Любовь ДУХАНИНА
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, лауреат Премии Правительства России в области образования
«Этот год дал нам колоссальный рост числа звонков по «горячим линиям». Основной лейтмотив вопросов и жалоб – нечестность и несправедливость. Растет уровень претензий к качеству образования.
Какие мы фиксируем нарушения прав ребенка со стороны взрослых?
На подготовительном этапе – отказ в приеме заявления на сдачу экзамена по выбору, не внесение ребёнка в базу данных сдающих, обучение по программам, не соответствующим стандартам.
На этапе сдачи экзамена – отсутствие в списках сдающих на пункте приёма экзамена, неквалифицированный организатор, необеспечение условий для сдачи, невозможность подать апелляцию на процедуру или даже принуждение к отказу от апелляции.
Если ребёнок не подал апелляцию в тот момент, когда он находился в пункте приёма экзамена, из-за того, например, что ему не дали чистый листок, то, выйдя за территорию, он теряет это право. Взрослые достаточно часто этим пользуются.
Также встречаются жалобы на нарушения после экзамена – невозможность ознакомиться со своей работой. Когда ребёнок может посмотреть отсканированную копию написанного – это позитивное направление развития экзамена. Остаются вопросы в связи с реализацией прав детей-инвалидов. Министерство образования и Рособрнадзор в последние два года сделали хорошую нормативную базу об особых условиях сдачи единого госэкзамена для детей с особенностями здоровья. Как результат – наблюдается рост количества детей с особенностями здоровья, сдающих экзамен в формате ЕГЭ.
Этот год нам показал наличие и других социальных рисков. Это растущее чувство несправедливости у честных граждан, освоение учащимися модели коррупционного поведения, выдавливание слабых учеников из школы после 8 класса. Школы, конечно же, беспокоятся о результатах следующего учебного года и пытаются страховать себя таким образом. Появилось такое явление, как ЕГЭ-туризм. В предыдущие годы из некоторых регионов людей вывозили в другие регионы, для того чтобы они имели возможность лучше сдать (например, по данным радиостанции «Бизнес-FM», в Дагестане в этом году выпускники массово переезжали из городов в сёла, так как сдавать в горном селе проще и дешевле – нет камер наблюдения, телефоны не изымают, работы во время экзамена можно выносить, а отдать экзаменационный бланк специалисту стоит всего 2 тыс. рублей – примеч. редакции).
Конечно, эти и многие другие проблемы требуют нашего внимания. Очень важная задача – способствовать снижению тревожности. Один из часто задаваемых вопросов: когда и где мы увидим результаты? В прошлом году впервые Рособрнадзор установил минимальное пороговое значение по всем предметам до 1 сентября. Это было очень хорошим шагом, снижающим уровень тревожности и учителя, и семьи. Необходимо создать точный регламент ЕГЭ, в котором в том числе указать конкретную дату объявления результатов.
Одним из направлений обеспечения открытости является развитие системы общественных наблюдателей. Это новая система, фактически ей всего три года. За это время мы прошли от экспериментального внедрения до юридического закрепления этой системы. Второе, что нужно закрепить в нормативно-правовой базе, – это единый орфографический режим заполнения бланков ответов на ЕГЭ по всем предметам.
Есть мнение, что количество жалоб и выражений недовольства выросло еще в связи с тем, что люди освоили процедуру проведения ЕГЭ, и уже свою точку зрения выражают осознанно.