Школы и государство – вместе или врозь?
Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Суть новой школьной реформы, которую анонсировала, выступая на заседании профильного Комитета Госдумы, министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева – в возвращении школ из муниципального к региональному подчинению. Министр считает, что именно сейчас наступил «исторический период», когда стране нужны государственные школы. По её словам, когда в создании школьных программ участвуют муниципальные власти, это не способствует формированию единого образовательного пространства: «Получается, мы не собираем страну, а её растаскиваем».
ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ: ШКОЛЫ В ПЕРИОД «ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ»
Муниципалитеты городов, районов и сел стали школьными учредителями в 2000 году, напомнила министр образования и науки. И добавила: «Тогда такая децентрализация себя оправдывала, сегодня – нет». Но ещё в те времена, когда школьное образование в России только передавалось на региональный уровень, неоднократно высказывалось мнение, что большинство муниципалитетов страны «не потянут» ремонт школьных зданий, школьные автобусы, детское питание, коммунальные услуги. Впрочем, согласно законодательству, учителям и школьной администрации приходилось мириться с существующим положением дел. Однако летом 2012 года снова заговорили о том, что школы необходимо передавать на региональный уровень. Что же тогда произошло? Уходя со своего поста, А. Фурсенко подписал для старшей школы новый стандарт. В частности, он содержал требования к образовательным условиям в школе – организации питания, соблюдению санитарных норм, спортивным занятиям, техническому оснащению кабинетов. На выполнение всех этих требований у многих муниципалитетов попросту не было средств. Да что говорить о техническом оснащении ! По данным аудита, проведенного в 2010/2011 годах Счётной палатой РФ, в каждой пятой школе в 34 обследованных регионах - не было водопровода. В 20% школ отсутствовало центральное отопление, в 54% - канализация. То есть в некоторых учебных учреждениях детей XXI столетия учили в условиях XIX века.
И финансировать школы на должном уровне и внедрять федеральные госстандарты эффективным образом можно было только на региональном уровне – так утверждали педагоги и административные руководители ещё пять лет назад.
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: А БУДЕТ ЛИ ЛУЧШЕ?
Интересно, что эксперименты по переводу школ обратно в ведение регионов, проводились в некоторых областях неоднократно. Сначала по инициативе руководства в экспериментальном порядке школы взяла «под крыло» Самарская область, затем присоединились Астраханская и другие. Однако именно тогда «на губернском уровне» выявились некоторые проблемные места. В основном, они состоят в том, что существуют школьные вопросы, тесно привязанные к местности – питание, строительство дорог, ремонт. Эти вопросы очень сложно решать централизованно, если муниципалитеты расположены разрозненно, а регион – большой. Еще одно зафиксированное «узкое место» в переходе на региональное управление – то, что такое управление предполагает единый подход в сфере финансирования. Как ни странно, это устраивало далеко не всех педагогов и директоров школ. Сегодня даже в одном регионе есть «богатые» и «бедные» муниципалитеты, а «уравниловка» приведёт к тому, что одни будут жить лучше за счёт других – считали некоторые. Другие опасались, что «региональный передел» приведёт к тому, что местные власти вообще перестанут участвовать в школьной жизни, что неминуемо повлечет за собой исчезновение маленьких сельских школ в едином порыве массового слияния учебных учреждений. Вопросов, которые предстоит разрешить в ходе реформирования, конечно, множество. Но большинство экспертов соглашаются, что плюсов у школ после передачи их в региональное управление будет гораздо больше, чем минусов. Во-первых, сетями сельских школ значительно удобнее управлять централизованно, без дублирования административной системы управления. Кроме того, ликвидация образовательных границ между муниципалитетами позволит решать образовательные задачи в рамках не одного города или села, а всего региона. А задачи зачастую носят именно общий характер – финансирование, техническое оснащение, учебники...
По мнению министра образования, модель управления «на уровне регионов» более эффективна и менее затратна: «Сейчас при муниципальном управлении есть единицы, которые отвечают за школьные дела. Если вы эти единицы сокращаете и переводите на региональный уровень, то у вас идёт оптимизация даже на низовом уровне, потому что такое количество административных единиц является излишним». По словам Ольги Васильевой, переподчинение школ поможет решить главную задачу – создать единое образовательное пространство. То есть провести в разных городах и селах образовательные программы в соответствие с единым федеральным стандартом. Муниципальное подчинение школ практически не дает Министерству образования прямых рычагов влияния, а провести коренные реформы можно только напрямую.
ЧТО ДЕЛАТЬ И С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Когда школы начнут возвращать под власть регионов ? По словам Ольги Васильевой - достаточно скоро: «У нас нет 5–10 лет. Я думаю, это будет даже быстрее, чем за 3 года, потому что это необходимость времени».
С чего же начать реформу «возвращения школ к регионам» ? Для начала – запланирован пилотный проект, в котором уже сегодня решили участвовать 16 регионов. Все детали этого проекта не были озвучены в ходе заседания в Государственной Думе, но реализация проекта не обойдется без внесений изменений в законодательство Российской Федерации. Уже понятно, что создается, а вернее, обновляется – образовательная вертикаль . Таким образом федеральное Министерство образования снова возьмет в руки те рычаги влияния, об отсутствии которых сказала министр. И есть факты от которых становится не по себе – 44 тысячи школ в России не подчиняются на сегодняшний день ни региону, ни Министерству образования и науки России. Действительно, ситуация, когда разрушенная управляемость на местном уровне мешает управлению школ, а федеральный министр не может снять с должности министра образования региона, только на первый взгляд анекдотична. На самом деле – она трагична. Но, возможно, что эта не самая светлая полоса истории образования в России разрешится ко всеобщему благу. Во всяком случае, слова министра образования и науки Ольги Васильевой сегодня звучат обнадеживающе: «Пора вернуть школы в государство и выстроить государственное управление, поскольку в настоящее время школы лишены государственной опеки и заботы».
ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!
Министр образования и науки РФ обоснованно полагает, что положение дел, сложившееся в школах на протяжении двух первых десятилетий XXI века, совершенно неприемлемо. В такой ситуации невозможен никакой поворот к лучшему в школьном образовании – ни технологический, ни тем более программный и психологический. Поворот к лучшему просто необходим – его требуют и давно ждут родители «от Москвы и до самых до окраин». Школьные проблемы затрагивают не только отдаленные регионы, но и мегаполисы. Казалось бы, Москва – столица и образовательная Мекка нашей страны – должна поддерживать столичный уровень во всем, в том числе и в образовании. Но сегодня положение дел в московских школах порой отличается от региональных только техническим оснащением и материально технической базой. Деньги в Москве действительно есть и это дает большие возможности, которых не имеют региональные учебные заведения . Но уровень образования определяется не только финансированием, но и педагогическими кадрами. А в последние годы в столичном образовании – не самое лучшее положение с педагогическими кадрами. Выпускники московских педагогических вузов далеко не всегда стремятся работать по специальности. А учителями и директорами школ становятся приезжие из регионов, которых интересует не столько образование, сколько вышеупомянутые финансовые потоки и связанные с ними возможности.
Источником огромной социальной напряженности стала деятельность руководителя столичного Департамента образования Исаака Калины, выразившаяся, прежде всего в кампании по укрупнению школ, которая была проведена (да и продолжает проводиться) с серьёзными нарушениями законодательства. Четко прописанной нормативной базы для принятия решений в сфере образования в Москве нет, зачастую укрупнение школ идёт в насильственном режиме, иногда – с попутным шантажом и обманом родителей, учителей и даже директоров. В результате получается, что «укрупняется» вовсе не качество образования московских школ, а контроль чиновников за финансовыми потоками и вертикаль личной власти Исаака Калины.
Вот, далеко неполный перечень учебных заведений Москвы, где в настоящее время идут негативные процессы, связанные с реорганизацией, инициированной чиновниками от образования - это школы: 1198,1434, 1498, 1485, 1306,1356, 1265, 2006, 74, Центр дополнительного образования "Лефортово" (ГБОУ 1407), Центр детского творчества «Созвездие», Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, он же Дворец пионеров... Родители зачастую не понимают "реформы" ДОгМ. Бьют тревогу. Пишут многочисленные письма с призывами о помощи в разные инстанции. Одно из таких писем, которое подписали 143 родителя учащихся школы № 1279, редакция журнала «Столичное образование» получила совсем недавно ...