Герои-философы в искусстве рационального перемещения
«Нет границ, есть лишь препятствия»
Давид Белль
«Человек-паук существует!» – с уверенностью скажет любой, кто хотя бы раз встречал настоящего паркурщика и видел его «в деле». Удивительным образом преодолевая стены и ограды, забираясь на вершины небоскрёбов, высоко подпрыгивая и делая замысловатые па в воздухе, представители этой околоспортивной субкультуры расширяют границы своих физических возможностей и ищут способы эффективного перемещения по городским улицам.
Паркур – головокружительное явление в современном мире субкультур, одно из наиболее ярких и четких проявлений новой культуры молодежи, объединенной не музыкой или политическими идеями, а совершенно новым вектором движения – познанием себя через преодоление границ собственного тела и духа.Паркур (от франц. parkour, parcours du combattant – дистанция, полоса препятствий) – искусство перемещения и преодоления препятствий, как правило, в городских условиях. Это совокупность навыков владения своим телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных жизненных ситуациях.
Сутью паркура является постоянное движение и преодоление самых неожиданных препятствий – стен, деревьев, крыш, парапетов, перил, архитектурных сооружений и специально изготовленных конструкций.
Представители данной субкультуры высоко подпрыгивают и обходят здания, словно взлетая на них и покоряя очередную высоту. Со стороны кажется, что эти ребята совершенно бесстрашны, хотя для выполнения подобных трюков, без сомнения, требуются годы тренировок и умение противостоять страху. Преодолевая высокие стены, гордо взбираясь на статные здания, смотря оттуда свысока, они доказывают миру и прежде всего самим себе, что они могут сделать невозможное! Конечно, этой субкультуры не существовало бы сейчас, если б не её отец-основатель…
«Натуральный метод»
Перед Первой мировой войной во Франции создается так называемый «Натуральный метод» (франц. Methode naturelle) движения – классический метод преодоления препятствий в системе военной подготовки. Автором новой дисциплины стал Жорж Эбер (франц. Georges Hеbert), живший с 1875 по 1957 год и служивший в морском флоте Франции. Руководствуясь своими познаниями и опытом, который он получил в результате экспедиций в Африку, где проводил наблюдения за аборигенами, за тем, как они охотятся и двигаются, Жорж Эбер создал новую универсальную методику обучения солдат. Она включала в себя развитие трёх направлений: силы воли, моральных качеств и физической силы. Составляющие дисциплины – бег, прыжки, скалолазание, самооборона, поднятие и метание предметов, эквилибристика, плавание и другие – являлись базовыми составляющими «Натурального метода». Метод показал себя очень действенным и эффективным на протяжении Первой и Второй мировых войн.
Несмотря на то, что основы паркура были заложены Жоржем Эбером, всё же основателем искусства оптимального перемещения в пространстве принято считать Давида Белля. Его отец – Раймонд Белль, служивший в вооруженных силах Франции (будучи офицером сапером-пожарником), практиковал «Натуральный метод». После окончания службы он пошёл в пожарную охрану. Его физические способности и навыки не раз помогали ему спасать людей в ситуациях, где техника была бессильна. Он быстро стал известен как один из самых ловких и сильных пожарных своего полка, был чемпионом по скоростному карабканью по канату, совершил несколько подвигов при спасении людей и был награждён за свою храбрость медалями. Давид Белль с детства старался подражать своему отцу: занимался гимнастикой, лёгкой атлетикой, боевыми дисциплинами. Именно он собрал первую команду «Yamakasi» («Ямакаси» – в переводе с одного из языков Конго – «сильный духом и телом»), с которой много лет тренировался в городе Лисс. Вначале это были всего лишь детские игры, но потом стало понятно, что родилась целая тренировочная дисциплина, имеющая свои элементы, законы и правила. Концепция паркура была выработана Беллем в память о погибшем отце.
Давид Белль собрал команду сверстников, и они начали тренироваться в преодолении городских препятствий. С ним же начинал тренироваться Себастьян Фукан, в будущем также известный представитель субкультуры. Вместе они стали путешествовать по крышам родного города под восхищенные возгласы земляков. Искусство передвижений над землей постепенно обретало все более четкую форму, совершенствовался набор трюков. Пришло и название нового направления – паркур.
Термин «паркур» (parkour) был придуман Давидом Беллем и его другом Юбером Кунде. Слово «паркур» происходит от определения parcours du combattant – классического метода преодоления препятствий в системе военной подготовки, созданного Жоржем Эбером. Себя же паркурщики постепенно стали именовать трейсерами, что на сленге означает «идти быстрее» (от франц. traceur – прокладывающий путь). Вскоре ребята обрели известность на родине. В 1997 году во Франции небольшой репортажный фрагмент, в котором основатель паркура Давид Белль рассказал о своем «изобретении», наглядно показав его в деле, произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Однажды команде «Ямакаси» предложили принять участие в постановке мюзикла «Нотр-Дам де Пари». Белль и Фукан отказались от этого предложения, вышли из команды и направились по собственному пути. Остальные же члены команды согласились и подписали двухгодичные контракты на участие в мюзикле в роли ловких воришек. Так пути основателя и первой паркур-команды разошлись. Белль и Фукан принялись в одиночку заниматься развитием паркура, создавая команды трейсеров, давая уроки и объясняя философию движения. Однако вскоре между Давидом и Себастьяном начались разногласия. Себастьян брал деньги за уроки паркура, в то время как Давид считал, что это противоречит самой идее этого направления. Давид, сравнивая трейсера с Робином Гудом, представлял его как свободного романтика, для которого не существует границ, но который всегда готов прийти на помощь. Для Себастьяна же это был в первую очередь перспективный бизнес. Кроме того, Себастьян принимал участие в коммерческих проектах, участвовал в съёмках фильмов, клипов и т. д. Именно из-за разных представлений о паркуре однажды Фукан и Белль не сошлись во мнениях. В итоге они перестали сотрудничать. Постепенно Фукан сформировал свое видение паркура, которое назвал фрираном. Если смысл паркура заключается в рациональном перемещении из точки A в точку Б за максимально короткое время, то суть фрирана состоит в эстетически приятном для фриранера передвижении, пусть даже в ущерб эффективности. У фриранера нет цели закончить маршрут, он лишь получает удовольствие от процесса движения. Фриран несколько отличается от паркура своей зрелищностью. Задача фриранера сделать передвижение из пункта «А» в пункт «Б» наиболее интересным и необычным, пусть и жертвуя рациональностью. На самом же деле тренировки трейсеров и фриранеров проходят практически одинаково, основная разница двух направлений – в целях, преследуемых атлетами. Одни занимаются, потому что хотят быть сильными, смелыми и выносливыми, а вторые – потому что хотят красиво двигаться и устроить шоу для зрителей показательных выступлений, фильмов, клипов и т.д. Можно даже сравнить паркур с лёгкой атлетикой, а фриран – с танцами.
В 2001 году вышел легендарный фильм «Ямакси», который в будущем получит широкую известность в мире. Сюжет фильма рассказывает о команде трейсеров, которые занимаются воровством. Давид Белль отказался участвовать в фильме, не желая, чтобы паркур ассоциировали с криминалом. Однако позже он сыграл главные роли в фильмах «Тринадцатый район» и «Тринадцатый район: Ультиматум» по сценариям Люка Бессона, прославившись на весь мир. Эти фильмы – песнь о паркуре. Картины изобилуют трюками, которые актеры исполняли сами, без дублеров и каскадеров. После выхода трюки паркурщиков стали всё чаще вводить в кино, особенно в фильмы, где присутствуют экстремальные сцены погонь. Себастьян Фукан в свою очередь не отставал от Белля и снялся в одном из известных фильмов бондианы «Казино «Рояль». В самом начале показана сцена погони Бонда за террористом Моллакой, роль которого исполнил Фукан.
Паркур не обошёл стороной и российское кино: в 2007 году режиссёр Руслан Бальцер снял российский фильм «Дерзкие дни», рассказывающий о приключениях команды трейсеров «Urban Monkeys».
Признание паркура
В России существование паркура началось с создания команды «The Tracers» в Москве. Основатель команды молодой скалолаз-любитель Олег Краснянский в 2003 году посетил город Лисс и познакомился с Давидом Беллем, который и приобщил его к паркуру. Белль посоветовал ему, с чего начать. Вернувшись домой, Олег собрал первую российскую паркур-команду. Команда начала проводить тренировки, семинары, снимать паркур-видео и всячески продвигать субкультуру в массы. С этого момента начинается история отечественного паркур-движения…
В 2004 году на пресс-конференции, связанной с российской премьерой фильма «Тринадцатый район», Давид Белль сделал заявление об основании PAWA (Parkour Worldwide Association) – Всемирной Ассоциации Паркура, первым представительством которой стало российское. Олег Краснянский был объявлен главой этого представительства, и таким образом получил право развивать и представлять российский паркур от имени Всемирной Ассоциации. Возникновение PAWA должно было отражать истинную суть дисциплины и дать толчок её развитию по всему миру.
Влияние паркур-движения на российскую молодёжь было неоднозначным. Посмотрев фильмы «Ямакаси» и «Тринадцатый район», массы подростков хлынули на улицы, пытаясь с ходу повторять элементы, которые настоящие трейсеры отрабатывают месяцами. Огромное количество травм и хулиганство со стороны псевдотрейсеров привели к тому, что в нашей стране эту субкультуру начали ассоциировать с глупой тратой времени и вандализмом. Сейчас, конечно, отношение к паркуру несколько изменилось. В Москве, хотя и редко, можно встретить трейсера. Субкультура пока не находит понимания у властей. Любимым занятием трейсеров столицы является покорение старинных особняков, памятников истории и архитектуры, которые охраняются государством. И тут у трейсеров возникают определенные сложности во взаимоотношениях с полицией. Тренировки в основном проходят в гимнастических залах и на скалодромах, а вылазки в город совершаются небольшими группами.
На данный момент в мире активно развиваются спортивные кружки по занятию паркуром, некоторые британские школы даже приняли занятия в программу по физкультуре. Крупнейшее ежегодное международное соревнование проводит компания «Red Bull». Оно называется «Art of Motion» и собирает сильнейших атлетов со всего мира. В России также продолжает развиваться это движение. В Санкт-Петербурге паркур стал частью общественной акции «Выбирай спорт!», направленной на развитие интереса молодёжи к спортивной культуре.
В Москве каждое лето проходит фестиваль паркура в Лужниках. Для популяризации дисциплины и привлечения новых людей многие профессиональные объединения (Parkour Generations, APK и др.) преподносят паркур как один из видов экономного фитнеса. Хотя настоящие представители субкультуры не признают паркур только лишь спортивной дисциплиной, ведь для них это нечто высшее и большее, обладающее своей индивидуальной философией.
Философия паркура
На родине паркура, во Франции, молодежь привлекает в этой субкультуре именно философия. Главной идеей паркура является выраженный Давидом Беллем принцип «нет границ, есть лишь препятствия», и любое препятствие можно преодолеть. Паркур не является видом спорта, который подразумевает состязания, конкуренцию, и стремление победить соперника. Идеология паркура отрицает данные принципы, ей чужды «показушность» и соревновательность. В этом, в частности, одно из его отличий от фрирана.
Паркур – это, в первую очередь, искусство рационального перемещения, искусство мыслей и раскрепощенных движений. Это философия жизни и только потом – философия перемещения. Трюки паркура – это смесь элементов различных экстремальных видов спорта, для выполнения которых не нужно никаких вспомогательных средств.
Задача каждого трейсера рационально использовать пространство, эффективно и быстро перемещаясь в нем. Трейсеры учатся преодолевать себя, адекватно своему уровню физического развития реагировать на возникающие трудности. Паркур – командная дисциплина, в любой ситуации единомышленник обязан прийти на помощь члену своей команды. «Быть сильным, чтобы быть полезным для себя и других» – главное правило трейсеров. Конечно, как и среди представителей любой субкультуры, среди трейсеров встречаются псевдо-представители и даже нарушители закона. Но по ним судить о субкультуре в общем нельзя.
Что же привлекательного в этом занятии в духовном плане? Человек, занимаясь паркуром, постепенно становится иным не только снаружи, но и внутри. В момент тренировки очень важно слиться с окружающим миром, стать его частью, и тогда он откроет для тебя свои тайные ходы. Когда новичок приходит на первые тренировки трейсеров, его, конечно, не пускают сразу же гулять по крышам. Все наиболее значимые трюки отрабатываются на земле. Когда старожилы решают, что «новичок» готов, то ему доверяется выполнение какого-либо непростого трюка. При этом большинство комбинаций являются постановочными и записываются на камеру.
Уникален тот факт, что трейсеры не разделяют себя по возрасту, представителем этой субкультуры может быть и 13-летний подросток, и 30-летний мужчина, и не исключено, что первый будет тренировать второго. Подавляющее большинство трейсеров – молодые люди. Девушки в паркуре встречаются очень редко, однако если встречаются, то занимаются наравне с остальными представителями субкультуры и вызывают большое уважение среди них.
Весь мир – тренировочная площадка
Для того чтобы заниматься паркуром, человеку необходимо развиваться в целом ряде дисциплин. Прежде всего необходимо познать себя, стремясь создать гармонию между телом и духом, оценить свои нынешние возможности и начать бороться со своими недостатками, страхами. Более всего для этого подходит скалолазание. Также хорошим способом воспитания духа являются единоборства, где постоянно приходится бороться с психологическим фактором, нарабатывая стремление побеждать себя. Для развития навыков перемещения поможет лёгкая атлетика и гимнастика. Трейсер должен моментально ориентироваться на местности, молниеносно реагировать на всё происходящее и безупречно владеть своим телом. Малейшая ошибка, неточное движение, неправильно рассчитанное расстояние влечёт за собой травму. Неудивительно, что среди трейсеров встречаются профессиональные каскадеры и спасатели, которые умеют и не боятся балансировать над пропастью. Также некоторые из представителей данной субкультуры зарабатывают на жизнь тем, что снимают видео о своих прыжках и различных пируэтах товарищей, а затем продают их на youtube.
Кстати, в связи с большой травмоопасностью паркура каждый трейсер обязан знать основы медицины и владеть навыками первой медицинской помощи, чтобы в нужный момент оказать эту помощь себе или товарищу. Начинающим трейсерам рекомендуется надевать перчатки, чтобы уберечь руки от мозолей. Однако опытные трейсеры не приветствуют такие меры защиты, поскольку уверены, что настоящий трейсер не должен бояться боли, должен привыкать к ней, снижая болевой порог.
Вот что рассказал о себе 25-летний московский трейсер, Кирилл Буянин, который работает гейм-дизайнером: «До того как начал заниматься, я был подобен амёбе. Не имел цели в жизни, не знал, куда девать энергию, свободное время, чем его заполнить. С тех пор, как я начал тренировки (с 17 лет), все изменилось. Поменялись интересы, поменялся круг общения, я стал по-другому смотреть на вещи, по-другому одеваться. Как оказалось, трейсеры преодолевают не только заборы и стены, но и неуверенность, лень, внутренние страхи. Теперь паркур для меня – это некий стержень. Я как будто 8 лет назад посадил зерно, которое теперь выросло в мощное дерево. Не знаю, каким бы человеком я был сейчас, если бы не паркур. Поначалу, конечно, было сложно, но не из-за физических данных. Мои сила и ловкость выросли сами вместе с тренировками. Было сложно из-за отсутствия наставника. Мы просто пытались делать все подряд. Что-то получалось, что-то не очень. Постепенно мой круг паркур-знакомых расширялся. Каждый чему-то меня учил. Чуть позже и я стал учить кого-то, ведь обмен опытом – великая вещь. Теперь мы с ребятами посещаем разные города и страны, чтобы узнать что-то новое, потренироваться в других местах и с другими людьми. Для нас весь мир – тренировочная площадка. А ещё могу с уверенностью сказать, что паркур-сообщество – одно из самых дружелюбных и отзывчивых в мире сообществ. Не важно, занимаетесь ли вы месяц, год или пять лет, мы всегда готовы помочь. Паркур нас всех объединяет невидимой нитью…».
Стиль и предпочтения
Если вы увидите молодого человека в потертых кроссовках и запачканных широких штанах, то можно дать гарантию 99%, что перед вами – настоящий трейсер! Из-за того, что одежда у трейсера часто рвётся и пачкается, они носят недорогие, и главное – удобные вещи, не сковывающие движения.
Особый культ в паркуре принадлежит кроссовкам и штанам необычных форм. Со временем эти вещи стали формировать образ трейсера. В дождливую погоду любители паркура надевают балахоны с капюшоном. Личные вещи носят с собой в удобном рюкзаке, который не должен иметь лишних шнурков, замков и карманов, чтобы не мешать прохождению трассы. На голове трейсера может быть бандана или маленькая шапочка «бини», единственная их задача – собрать волосы. Никаких аксессуаров, минимум застёжек, короткая стрижка – словом то, что не мешает головокружительным перемещениям в пространстве. Иногда трейсеры занимаются босиком, но чаще всего всё же носят кроссовки.
Пожалуй, под такое описание подходят и рэп-музыканты и танцоры брейк-данса или хип-хопа. Схожесть не случайна – многие танцоры и рэперы увлеклись паркуром, и отчасти привнесли в паркур свой стиль одежды.
Паркур не связан с музыкой, но некоторые музыкальные предпочтения среди трейсеров всё же есть – многие из них слушают рэп, альтернативный рок, скейт-панк, хип-хоп, электронную музыку. Музыка также не должна мешать во время тренировки, а потому просто обязана быть ритмичной. Некоторые трейсеры вообще против прослушивания музыки во время перемещений по городу, поскольку она часто сбивает с дыхания и отвлекает, а отвлекаться в этом деле чревато травмами.
Немаловажную роль играет правильное питание. При занятии паркуром тело испытывает большие нагрузки и при плохом или несбалансированном питании ослабленный организм испытывает большой стресс, в результате чего тренировки становятся малоэффективными. Известно, что большая часть трейсеров ведет здоровый образ жизни, хотя, конечно, бывают исключения, как и в любой другой субкультуре.
Паркур и игровая индустрия
В 2007 году компания Core Design, занимающаяся разработкой компьютерных игр, выпустила игру про паркур – «Free Running». В 2008 году студия EA Digital Illusions Creative Entertaiment выпустила паркур-игру «Mirror's Edge». Игра получила высокие оценки и отзывы множества трейсеров самого высокого уровня. Она отличается высокой реалистичностью и качественно передает движения трейсера при преодолении препятствий.Стиль передвижения персонажа с помощью методов паркура приобрел достаточную популярность и в других играх. Во многих играх жанра action-adventure (активное приключение) присутствуют акробатические преодоления препятствий. Число любителей паркура стабильно растёт по всему миру, в том числе и в России. Появляются и развиваются различные направления паркура, связанные с определенной тематикой. К примеру, одним из популярнейших подразделений паркура считается билдеринг – экстремальное увлечение, связанное исключительно с восхождением по стенам зданий.
Паркур невероятно многогранен: трейсер тренирует силу, ловкость и выносливость, чтобы применить это в жизни, просто перемещаясь на местности. Конечно, не стоит забывать, что паркур весьма опасен. Но совершенно точно ясно, что паркур действительно способен увлечь молодых людей своей новизной, невероятной энергетикой и отсутствием жёстких правил. Главное в паркуре, как считают сами трейсеры, – движение, а движение – это жизнь!
Ален Робер – «Человек-паук»
Одним из легендарнейших трейсеров является покоритель небоскребов Ален Робер по кличке «Человек-паук». Ален Робер пришел в билдеринг (одно из направлений паркура) из скалолазания. На его счету более 70 восхождений на «высотки» по всему земному шару. Зимой 1982 года, отрабатывая наскальный трюк с веревками, он упал с высоты 15 метров на камни. В результате падения он сломал запястья, нос и колени. Но на этом Человек-паук не остановился! Однажды он упал с 20-метровой высоты вниз головой на камни, потому что опять подвела не вовремя развязавшаяся веревка. Ален Робер провёл пять дней в коме, у него был сложный дробный перелом обоих предплечий, перелом правого локтя с подвывихом, многочисленные переломы костей таза, перелом носа, сотрясение мозга, повреждение внутреннего уха. Придя в себя, Ален Робер продолжил свои восхождения на высотки.
Всякий раз, преодолевая новое здание, Ален Робер рискует повторить свои печальные опыты либо вовсе погибнуть. А сам он говорит по этому поводу: «Ставка в этой игре одна – моя жизнь. Это как в казино: чем дольше играешь, тем скорее окажешься в проигрыше. Но я ничего не могу с собой поделать. Мне нужно подниматься выше!».
На счету Человека-паука более 70 восхождений на высотные строения по всему миру. Поскольку обычно он совершает свои восхождения без разрешения властей и владельцев зданий, его арестовывали несколько десятков раз в разных странах мира, за что он и был внесён в Книгу рекордов Гиннесса. Как правило, Человека-паука внизу всегда поджидают фотографы и журналисты (заранее предупреждённые о восхождении на здание), а также полицейские, которые тут же уводят его в участок. Но штрафы Алена Робера совершенно не пугают. Потому что этот человек изобрел уникальный в своем роде метод зарабатывания денег: он продает свои восхождения фирмам, которые владеют зданиями!
Среди объектов, которые он покорил, пирамида казино «Луксор» в Лас-Вегасе, Бруклинский мост и Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке, «Бурдж Халифа» в Дубае (828 метров), Эйфелева башня в Париже, офисы банков различных столиц мира, Главное здание МГУ и «Башня Федерация» в Москве и пр.
Основные понятия в паркуре
Это основные и одни из самых распространенных терминов, применяемые большинством трейсеров:
Accuracy Jump (англ. «аккураси» – «аккуратность») – прыжок, в котором важны точность приземления, координация, равновесие. Например, прыжок на перила с целью устоять на них
Balance – удержание равновесия на ногах в различных ситуациях (например, во время ходьбы по периллам)
Blind Jump – прыжок «вслепую», когда не видно точки приземления
Cat Balance – удержание равновесия с опорой на все четыре конечности (обычно применяется, когда нужно безопасно пройти по узкой поверхности)
Vault (англ. «воулт» – «опорный прыжок») – любой элемент, в котором на препятствие выполняется опора руками
Gate Vault – переваливание своего тела через препятствие с опорой на пресс, а затем приземление из получившегося положения на ноги
Monkey Vault – преодоление препятствия с опорой на руки и пронесением ног между рук;
Reverse Vault – преодоление препятствия за счет опоры на него руками и поворота тела на 360 градусов вокруг своей оси
Roll Vault – кувырок через плечо прямо на поверхности препятствия
Drop (англ. «дроп» – «падать») – прыжок с высоты, выполняется в движении или с места
Spring Jump – прыжок с разбега для преодоления препятствия без применения рук
Tic-Tac, One-Two – отталкивание от одного препятствия для преодоления другого
Wall Pass – преодоление стены
Wallrun – бег по стене вверх. Обычно трейсер совершает от 1 до 4 шагов, с помощью или без помощи рук с целью набора высоты для достижения труднодоступного места, либо с последующим выполнением виса (cat leap), прыжка или другого элемента. Для успешного выполнения элемента нужна начальная горизонтальная скорость (разбег)