орбиты движения небесных светил, школьник постигал и основы мироздания. Многих из будущих физиков в науку привлекли именно школьные уроки астрономии. Впрочем, школой изучение звездного неба не ограничивалось. Для юных астрономов работали любительские кружки, где они могли заниматься любимой наукой. Конечно, далеко не каждый потом становился астрофизиком или космонавтом. Зато – каждый мог объяснить, как устроена Солнечная система, что такое метеоритные дожди и подсчитать спутники Сатурна. Считаете, что это азбука и об этом знают все? Значит, Вы родились и учились в то время, когда в общеобразовательных школах еще преподавали астрономию.
Что день сегодняшний готовит?
Из большинства общеобразовательных школ астрономия исчезла перед 2009 годом – по странной иронии судьбы именно его Генеральная ассамблея ООН объявила Международным годом астрономии. Да, в том году прошло четыре века с тех пор, как Галилео Галилей собрал телескоп и направил его в небо, делая открытие за открытием. Он обнаружил пятна на Солнце, горы на Луне, спутники Юпитера и кольца Сатурна. И вот, через четыреста лет в российских школах астрономию стали «закрывать». Сегодня в России школьного астрономического курса не существует – ни в вариативной, ни в инвариативной части учебного плана, предлагаемого Министерством образования и науки . Астрономические знания дают в рамках курса физики – всего 4-5 часов в «обычных» школах и 14 часов – в классах с «углубленной» физикой. В результате – учителя сегодня рассказывают о массовой астрономической безграмотности, которая косит ряды современных школьников. По результатам некоторых опросов некоторые всерьез уверены, что Солнце вращается вокруг Земли – труды Галилея пропали даром. Другие путают астрологию с астрономией. И это в то время, когда наука переживает второй расцвет: всерьез говорят о грядущих полетах на Марс, о других принципиально новых космических программах. Когда ведущие астрофизики получают Нобелевку за Нобелевкой за свои исследования. Когда любая технически развитая страна считает должным участвовать в глобальных проектах, включающих космические исследования и астрономические наблюдения. И буквально с каждым годом открываются новые возможности для того, чтобы познавать Вселенную.
Кто будет познавать ее – если в детстве и юности не привита необходимая к таким исследованиям база и мотивация? Психологи и педагоги утверждают – каждый ребенок интересуется звездным небом и тем, насколько мы одиноки во Вселенной. Этот интерес достигает своего пика в 11-13 лет. Если же он не поддерживается, то, естественным образом угасает, обращаясь к более «приземленным» вопросам.
Чем дело кончится?
Разговоры о необходимости возвращения астрономии в школьное расписание среди педагогов и родителей идут давно. Однако большинство экспертов уверено – даже если астрономия вернется, она вернется отнюдь не в прежнем, «советском» виде.
Прежде всего, встанет проблема с учебными пособиями. Как только астрономию исключили из базисного плана, учебники из списка рекомендованных и допущенных пособий исчезли и издательства не взялись за их переиздание: зачем? А пособия, выпущенные более пяти лет назад, как известно, школы использовать не могут. Преподавателей для курса астрономии сегодня тоже будет затруднительно отыскать. Но это не все сложности. Главное затруднение – в том, что изменилось само образование. Раньше астрономический курс венчал собой весь цикл естественно-научных дисциплин. Теперь, когда старшая школа стала профильной, отдельный курс астрономии может просто не достигнуть своей цели. К тому же, подготовка к ЕГЭ сегодня требует всего времени старшеклассников, и некоторые преподаватели-«физики» признаются, что, если бы не два-три экзаменационных вопроса «про Кеплера», они бы использовали «астрономическое» время для повторения материала по физике. С таким подходом согласен и Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию. Недавно он предложил вернуть астрономию в школьный курс физики: «Нам нужно ориентировать ребят на космонавтику, но есть одно «но». Современная школьная программа категорически перегружена. Наше предложение заключается в том, чтобы ввести астрономию не отдельным предметом, а значительным разделом физики. То, что астрономия исчезла из школьной программы даже в виде раздела физики, это очень плохо». Да, это очень плохо, когда современные школьники не могут назвать даже фамилий космонавтов – своих соотечественников. Чего уж говорить про серьезные и фундаментальные знания из области астрономии. Уже сегодня космическая отрасль начинает ощущать недостаток профессионалов в области космических исследований – что же будет дальше, через пять, десять лет? Сегодня, когда в старших классах естественно-научные дисциплины вытесняются правом и физкультурой, ОБЖ и экономикой. Не забудем и про «Основы религиозных культур». Все это, безусловно, важные учебные дисциплины, требующие учебных часов. Но если этих часов не хватает на астрономию – не получится ли так, что лет через двадцать мы будем всерьез обсуждать идею трехдневного происхождения земли и тот факт, что она покоится на трех слонах, трех китах и большой черепахе?
… Конечно, это несколько преувеличенная перспектива. Хочется думать, что такая деградация невозможна. Ведь человек всегда хотел дотронуться до небесных – рукой, взглядом или мыслью. А светила смотрели на него сверху и подталкивали: «Исследуй, твори – дерзай». Ведь если звезды зажигают, значит кому-нибудь нужно изучать их, и понимать – как они вспыхивают и почему гаснут…
Вернуться назад или поделиться