Как сделать ограниченные возможности неограниченными?
«Каждый ребенок - талантлив». Эта аксиома подразумевает, что право на индивидуальный подход в образовании имеет любой. Три самые главные задачи, которые государство должно решить в отношении каждого своего гражданина это образование, образование и ещё раз образование. Это высказывание верно в отношении любого ребенка, но если ребенок обладает особыми потребностями в обучении – оно верно втройне. Потому что для такого учащегося образование – это «золотой билет» в профессиональную и творческую жизнь. И насколько успешно ребёнок сможет социализироваться в современном обществе во многом зависит от школ и педагогов.
В Москве прошло награждение победителей IV Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Среди задач которого – привлечение внимания педагогического сообщества, общественности и СМИ к включению детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования, аккумуляция и анализ существующей практики инклюзивного образования в учебных заведениях России.
Награждая победителей, министр образования Ольга Васильева сказала: « Я рада присутствовать на очень важном мероприятии. Считаю, что дело, которое все вы делаете, нуждается в том, чтобы о нем знало как можно больше людей. Думаю, что пройдёт совсем мало времени и новостные ленты среди главных событий будут рассказывать о таких конкурсах и их участниках…»
Министр образования отметила, что «…В своих отчётах мы рапортуем, что 23% , 27%, иногда 33% российских школ вступили в инклюзию, но на сегодняшний день важно другое – КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЫ ПОЛУЧИЛИ. И то, что год от года участников и лауреатов конкурса становится всё больше, означает: то, что вы делаете - это важно и нужно. И, конечно, мы будем делать все возможное, чтобы использовать лучшие методики, которые были вами наработаны... Есть ещё одна незаменимая вещь, о которой мне хочется сказать - вы помогаете детям в социализации и подготовке к той жизни, которая ждет их впереди. Мы должны изо всех сил помогать таким школам и делать все возможное, чтобы поменять общественное сознание по отношению к нашим детям, что есть дети – такие, а есть дети – иные. Самое тяжелое – это поменять сознание, но оно тоже меняется благодаря вашей работе».
Ольга Васильева наградила победителей в номинации «Лучшая инклюзивная школа». Первое место заняла «Средняя общеобразовательная школа №114» города Перми, второе - МАОУ СОШ №70 города Тюмени, третье - МБОУ СОШ №139 городского округа Самара.
Победителями в номинациях стали:
«Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования» - МАОУ СШ №4 города Бор Нижегородской области.
«Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию» - Каргапольская специальная (коррекционная) школа-интернат Курганской области.
«Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе» - Средняя школа №6 города Костромы.
Лучшим инклюзивным детским садом стал детский сад №5 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.
Жизнь человека с ограниченными возможностями здоровья – это всегда борьба. Он вынужден бороться со своими слабостями, закаляя характер. Ему приходится преодолевать равнодушие и даже негативное отношение общества. Каждый день он одерживает десяток побед и терпит десяток поражений, но изо дня в день продолжает вести борьбу. И хорошо, если рядом окажется педагог-профессионал.
P.S.
Есть много историй про людей, которые, несмотря на физические недостатки, смогли прожить жизнь настолько полную, что имели возможность не только интересно жить сами, но и делиться с другими. Мы сегодня назовем лишь несколько имен, кто имел «ограниченные возможности» в детстве – и смог сделать так, чтобы эти возможности стали неограниченными.
Имя Луи Брайля (1809 – 1852) сегодня известно многим – из-за созданного им шрифта для слепых. Сам Луи ослеп в 3 года, поранившись шорным ножом. На основе шрифта, применявшегося в наполеоновской армии для прочтения приказов ночью, он создал свою азбуку для слепых, которую сегодня используют во всем мире.
Михаил Суворов (1930 -1998) – русский поэт, автор шестнадцати сборников. Он потерял зрение в 13 лет, в результате взрыва. Большую часть жизни Михаил был учителем в школе рабочей молодежи, созданной специально для незрячих. Получил звание Заслуженного учителя России. На его стихи «Поют девчонки о любви», «Не грусти», «Красная гвоздика» до сих пор поются песни.
Рэй Чарльз (1930 – 2004) из-за глаукомы ослеп в семь лет. Сегодня его зовут человеком легендой: он один из самых знаменитых исполнителей джаза, ритм-энд-блюза, соула, награжденный 12 «Грэмми». Записи Рэя Чарльзя помещены в Библиотеку Конгресса США.
Олег Смолин (1952) - депутат Госдумы России. Является слепым от рождения. Окончил с отличием музыкальную школу по классу баяна. С золотой медалью окончил омскую специальную школу-интернат № 95 для слепых и слабовидящих детей, затем с отличием - педагогический институт.
В настоящее время Олег Смолин - доктор философских наук, действительный член Российской академии образования, председатель Общероссийского общественного движения «Образование - для всех», первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы РФ
Марли Матлин (1965) актриса из США. Она утратила слух в полтора года. В семь лет начала актерскую карьеру в детском театре. В 21 год получила «Оскар» за лучшую женскую роль в ленте «Дети меньшего бога». Это была ее дебютная роль.
Эрик Вайхенмайер (1968) первый в мире незрячий, который достиг вершины Эвереста. Эрик ослеп в тринадцатилетнем возрасте, но смог закончить школу. Потом сам стал педагогом, спортсменом мирового класса и, после – тренером по борьбе. Занимаясь альпинизмом, Эрик покорил топовую семерку горных пиков, в том числе Эльбрус и Килиманджаро.
Эстер Вергеер (1981) – величайшая теннисистка из Голландии. У нее случился паралич ног в девять лет, после хирургической операции. Сегодня Эстер – неоднократная обладательница кубка Большого Шлема. Семь раз она становилась чемпионкой мира, четыре раза – олимпийской чемпионкой. Эстер, передвигаясь в коляске, с января 2003 года ни разу не проиграла, одержав победу в 240 сетах подряд.
Вернуться назад или поделиться