Расширенный поиск  

НОВОСТИ

 Как обеспечить безопасность детей в интернете?

В течение последних трех лет Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества инициирует и продвигает проекты по защите и развитию…

 Министр образования открыла первый «урок по композитам»

Министр образования РФ Ольга Васильева открыла в МГТУ имени Н.Э. Баумана уникальный центр «Композиты России», в котором сосредоточены ресурсы для полного цикла…

 Осторожно - ректор!

Наверное, есть ещё в нашей стране люди, для которых авторитет ректора является истиной в последней инстанции, путеводной звездой, а поступки – готовым образцом…

 Навальный и Калина готовят МАЙДАН?

Сегодня многие задаются вопросом, почему в Москве 26 марта на улицы вышла молодёжь ? Среди ответов - и простое любопытство, и активное распространение…

 У родителей спросить забыли?

В Мосгордуме обсудили возможность введения в московских школах религиозного питания. С идеей питания по «религиозным стандартам» выступил председатель комиссии…

Наш FACEBOOK


 

Наш опрос

Самый заслуживающий доверия источник информации при выборе учебного заведения - это:

28.8%
10%
15%
1.3%
11.3%
1.3%
32.5%
Loading...

Спецпроекты

Республика детства. 90 лет «Артеку» Знает каждый человек: С буквы «А» (заглавной) Начинается Артек – Детский лагерь славный. Самуил Маршак, «Веселое путешествие от А до Я» Летом 2015 года легендарный лагерь «Артек» отметил 90-летний юбилей. Это единственный в мире детский центр с такой длинной историей. Встретил свой день рождения он при всём параде: завершилась масштабная реконструкция шести основных входящих в него…

Антон Молев: «Новые кадры должны обладать компетенциями…»

Антон Молев

В последнее время вопрос подготовки рабочих кадров в Москве приобретает все большее значение. Предлагаем читателям познакомиться с выступлением председателя Комиссии по образованию Московской государственной Думы Антона Молева на состоявшемся «круг-лом столе» «Повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям»:

«По оценкам исследователей рынка труда в Москве ежегодно требуется порядка 14–15 тыс. новых рабочих, из них порядка 3–4 тыс. на развитие производств, а около 10 тыс. – на замену выбывающим. Новые кадры должны обладать компетенциями, соответствующими времени, даже в том случае, когда речь идет о традиционных профессиях. К примеру, специальность слесаря по-прежнему продолжает оставаться лидером топ-10 наиболее востребованных рабочих профессий в Москве. Но сегодня слесарь – это человек, знающий как минимум основы компьютерных технологий, так как оснащение технологических производств программным обеспечением – это повсеместная практика. В связи с этим появляется задача качественной подготовки современных рабочих кадров. В частности, комплекс мер, направленных на повышение качества образования в Москве отражен в государственной программе «Столичное образование». Одной из поставленных задач программы является повышение к 2018 году доли до 80% выпускников государственных колледжей, обучавшихся по программам среднего профессионального образования сертифицированных работодателей. Стоит отметить, что в 2014 году доля составила 45% за отчетный период, а ведь практически 70% вакансий в Москве составляют рабочие профессии, включая производства и сервисное обслуживание производственного характера. Наиболее востребованы на столичном рынке труда рабочие строительных специальностей: каменщики, маляры, арматурщики, плиточники, бетонщики, штукатуры, слесари, сантехники и прочие.

В 2014 году в центрах прикладных квалификаций по 607 программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования прошли обучение свыше 29 тыс. человек. Вместе с тем участие работодателей в разработке образовательных программ в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными министерством образования РФ, к сожалению, минимально, хотя предполагается такое участие на всех уровнях, в том числе и в разработке самих ФГОС для рабочих специальностей. Но вследствие недостаточного участия работодателей в разработке ФГОС, выпускники, обучавшиеся по таким, не в полной мере доработанным стандартам, часто не удовлетворяют требованиям работодателей. Решение задачи обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов под конкретные рабочие места требует эффективного взаимодействия образовательных организаций и работодателей. Очевидным негативным следствием сложившейся ситуации является фактическая низкая эффективность бюджетных затрат, связанных с обучением студентов по не сертифицированным образовательным программам в колледже, а с другой стороны, необходимость работодателей дополнительно затрачивать в среднем порядка 30 тыс. рублей на дополнительное обучение выпускников колледжей, пришедших на работу.

Другой существенной проблемой в области подготовки специалистов, является снижение кадрового потенциала организации СПО и потребность в более современных образовательных программах. В государственных образовательных организациях города сохраняется, хотя и в меньшей степени, чем несколько лет назад, дефицит мастеров производственного обучения, владеющих перспективными технологиями и имеющих опыт работы на современном производстве. Доля работников в возрасте до 50 лет составляет более 50% от общей численности, но в то же время количество проработавших свыше 20 лет практически в 4 раза больше, чем педагогов со стажем от 5 до 10 лет. Новый приток в эту профессию не очень велик. Попытки решения кадровой проблемы предпринимаются путем организации системы повышения квалификации. Система действует достаточно давно, но есть конкретные цифры, которые предоставляются исполнительной властью. За последние 5 лет 95% преподавателей повышали свою квалификацию на бюджетной основе более двух раз. В 2013 году в программе повышения квалификации приняли участие 50 тыс. преподавателей и руководящих работников колледжей.

Но, несмотря на неполное соответствие качества подготовки специалистов, в условиях повышенного спроса выпускники колледжей не испытывают значительных проблем с трудоустройством. Вследствие существенного спроса, около 80% из них находят работу в течение первого года после завершения обучения.

Говоря о контингенте выпускников, получающих рабочие специальности, проблемой, особенно характерной для Москвы, является отсутствие престижности данных специальностей. Устройство ученика после 9 класса в учреждения СПО не является приоритетным или хоть в сколько-то значительной степени развитым направлением. Среди важнейших мер для повышения престижа рабочих профессий видится создание прозрачной информационной среды, содержащей сведения о текущем состоянии рынка труда и его прогнозному развитию для различных категорий населения: соискателей, органов исполнительной власти, работодателей, абитуриентов. Для организации качественной профориентации в системе образования вслед за таким интересным проектом, как «Университетские субботы», был запущен проект «Профессиональная среда», который позволяет молодежи знакомиться с работой того или иного предприятия перед тем, как сделать свой выбор в рамках обучения. По субботам колледжи открывают свои двери для 7–8-классников и предлагают им вместе с родителями посмотреть воочию на то, насколько это может быть интересно, увлекательно и перспективно.

МосГорДума

В системе Департамента образования города Москвы в настоящий момент функционируют 60 профессиональных образовательных организаций, которые реализуют 64 программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, и 110 программ подготовки специалистов среднего звена. Общий контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования составляет около 95 тыс. студентов. В настоящее время в соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки на базе московских колледжей созданы 26 центров профессиональных квалификаций по 13 наиболее востребованным экономикой города направлениям. Это финансово-банковская сфера, технологии и машиностроение, информационные технологии, сфера обслуживания и гостинично-туристическая сфера, химические технологии, экология и новые материалы, железнодорожный транспорт, телекоммуникации, информационная безопасность, жилищно-коммунальный комплекс, медицинская техника и оптика, автотранспорт, вождение и ремонт автомобилей и автодорожного хозяйства, технология общественного питания и пищевые технологии, а также строительная и издательско-полиграфическая сфера.

Что касается трудоустройства – в последние годы создана служба содействия трудоустройству выпускников при колледжах, которая обязана обеспечить не только высокий процент, но системность и целевой характер трудоустройства. Служба должна обеспечить гарантированное предоставление 2–3 рабочих мест каждому выпускнику в соответствии с его квалификацией, а при повторном обращении выпускников в данную службу им должно оказываться сопровождение до фактического трудоустройства и закрепления на предприятии. Особые условия предоставляются детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В колледжах города обучаются около 3 тыс. таких детей-сирот и 3 тыс. детей с ОВЗ. В течение трех лет по окончании колледжа такие выпускники должны получать помощь специалистов образовательной организации, которую они окончили, и социально-трудовую адаптацию при устройстве на современном рынке труда. В какой степени все эти задачи будут выполняться, мы поймем позже, потому что данная практика только началась.

Перед системой профессионального образования в целом стоит задача развития механизма государственно-частного партнерства в целях консолидации ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций. Со стороны государства активно функционирует система социальной поддержки и сопровождения молодежи. Со стороны бизнеса имеются ясные представления о фактической потребности в специалистах и тех компетенциях, которыми эти специалисты должны обладать. Кроме того, бизнес располагает профессиональными кадрами, которые непосредственно находятся на производстве и владеют современными технологиями. Для развития партнерских отношений между структурами необходимо переходить от разовых договоренностей к системе заключения соглашений о сотрудничестве, основанных на долгосрочном планировании и взаимодействии. В настоящее время в практике образовательных организаций работодателей применяются отдельные инструменты государственно-частного партнерства. Участие работодателей в повышении эффективности процесса подготовки специалистов заключается в известном всем практическом обучении студентов на реальных рабочих местах, стажировки преподавателей, проведении занятий для студентов представителями предприятий, участие работодателей в разработке и экспертизе учебно-программной документации. В Москве имеются примеры успешных практик, к примеру, в сфере связи и автомобильной промышленности.

Итак, задача подготовки рабочих кадров, обеспечивающих потребности промышленности города, требует комплексного подхода во взаимодействии бизнеса и органов власти, участия работодателей на всех этапах образовательной подготовки, независимой оценки качества кадровой подготовки, формирования прозрачности системы информирования общественности о текущем состоянии рынка труда и его развитии».

Система профессионального образования (СПО) города Москвы

Система профессионального образования (СПО) города Москвы

•          Учет региональных особенностей и приоритетных направлений развития страны в целом.

•          Многоуровневость, непрерывность, открытость и доступность.

•          Создание, в соответствии с указом Президента Российской Федерации, сети многофункциональных центров профессиональных квалификаций (МЦПК).

•          Независимая оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций объединениями работодателей: ТПП РФ, МЧС, РЖД, Метрополитен, Metro, Haas, Volvo, Simens и др. с выдачей соответствующих сертификатов.

Обучение ведется в 60 профессиональных образовательных организациях по 64 программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 110 программам подготовки специалистов среднего звена.

Общий контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования – около 95 тыс. студентов.

Вернуться назад или поделиться
^ Наверх