Образование и наука – новые задачи
В МГУ имени М.В. Ломоносова состоялись два важных мероприятия с участием министра образования и науки Ольги Васильевой.
ЗАСЕДАНИЕ РОССИЙСКОГО СОВЕТА ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ
Открывая мероприятие, ректор главного вуза страны Виктор Садовничий сообщил, эксперты отмечают значительный интерес школьников к олимпиадному движению. Так в 2016–2017 учебном году было проведено 88 олимпиад по 63 профилям. Более 2 миллионов школьников 5-11 классов из всех федеральных округов приняли участие в олимпиадах, из них 177 834 человека - в заключительном этапе. Он напомнил, что число дипломатов достигло 30 тысяч, из них 7889 человек – учащиеся 11 классов. 93% победителей и призеров преодолели границу по профильному предмету ЕГЭ в 75 баллов. Согласно материалам презентации ректора МГУ, 70% дипломантов являются победителями и призерами олимпиад школьников естественнонаучного профиля, в том числе 27% по математике и 17% по физике. Меньше всего призеров в профилях по экономике, географии и литературе. Виктор Садовничий также сообщил, что по сравнению с перечнем олимпиад школьников предыдущего года проведено 12 новых олимпиад и что Совет олимпиад школьников в следующем учебном году предлагает ввести 10 новых олимпиад, среди которых также есть профили по естественным наукам, информатике, языкам и другим гуманитарным направлениям. Были подведены и результаты участия в международных олимпиадах. Сборная России в 2018 году была представлена 49 лучшими российскими школьниками из 13 субъектов РФ на 11 международных олимпиадах по астрономии, биологии, географии, математике и другим предметам. В результате завоевано 48 медалей, из них – 20 золотых, 20 серебряных и 8 бронзовых.
Министр образования и науки Ольга Васильева в своём выступлении обратила внимание на упущения в организации школьных олимпиад: "… Российскому совету олимпиад школьников следует внимательно проработать вопрос системы квотирования очного этапа олимпиады для того, чтобы у нас был более качественный отбор абитуриентов, которые получают особое право при приеме в вуз". Она привела в пример статистические данные по результатам олимпиад, которые свидетельствуют о значительном росте числа победителей и призеров в последние годы. Количество победителей и призеров олимпиады 2014 года более чем в 20 раз превысило [число] победителей и призеров Советской всероссийской олимпиады школьников, в 2015 году - в 14, в 2016 году - в 12, в 2017 - в 13 раз. По словам Ольги Васильевой, это говорит не только о статистической погрешности, но и о не совсем верных подходах к оценке. Министр призвала усилить контроль за проведением школьных олимпиад « … Так как цена победы на олимпиаде очень высока".
СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ И РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Очередное заседание РСР прошло совместно с президиумом РАН. Министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что «российская наука по макропоказателям в настоящее время, что бы ни говорили, находится как раз на взлете». Глава ведомства отметила, что данный вывод сделан на основе целого ряда показателей и проинформировала собравшихся, что «число молодых ученых в российской науке выросло до 43%, или увеличилось на 8,3 тысячи человек по сравнению с летом 2016 года… Доля публикаций научных статей исследователей из России превысила 2,44 процента от базы данных Web of Science, что выше заложенных в «майских указах» показателей. Кроме того, у нас растет неожиданно финансирование науки. По данным министра, за последний год «прирост внебюджетного финансирования науки в России составил 19 миллиардов рублей».
И.о. президента РАН Валерий Козлов, говоря о реформировании аспирантуры, сказал: «Мне кажется, коллеги, надо признать, что была некая поспешность сделана в модернизации аспирантуры, и надо вернуться к нашей обычной, привычной научной аспирантуре. Аспирантура должна быть научным понятием для молодежи». Академик в своем выступлении пояснил, что согласно Закону «Об образовании» аспирантура наряду с бакалавриатом и магистратурой стала третьей ступенью высшего образования – в результате появились проблемы у институтов РАН, которые по новым правилам вынуждены готовить новые документы: во-первых, получать лицензию как образовательные организации, а во-вторых, получать госаккредитацию образовательных программ для аспирантов. В результате институты РАН вынуждены заниматься несвойственной функцией и как следствие - число аспирантов падает, что ставит под удар подготовку учёных». И.о. президента РАН Валерий Козлов обратился к главе Минобрнауки Ольге Васильевой с предложением изъять аспирантуру из системы высшего образования.
Говоря о сотрудничестве вузов и Российской академии наук, председатель РСР Виктор Садовничий отметил, что сегодня «…Около ста университетов России имеют соглашения с РАН, около семидесяти ведут активную научную деятельность совместно с институтами РАН. Если говорить о сотрудничестве МГУ и РАН, то можно привести такую цифру: 255 членов Российской академии работают в Университете, ежегодно выпуская множество успешных научных публикаций. Хотя сотрудничество университетов и центров РАН демонстрирует свои успехи, нельзя сказать, что оно эффективно. Именно для того, чтобы повысить эффективность этого сотрудничества и было созвано сегодняшнее заседание».
Виктор Садовничий назвал ошибкой переход на Болонскую систему высшего образования в России и сказал, что МГУ имени М. В. Ломоносова пока единственный университет, который начал движение в обратном направлении. Принято решение, что вуз, имея огромный научный потенциал – 11 тысяч канд. и докторов наук, будет обучать студентов не 4 года, а переходит на 6-летний специалитет. Был решён вопрос и по историкам, филологам, где бакалавриат по закону – 4 года. Для них придумали интегрированную магистратуру, то есть студент, окончивший бакалавриат, теперь имеет возможность без экзаменов учиться ещё два года на своём же факультете. Причём дополнительных два года обучения будут за счёт собственных средств вуза. По мнению Виктора Садовничего, только в этом случае МГУ сможет готовить полноценных специалистов для экономики России.
В заключении Ольга Васильева сказала, что «…Задача, которая перед нами стоит, потребует больших усилий, может быть, даже более масштабных, чем мы привыкли... У нас есть все шансы, чтобы их решить… Необходимо наладить коммуникацию между наукой и государством… Самое главное это то, что сегодня в зале Фундаментальной библиотеки МГУ собрались люди, неравнодушные к будущему науки, люди, готовые принимать участие в её развитии и совершенствовании».
Вернуться назад или поделиться