Расширенный поиск  

НОВОСТИ

 Как обеспечить безопасность детей в интернете?

В течение последних трех лет Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества инициирует и продвигает проекты по защите и развитию…

 Министр образования открыла первый «урок по композитам»

Министр образования РФ Ольга Васильева открыла в МГТУ имени Н.Э. Баумана уникальный центр «Композиты России», в котором сосредоточены ресурсы для полного цикла…

 Осторожно - ректор!

Наверное, есть ещё в нашей стране люди, для которых авторитет ректора является истиной в последней инстанции, путеводной звездой, а поступки – готовым образцом…

 Навальный и Калина готовят МАЙДАН?

Сегодня многие задаются вопросом, почему в Москве 26 марта на улицы вышла молодёжь ? Среди ответов - и простое любопытство, и активное распространение…

 У родителей спросить забыли?

В Мосгордуме обсудили возможность введения в московских школах религиозного питания. С идеей питания по «религиозным стандартам» выступил председатель комиссии…

Наш FACEBOOK


 

Наш опрос

Самый заслуживающий доверия источник информации при выборе учебного заведения - это:

28.8%
10%
15%
1.3%
11.3%
1.3%
32.5%
Loading...

Спецпроекты

Республика детства. 90 лет «Артеку» Знает каждый человек: С буквы «А» (заглавной) Начинается Артек – Детский лагерь славный. Самуил Маршак, «Веселое путешествие от А до Я» Летом 2015 года легендарный лагерь «Артек» отметил 90-летний юбилей. Это единственный в мире детский центр с такой длинной историей. Встретил свой день рождения он при всём параде: завершилась масштабная реконструкция шести основных входящих в него…

Евгений Ямбург: Мы сегодня заняты чем угодно, только не формированием толерантности...

Центр образования № 109, который в стране широко известен как «школа Ямбурга», живёт и развивается по собственным правилам и траекториям, – казалось бы, вопреки всем стрессам системы образования, болезненным для школы нововведениям и экспериментам. Сама школа Ямбурга выросла из эксперимента – из апробации адаптивной модели, которая приспосабливает систему обучения к потребностям и возможностям учеников, а не наоборот.

Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, – разработчик и автор уникальной методики, которая доказала свою успешность и на протяжении многих лет буквально выстраивает в очереди желающих попасть на обучение в эту уникальную школу.

Евгений Ямбург

Нет ничего интереснее и полезнее, чем общение с человеком, достигшим больших высот в профессии, тем более если этот человек – твой коллега. Евгений Александрович Ямбург стал гостем «Лектория для учителей», организованного Департаментом образования г. Москвы, и поделился своими мыслями о настоящем и будущем современной школы.

О причинах кризиса, который переживает учительство

Традиционный учитель оказался не готов к той ситуации, которая складывается сегодня в школе. Дети стали другими, огромная проблема современности – в генетической усталости. У большинства сегодняшних детей, вероятнее всего, будут проблемы с сетчаткой глаза. Скорее всего, будет склонность к диабету. Довольно часто будут встречаться минимальные мозговые дисфункции и многие другие проблемы.

Современной европейской эмансипированной женщине достаточно одного ребёнка, чтобы почувствовать себя матерью. А иногда ей проще завести собаку. Рожают такие женщины к 40 годам, когда проблемы бизнеса решены, когда они чувствуют себя независимыми. Мало кого беспокоит то, что есть большой риск появления ребёнка с отклонениями в развитии.

Генофонд во всём мире становится всё хуже. И, как показывает практика, – чем культурнее страна, тем ниже рождаемость. Обратите внимание: народы, живущие традиционно, у которых всё хорошо с рождаемостью, всё чаще переселяются в культурные страны, где больше комфорта. В этой ситуации меняется демографическая картина мира. В Германии уже через 10 лет будет больше турок, чем немцев. В Париже вы скоро не увидите белых лиц. Подобная картина будет и в России к 2052 году. Если раньше в российской глубинке рождалось по десять детей, двое из них умирали, то оставалось восемь здоровых. Это был естественный отбор, а мы от него ушли.

Ребёнок, рождённый сегодня, требует медицинского и психологического сопровождения вплоть до 11 класса. Любой родитель вправе привести ребёнка в обычную школу, но современный учитель попросту не готов работать с такими детьми, это новая педагогическая компетенция, которой не обучают. Такая ситуация сложилась сегодня во всём мире.

В России есть ещё одна проблема – тройной кризис: мировоззренческий, нравственный и психологический. Надежда на светлое будущее во времена СССР ещё была. А сегодня непонятно, куда мы движемся. Это и есть мировоззренческий кризис. Нравственный кризис в том, что шкала ценностей разрушена. И единственное, что способно восстановить эти ценности, – школа.

Исследования американских учёных доказали, что мужчины умирают раньше женщин, и часто это происходит из-за потери интереса к жизни. Такая потеря интереса в России наблюдается особенно, не только у мужчин. Это психологический кризис, который дальше будет только нарастать. Приходя в школу, ребёнок должен улыбаться, а этого не происходит.

О том, почему нельзя экономить на школе

В наши дни важна ранняя диагностика и ранняя коррекция дефектов у детей. Чем раньше мы узнаем о дефекте, тем лучше. Сейчас много детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Их интеллект в норме, но между нейронами мозга нет связей, а сигнал идёт очень быстро. Такой ребёнок больше 10 минут не держит в руках игрушку, бросает и тут же берёт следующую. А когда эти дети приходят в школу, то становятся её «грозой». Просить их стать спокойнее бесполезно.

Во всём мире таким детям дают специальные тормозящие таблетки, которые нужно принимать всю жизнь каждый день. Только так они могут заниматься с остальными. Есть и другой способ – учёба в специальном коррекционном классе.

У нас такие дети учатся в обычных классах, ими не занимаются надлежащим образом. А ведь благодаря своей гиперактивности они могут стать успешными бизнесменами, им подвластно делать 2–3 дела одновременно!

Наша недальновидность влечёт ужасающие последствия. Часто эти дети становятся преступниками. Оказывается, до 72% детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью отбывают сроки в колониях. Как говорил Бисмарк: «Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы».

О школьных событиях

Весь мир пребывает в цивилизационном кризисе. Постмодернист Беккет дал определение современному человеку – «это голый человек на каменистой земле и пустое небо над ним». Скучно, страшно. Отсюда поиск наркотиков, уход от реальности и т.п.

Педагогика должна быть событийной. События должны происходить в жизни ребенка, родителя, учителя. Какие бы лекции мы ни читали, в памяти и сердце остаются только волшебные встречи – с книгой, Богом, учителем.

Мы должны устраивать детям праздники в школе. Мало пригласить артистов, это не будет праздником. Христианство предполагало, что любое действо должно иметь две части: это приобщение к священному и веселье. Кстати, это понимали даже большевики – сначала съезд партии, потом – концерт. Сегодня веселье в основном присутствует в виде пошлости, и целая система праздников создаёт уклад жизни, атмосферу, с которой уроки просто несовместимы.

Стало очень трудно создавать события. Проходя по детскому саду, я заметил, как девочка делает движение по книге, как по экрану планшета, и не понимает, почему текст не увеличивается?! Родители дают детям играть гаджетами и спокойно занимаются своими делами. А проблемы-то у детей остаются.

В школе нужно стараться придумывать эти скрепы, изобретать коллективные творческие дела, вовлекать детей в совместную деятельность. Современные дети требуют интерактива, их нужно заинтересовать.

О толерантности

Мы сегодня заняты чем угодно – вопросами ЕГЭ, олимпиадами, сводками зарплат и тому подобным, но только не формированием толерантности. А между тем – это одна из главных проблем современной школы и российского общества в целом.

Мы почему-то ищем то, что нас разъединяет – философия, культура, искусство, история, – каждый строит стену между собой и другими. Тут, казалось бы, должна прийти на помощь европейская идея инклюзивного образования – обучать всех вместе – больных и здоровых детей, детей разных национальностей. Но если в Германии, например, люди к этому готовы (там учатся эмигранты с местными, инвалиды со здоровыми людьми), то мы пока не готовы. Я встретил в немецкой школе девочку в инвалидной коляске, которую сопровождал молодой парень. Спросил его, почему он это делает. Он ответил, что проходит альтернативную службу в армии. Я просто аплодирую этой системе. У нас же в это время понижают зарплату школьным психологам, воспитателям в детских садах, чтобы повысить зарплату учителям …

Ненависть в России зашкаливает и возникает по разным поводам, даже на пустом месте. Исследования наших учёных показали, что в России больше всего ненавидят инвалидов, стариков и сексуальные меньшинства, а также больных СПИДом. И что с этим делать? Нужно создавать такие ситуации, в которых отношение людей друг к другу, детей к окружающим их людям будет меняться. Последние исследования австралийцев доказали, что формирование толерантности возможно до 5–6 лет, она впитывается ребёнком в детском саду и семье. Дальше в этом направлении уже почти ничего невозможно сделать.

Известно, что один из способов лечения детей, больных церебральным параличом, – лечебная кинология. Это специальные физические упражнения и общение с животными. Благодаря ним дети чувствуют себя увереннее и не ощущают одиночества. Работая по этой системе, мы создали новый способ развития толерантности. Программа называется «Юный хендлер» (хендлер – тот, кто демонстрирует на выставках собак). Мы приводим здоровых детей из детского сада к детям-инвалидам для совместной терапии с собаками. Проводим общие соревнования, между детьми происходит своеобразное взаимодействие и обмен энергией. Сначала у здоровых детей наблюдается шок из-за того, что они никогда не видели инвалидов, либо не привыкли их видеть в таком количестве. Но тут помогает третий субъект – собака. И многие дети меняются на глазах.

Это не единственная возможность для воспитания терпимости. На Западе обычные люди приходят в дома престарелых и стригут стариков. Это – тоже организация взаимодействия. Понятно, что, наверное, проще не усложнять собственную жизнь и просто не делать этого. Но вот куда нас приведёт этот путь …

О работе в условиях образовательного комплекса

Важно верно понять преимущества и оценить опасности присоединения. В детском саду идёт первичная диагностика, ранняя коррекция. Переносить школьные методики в детский сад опасно для детей. На этой ступени образования ставится другая задача – развивать психическую функцию, мелкую моторику, тактильную память, коммуникативные навыки. Сейчас же наши детские сады усиленно «тренируют» ребёнка на поступление в школу. Это неправильно. Хочу сказать директорам, которые присоединили детские сады к школам, – будьте осторожны, не совершайте ошибок!

Мы любим детей, которые наполняются знаниями, как сосуды, а есть ещё дети, которые не наполняются. Но ими всё равно нужно заниматься. Каждому ребёнку на разных этапах развития требуется то дифференциация, то интеграция.

В условиях образовательного центра мы не будем делить классы, как делили раньше. Обучать математике, например, во всех шестых классах будем одновременно, но по группам. И родители с ребёнком смогут выбрать ту или иную группу по силам. Потому что кто-то сильнее в одном предмете, а кто-то в другом. Так мы сохраним классы целостными. На старшей ступени будут профильные классы – физмат, географический и т.д., но останется и общеобразовательный, к примеру, – компенсирующего обучения. Дети смогут изучать парикмахерское дело или гончарное искусство. Так мы их социализируем и не ограничиваем в развитии, чтобы при желании они могли получить больше знаний.

Существуют различные игровые методики, когда, объясняя что-то детям, мы проводим ассоциации. Но не каждый педагог справится с этим, не каждому инструмент по руке. Для того чтобы объяснить детям в корректирующем классе, что Агора – это рынок, мы закупаем и приносим на занятие оливки, чтобы они запоминали информацию ассоциативно. И так проводим каждый урок, с большим количеством дефектологических приёмов.

О том, как подготовить педагогов к работе по новым методикам

Подобным методикам можно обучить любого педагога. Для такой цели и разрабатываются профессиональные стандарты. В новом стандарте педагогического образования и системы переподготовки педагогических кадров отмечено, что учитель должен уметь описывать динамику развития ребёнка, причём не один, а вместе с психологом. Учитель должен оценивать развитие детей не по общим тестам, а по личному успеху каждого ученика.

В идеале педагог должен владеть всеми приёмами и навыками, работая с детьми. Директора школ сейчас за этим не следят, они стали менеджерами, а руководителю образовательного учреждения нужно быть объектно-ориентрованным. Директор сам должен разобраться с принципом методики, а потом поручать работу по этому принципу конкретному педагогу. Это вещь тонкая, которой сегодняшнему директору некогда заниматься, ведь он занимается экономикой.

О новом стандарте учителя

Образование, как известно, – сфера очень тонкая и чувствительная к любым изменениям, поэтому в контексте идеи открытого Правительства был создан Общественный совет при Министерстве образования и науки России. Президентом было дано поручение разработать стандарт для учителя русского языка и учителя математики, но мы посмотрели на проблему шире и разработали стандарт педагога вообще. Министр и его заместители были не просто смотрящими, а участвовали во всех обсуждениях и мозговых штурмах. Шла серьёзная, не бесконфликтная работа. Разработка стандарта была, на мой взгляд, очень позитивным опытом взаимодействия общественности, экспертов и администраторов высокого уровня.

В результате этой работы сформировался стержень проекта, элементами которого стали ФГОСы, стандарт профессиональной деятельности педагога и стандарт дошкольного образования. Эти стандарты – структурный элемент большого проекта, в который входят также повышение квалификации, обучение педагогов и эффективный контракт.

Последняя составляющая имеет немаловажное значение. Само по себе повышение заработной платы никакого повышения качества не даёт. Отсюда возникает идея эффективного контракта, при котором мы должны иметь индикатор оценки качества. Если, к примеру, одарённый ребёнок обучается в элитной школе, то понятно, что высокие результаты ЕГЭ и международных олимпиад – это безусловный показатель качества работы. А если у ребёнка проблемы в развитии, дислексия или дисграфия, 60 ошибок в начале обучения, и с помощью изощрённых методик мы даём 10 ошибок на выходе – это огромная динамика, но с точки зрения ЕГЭ – всё равно два! Поэтому к качеству нужно относиться внимательно – разрабатывать индикаторы, учитывать социальный, физический, психический контекст. Работа в этом направлении идет полным ходом.

Стандарт написан «на вырост», мы не готовы сейчас в полной мере к его реализации. Но нельзя и медлить. Существующее законодательство не даёт возможности работать по этому стандарту в полной мере, предстоит огромная работа по приведению законодательства в соответствие с ним. Представьте себе, – директор школы, пользуясь законным правом обучать инвалида, вводит особую должность для педагога. Ведь кто-то должен водить в школу ребёнка, у которого множественные дефекты, ДЦП. Но настанет время выхода этого человека на пенсию, и Пенсионный фонд не станет платить ему, потому что в нормативах, где определены должности, такой должности нет. Многие законодательные пробелы предстоит устранить.

  • Нажмите, для открытия изображения!
  • Нажмите, для открытия изображения!
  • Нажмите, для открытия изображения!
  • Нажмите, для открытия изображения!
  •  

Вернуться назад или поделиться
^ Наверх