Дизайн: Слагаемые творчества
Дизайн – специальность увлекательная и удивительная, гармонично сочетающая в себе множество противоположностей.
С одной стороны это яркий пример творческой профессии: как таковую дизайн воспринимает любой неспециалист, а отделения подготовки в этой области почти в обязательном порядке открывают у себя творческие вузы (и на правах вступительного испытания предлагают студентам оригинальные тесты на «профпригодность»). С другой стороны, багаж знаний по точным наукам (а в некоторых областях дизайна и естественным), необходимый специалисту для работы, иногда не уступает объему подготовки «среднего» инженера – вот почему эту специальность успешно осваивают вузы и технического профиля.
Дизайн некоторым представляется «художественным излишеством», задача которого – сделать так, чтобы повседневные вещи были не только полезны для дела, но и приятны для глаза. Однако с этим высказыванием нередко соглашаются и дизайнеры, и инженеры – бывает, самым практически полезным оказывается наиболее эстетически выгодное решение.
Дизайн – направление вроде бы новое, впервые появившееся в официальном списке специальностей только в девяностые годы. Однако культурологический багаж, с которым необходимо ознакомиться специалисту, по временному объему занимает даже не века – тысячелетия. Искусство «делать красиво» в повседневной жизни ценилось с древнейших времен до наших дней, причем современность не отказывается от эстетического опыта прошлых веков… Заказы на создание «аутентичного» японского сада или зала ресторана в античном стиле – сегодня не редкость.
Специальность «дизайн» включает в себя множество конкретных специализаций, как объемных и сложных по наполнению (например, промышленный дизайн или популярный сегодня дизайн интерьера), так и более локальных – фитодизайн или дизайн текстиля. Но с чем бы дизайнер ни работал – с кузовом автомобиля или шариковой ручкой, – его задачей будет все то же приспособление вещи к человеку, удобство ее и красота. Возможно, именно поэтому учат «на дизайнера» на всех образовательных уровнях – от краткосрочных учебных программ до полноценного университетского образования, в том числе и за рубежом. Надо сказать, этот объем образовательных предложений отчасти определяет несколько парадоксальную ситуацию, сложившуюся на рынке труда, в чем-то сходную с «неродственными», но популярными современными специальностями экономического профиля. С одной стороны, кажется, что учебные заведения выпускают слишком большое количество специалистов, но с другой – для состоявшегося профессионала найти увлекательную и высокооплачиваемую работу не составляет труда. И, кстати, традиционный спор – можно ли научить профессиональным премудростям любого, или для дальнейшего совершенствования нужна «стартовая площадка» имеющегося таланта, – характерен и для дизайна. Не случайно творческие вузы, предлагающие эту специальность, в программу испытаний абитуриента в обязательном порядке включают тест на «креативные способности», а также классические вступительные испытания для художников – рисунок, живопись и графику.
Это логично, ведь дизайнеру (не важно, специализируется он на ландшафте или на авторской мебели) придется хорошо представлять, как держать в руках карандаш и не только… Проверка имеющихся знаний требуется не ото всех претендентов (многие курсы обещают «поставить руку» и тем, чья тренировка художественных навыков закончилась в школьном возрасте), но на выпуске умение представить портфолио (так или иначе нарисованные проекты) понадобится практически любому специалисту-дизайнеру. Рисовать придется многое и по-разному: от стандартного набора при обучении рисунку до полноценных проектов. Профессионал может выбирать, каким образом ему удобнее воплощать в жизнь свои идеи – карандашом или с использованием новейших компьютерных технологий, – но уметь справляться и с тем, и с другим он обязан. Знание живописной техники также необходимо будущему специалисту, в чем бы он ни специализировался – в окраске стен и расстановке мебели; в садовых дорожках или альпийских горках; в крое ткани и образе будущего костюма – законы цветоведения, композиции и иных живописных дисциплин универсальны, какие бы «краски» ни были на палитре. Разумеется, профессионал обязан уметь обращаться и с самыми современными средствами создания «креативных проектов» – с компьютерными помощниками… Этот «арсенал» также одинаково включается в подготовку специалистов как на краткосрочных курсах, так и на университетском уровне. Средний объем графических программ, которые предстоит освоить дизайнеру, включает более десятка наименований: Adobe PhotoShop, Illustrator, Page Maker, QuarkXPress, Corel Draw, 3DStudioMAX, Solid Works, Sierra Home 3D, Macromedia Flash и т.д.… Впрочем, как правило, основной образовательный акцент делается на нескольких программах из общего компьютерного арсенала. Иногда необходимая подготовка зависит и от области специализации – скажем, будущим дизайнерам интерьера и ландшафта в арсенал обязательно включат «технические» AutoCAD и ArchiCAD, ведь искусство читать и правильно оценивать чертежи таким специалистам необходимо.
Что касается технического и культурологического материала, то его наполнение сильно зависит и от качества курсов подготовки, и от непосредственной специализации. Будущему «ландшафтнику», к примеру, необходимо на опыте представлять не только как выглядит японский сад, но и какие растения там будут уместны и приживутся ли они в черте Подмосковья. Он также должен понимать и уметь объяснить, чем отличается английский пейзажный парк от французского регулярного, и можно ли последний расположить в пространстве среднестатистического садового участка. Дизайнер интерьера обязан разбираться в загадочных именах, которые носит мебель различных веков и стилей (как выглядит мебель в стиле Людовика XVI, какие изделия современных мастеров можно вписать в классический английский интерьер, и чем японский минимализм отличается от европейского). Его задача – уметь организовать в ограниченном жилом помещении заказанный хозяевами «уютный уголок», уложившись в рамки выделенного на это времени и бюджета, а это очень непросто – создать «иллюзию» греческого острова или «города будущего» в квартире с окнами на Кутузовский проспект. В первую очередь, необходим тот самый объемный культурологический багаж, который дают своим студентам не только университетские, но и качественные профессиональные курсы. Задача специалиста, как говорят на «музейном» наречии, – «насмотреть» разнообразные стилевые находки времени и отложить их в своей памяти до мелочей, по которым часто и создается стиль… Так, например, «цитатой», создающей в архитектурном пространстве иллюзию времени модерна, может стать пара витражей или изящные кованые решетки.
Аналогично и создателю другой «среды обитания» человека – костюма – понадобится ориентироваться в постоянно изменяющихся течениях моды, владеть навыками прогнозирования будущих модных тенденций и уметь «стилизовать» требуемое направление.
В любом случае приобрести «культурологический багаж» будущему профессионалу помогают и лекционные часы образовательного плана – история культур, история выбранного профессионального поприща (будь то садоводство, производство мебели или интерьерные стили), музейная практика, посещение тематических выставок. Однако не только «день минувший» интересен профессионалу – современные тенденции развития профильной области (капризам переменчивой госпожи Моды подвержены как одежда и обувь, так и мебель, обстановка и даже сады). Стоит оценить и опыт предшественников – с этой целью организовываются персональные выставки известных авторов на правах обучения и мастер-классы. Помимо общекультурных достоинств у такого рода обучения есть и практические. Во-первых, это знакомство с профессиональной средой прямо на месте обучения: не исключено, что талантливый студент, обративший на себя внимание «мэтра», имеет шанс обеспечить себя и удачной практикой, и рабочим местом. Да и в любой творческой специальности всегда полезно «на людей посмотреть и себя показать».
Как уже упоминалось, дизайн – это сочетание художественной задачи и точных наук. Поэтому в качественную подготовку специалиста обязательно входит профессиональное материаловедение. Профессионалу необходимо знать технику и технологию воплощения его дизайнерских фантазий – от крупного формата до мелочей. Скажем, для создания дизайн-проекта квартиры понадобятся не только очень высокой точности замеры всех помещений (многие отделочные материалы чувствительны к качеству поверхности, а наши дома и квартиры, к сожалению, далеко не всегда «могут похвастаться» идеально выровненными полами и стенами). Для осуществления проекта потребуются четкие знания о работе электрической, вентиляционной, сантехнической систем квартиры и всего дома (при неправильной оценке дизайнером возможностей электросети или стояка «уютное гнездышко» может стать потенциально опасным для жильцов)... В деле создания прекрасного сада также понадобится подробная карта рельефа местности, расположение грунтовых вод, состав почв. Кроме того, придется обратить внимание на режим цветения растений на клумбе, устойчивость их к зимнему холоду, требовательность к уходу, материалы дренажной системы и качество садовых дорожек… Чтобы стать профессионалом в деле создания образа с помощью «красок» – ткани и аксессуаров, мастеру требуется изучить особенности и принцип работы оборудования, навыки швей и секреты технологов, а также образцы тканей и фурнитуры, то есть все те возможности, которые предоставляет современный рынок. Придется познавать на практике и тонкости «кройки и шитья».
Дизайнеру необходимо знать и ответ на вопрос, сколько стоит его творческий замысел. Следовательно, в профессиональном багаже специалиста должны быть еще и объемные экономические знания. Рынок (в любой области) предлагает множество материалов – от экономичных вариантов до эксклюзивных предложений, и решение проблемы «цены–качества» чаще всего возложено на плечи автора проекта. Уверенное ориентирование в этом вопросе – одна из немаловажных составляющих успеха любой профессиональной дизайнерской «конторы». Касается это не только материалов, но и услуг – востребованная сегодняшним рынком труда «универсальная» подготовка специалистов сказалась и на дизайне; разумеется, многие дизайн-группы представляют собой творческий союз «узких специалистов», однако ценятся и дизайнеры-универсалы, способные найти общий язык и добиться точного выполнения проекта от строителей, отделочных рабочих, электриков и т.д. Возможно, потребуется согласование дизайн-проекта и в юридическом плане, и здесь специалист тоже должен быть подкован: профессиональные нормативы, такие как устройство и переустройство жилых и общественных помещений, земельная собственность и интеллектуальная – все это входит в сферу профессиональных интересов дизайнера.
Наконец, еще один необходимый компонент, научиться которому «на студенческой скамье» достаточно сложно, однако он обуславливается самой спецификой работы. Дизайнер – творец по заказу, и для него «понять другого» – это не житейская роскошь, а профессиональная необходимость. Равно как и требование находить общий язык, переводить желание заказчика на язык дизайн-проекта и согласовывать идею. Здесь, несомненно, понадобится умение четко видеть своего клиента и «целевую аудиторию» – все люди совершенно разные, и то, что одному представляется идеальным решением задачи, у другого вызовет совершенно иные ассоциации. А на то, чтобы найти общий язык с клиентом, в большинстве дизайн-бюро отводится ограниченное время. Поэтому психологическая подготовка будущему специалисту так или иначе понадобится. Искусство вести переговоры, умение представить свой проект в выгодном свете – нужны дизайнеру не в меньшей степени, чем, скажем, бизнес-лидеру. Тем более, нередко он и является таковым в своем деле, приносящем как моральное, так материальное удовлетворение.